Статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере Воронежской области.
Задачи исследования:
1. Характеристика рынка бытовых услуг;
2. Анализ структуры бытовых услуг по формам собственности и на душу населения;
3. Изучение динамики потребительского рынка бытовых услуг за 5 лет;
4. Определение тенденции бытовых услуг на душу населения;
5. Выявление взаимосвязи между размером бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом;

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..…………...4
1. Понятие рынка бытовых услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года………………………………………………………………5
2. Структура бытовых услуг региона и области……………………………...14
По формам собственности………………………………………………14
На душу населения……………………………………………………....15
3. Анализ динамики потребительского рынка бытовых услуг (5 лет)………17
4. Методы определения основной тенденции бытовых услуг на душу населения (10 лет)………………………………………………..…………..20
Методом скользящей средней……………………………..……………20
Методом аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя………………………………………………..……………….22
5. Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуги на душу населения и среднедушевым доходом………………...…27
6. Дисперсионный анализ, выявленной в группировке взаимосвязи……….30
7. Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размерами бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом……………………………………………………………….………34
Выводы и предложения…………………………………………………………40
Список литературных источников…………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик статистика рынка.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вологодская Государственная Молочнохозяйственная

Академия  имени. Н.В. Верещагина»

 

Экономический факультет

 

Специальность: маркетинг

Очное обучение

 

 

 

Кафедра статистики и экономического анализа

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я    Р А Б О Т  А

 

по  курсу «Статистика рынка»

На тему: «Статистический  анализ потребительского рынка бытовых услуг Воронежской области»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                         С. Н. Маслинская

студентка 635 группы

 

 

 

Проверила:               Н. Г. Селина

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда – Молочное

 

2009

Содержание

 

Реферат……………………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………..…………...4

  1. Понятие рынка бытовых услуг и его состояние по России и региону за последние 3 года………………………………………………………………5
  2. Структура бытовых услуг региона и области……………………………...14
  3. По формам собственности………………………………………………14
  4. На душу населения……………………………………………………....15
  5. Анализ динамики потребительского рынка бытовых услуг (5 лет)………17
  6. Методы определения основной тенденции бытовых услуг на душу населения (10 лет)………………………………………………..…………..20
  7. Методом скользящей средней……………………………..……………20
  8. Методом аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя………………………………………………..……………….22
  9. Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером услуги на душу населения и среднедушевым доходом………………...…27
  10. Дисперсионный анализ, выявленной в группировке взаимосвязи……….30
  11. Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий взаимосвязь между размерами бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом……………………………………………………………….………34

Выводы и предложения…………………………………………………………40

Список литературных источников…………………………………………...…42

Приложения………………………………………………………………...……43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Статистический анализ основных показателей потребительского рынка бытовых услуг на примере Воронежской области.

Страниц 51,таблиц 16, рисунков 9, формул 59

Рынок, бытовые услуги, состояние, структура, формы собственности, анализ, динамика, потребительский рынок, тенденция, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание, прогноз показателя, корреляционно-регрессионный анализ, взаимосвязь, индекс потребительских цен. 

Охарактеризовано состояние потребительского рынка бытовых услуг в Российской Федерации в настоящее время при помощи показателей структуры и динамики. Проведен анализ распределения объемов бытовых услуг Воронежской области по формам собственности, на душу населения. Выявлена зависимость между объемом бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом с помощью методов аналитической группировки, дисперсионного и корреляционно – регрессионного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением личных потребностей человека, а также изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам.

В новых условиях структура  отраслей бытового обслуживания претерпела значительные изменения. Существенно расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. Структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, формализации процесса управления развитием рынка бытовых услуг.

Целью данной курсовой работы является статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг на примере  Воронежской области.

Задачи исследования:

  1. Характеристика рынка бытовых услуг;
  2. Анализ структуры бытовых услуг по формам собственности и на душу населения;
  3. Изучение динамики потребительского рынка бытовых услуг за 5 лет;
  4. Определение тенденции бытовых услуг на душу населения;
  5. Выявление взаимосвязи между размером бытовых услуг на душу населения и среднедушевым денежным доходом;

Исследования проводятся с помощью статистического анализа  с помощью следующих методов:

- методом скользящей  средней;

- методом аналитического выравнивания;

- методом аналитической  группировки;

Применён дисперсионный  и корреляционно-регрессионный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие рынка бытовых услуг и его состояние по России и региону  за последние 3 года

 

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Бытовое обслуживание населения – часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее  в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства  с соответствующей индустриальной материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами бытового обслуживания, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.    В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.      Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов – банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25–30% ежегодно и обусловлен главным образом стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.  По данным Bauman Innovation, целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых услуг в России сегодня выступают не более 10–15% населения – это наиболее обеспеченная часть россиян. Эта аудитория в целом уже охвачена действующими организациями бытового обслуживания. Данный факт позволяет полагать, что, несмотря на оптимистичные показатели развития отрасли бытовых услуг в России, уже в ближайшие годы тенденция бурного роста может приостановиться, поскольку рынок столкнется с ограничениями спроса.     В соответствии с неравномерностью спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода одними из основных тенденций производства бытовых услуг на современном этапе выступают: снижение предложения по целому ряду бытовых услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях «вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами.             Чтобы удержать свои позиции, компаниям, действующим на российском рынке бытовых услуг, необходимо организовывать грамотный менеджмент, разрабатывать эффективные бизнес-решения. Бизнес, связанный с предоставлением бытовых услуг населению, является одним из наиболее сложных в сфере услуг. Сложность ведения этого вида бизнеса связана с невысокой рентабельностью, которая даже у лучших предприятий редко поднимается выше 10%. Одними из основных направлений, обеспечивающих повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, выступают постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.        Диверсификация бизнеса проявляется в стремлении компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, ежегодно расширять спектр оказываемых услуг. В частности, крупные клининговые компании, действующие на российском рынке, помимо основных услуг по уборке помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг, ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие. В значительной мере увеличить оборот крупным игрокам рынка бытовых услуг позволяет экспансия в регионы. В частности, у всех лидеров рынка клининговых услуг на сегодняшний день есть филиалы. Сами игроки полагают, что открытие филиалов является более продуктивным способом развития, чем франчайзинг, поскольку в этом случае вся прибыль от эксплуатации бизнес-модели и брэнда остается в пределах одной компании, что немаловажно при невысокой рентабельности.          По мнению экспертов, в современных условиях наиболее перспективными являются две формы ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения – сопутствующая и сетевая формы. В первом случае развиваются компании, для которых бытовые услуги – это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники и электроники). Второй эффективной формой является сетевая, по которой работают предприятия, создающие свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти сетевые компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя франчайзинг. Самые представительные сети – в клининге, – одном из быстрорастущих сегментов рынка бытовых услуг, который на сегодняшний день включает и новые специальные виды услуг: ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.

Для российского рынка  бытовых услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных является невысокая рентабельность бизнеса. Даже у лидеров рынка рентабельность редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов.             В первую очередь именно на решение проблемы рентабельности ориентированы сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса бытовых услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно сегмент клининга увеличивается на 50%, в нем появляется до 20 новых компаний.  Среди других актуальных для российского рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:            – Низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата.         – Значительное количество проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия.         – Нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, аренды, коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.       Для решения актуальных для современного российского рынка бытовых услуг проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:    – Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения. Сегодня лишь 5% предприятий бытовых услуг пользуются кредитами коммерческих банков. Необходимо упростить доступ к кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80% предприятий бытовых услуг относятся к малому бизнесу.      – Предоставление предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.          – Совершенствование нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания.         –  И другие меры.

В целом для поднятия и развития отрасли бытовых услуг  в России важна социально-ориентированная  государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.  Экспертами отмечается значимость разработки институционального механизма регулирования рынка бытовых услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. В рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие свою деятельность по законам рынка. Деятельность первой группы предприятий направлена на решение государственных задач, а получение прибыли на втором месте. Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов. К примеру, устанавливаются верхние границы цен, при этом, если предприятие терпит убытки, они покрываются из бюджета. Этим предприятиям представляются многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств, субсидирование государством процентных выплат и т.д. Предприятия второй группы ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими субъектами рынка.       Подобная система организации услуг сочетает платность и льготность, открыта для всех потребителей, предоставляя возможность наиболее полного удовлетворения бытовых потребностей групп населения с различным уровнем дохода.            

Классификация бытовых  услуг:        1. Услуги парикмахерских:        Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет.       В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.       2. Химическая чистка одежды, услуги прачечных:      Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды – это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.   Кроме того, техническое перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.        Для предприятий химической чистки актуальны также проблемы развития сети приемных пунктов в шаговой доступности, совершенствования технологических процессов и нормативной базы, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.       3. Фотоуслуги:        Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок и изготовлению любительских фотографий.          Тенденции развития фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились, другие стремительно развиваются. Вытеснение таких услуг, как изготовление художественной фотографии, портретов, фотокерамики обусловлено рядом объективных причин: обязательное наличие значительных производственных площадей, особые санитарные требования, отсутствие высококвалифицированных специалистов, сложная технология изготовления фотокерамики (свинцовое напыление, эфирные обработки, обжиг и т.д.).      4. Услуги ломбардов:       Особенностью развития данного вида услуг на современном этапе является то, что ими все чаще пользуются предприятия малого бизнеса.  Сложности с получением кредитов коммерческих банков вынуждают предпринимателей обращаться к более простым схемам залогового финансирования.           В числе негативных тенденций развития данного вида услуг – наличие нелегального рынка скупки драгоценных металлов и камней, связанного с отменой лицензирования данного вида деятельности.    5. Услуги бань:          По итогам опросов населения спрос на услуги бань наименее удовлетворен: около половины опрошенных считают, что бань в городах не хватает.           Необходимо ускорить проведение конкурсов и создать для инвесторов наиболее благоприятные условия с учетом обременений по социальному профилю деятельности бань.         6. Услуги проката:          На сегодня наиболее востребованы услуги по прокату дорогостоящих товаров краткосрочного (сезонного) использования: туристическое снаряжение; свадебные, карнавальные костюмы; сложная бытовая техника, автомобили и т.п. В перспективе именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие услуг проката.       У определенной категории потребителей (студенты, проживающие в общежитиях, гости столиц, прибывающие в город на срок до 1 года и снимающие жилье, новоселы-молодожены, не имеющие возможности приобрести все необходимое, и т.п.) продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.). Учитывая незначительное количество жителей, пользующихся услугами проката, этот сегмент услуг сохранится в прежних объемах.            7. Услуги по профессиональной уборке помещений (клининговые услуги): По оценкам зарубежных экспертов развитие услуг по профессиональной уборке помещений является признаком роста благосостояния и высокого уровня экономического развития общества.      При оказании услуг клининговые компании руководствуются Санитарными нормами содержания помещений, Государственным стандартом ГОСТ Р 51870–2000 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия». Предприятия, входящие в состав Ассоциации русских уборочных компаний, оказывают услуги в соответствии с Международным стандартом ГОСТ РИСО 9001–2001 «Система менеджмента и качества».       По оценкам специалистов и отзывам жильцов качество уборки и содержания объектов стало значительно выше.      8. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов:   Опыт показывает, что в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных центров, в том числе сервисные центры при торговых центрах. Таких центров в Москве немного, однако, чтобы услугами таких предприятий смогли воспользоваться все жители столицы, необходимо развивать сеть приемных пунктов, в том числе в районах массовой жилой застройки.        Широкий ассортимент и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют соответствующего уровня подготовки кадров, что  в настоящее время является одной из основных проблем.    9. Пошив и ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий:         Высоким спросом пользуются ремонтные виды работ. Это явилось стимулом для развития небольших мастерских в торговых центрах, на рынках.            По результатам социологических опросов более 50% опрошенных считают, что таких предприятий недостаточно, особенно предприятий по пошиву кожаных, меховых и трикотажных изделий.      Кроме того, для предприятий данного вида услуг существует проблема нехватки квалифицированных кадров, т.к. профессии непрестижны и зачастую малооплачиваемы.         10. Изготовление и ремонт мебели:       Спрос населения на эти услуги и соответственно спектр услуг в последние годы претерпели значительные изменения.      Насыщение рынка разнообразной по качеству и ценам мебелью привело к резкому сокращению спроса на изготовление мебели и ремонтные виды работ по корпусной мебели. Спрос населения на ремонт мягкой мебели сократился в меньшей степени, услуги по ее обивке и перетяжке пользуются спросом у населения.          Возрос спрос населения на услуги по изготовлению встроенной мебели по образцам, однако такие работы в основном выполняют промышленные мебельные предприятия, имеющие для этого более совершенную техническую и материальную базу.        11. Ремонт и пошив обуви:       Требуется дальнейшее развитие сети этих предприятий, что приведет к развитию конкурентной среды и снижению цен на услуги.   Количество предприятий по пошиву обуви в последние годы резко сократилось. Причина – в насыщении рынка обувью разнообразного ассортимента и ценовых категорий. Услугами по пошиву обуви пользуются лица, не имеющие возможности приобретать готовую обувь из-за особенностей в строении стопы или имеющие желание и возможности заказывать эксклюзивную обувь по индивидуальным образцам.  Насыщение рынка обувью также определило тенденцию к резкому снижению спроса населения на сложный ремонт, реставрацию, окраску обуви. Это в свою очередь привело к росту сети мелких предприятий по ремонту обуви, оказывающих ограниченный перечень услуг и располагающихся в киосках, на небольших площадях в магазинах, торговых центрах, предприятиях бытового обслуживания иного профиля.  Дальнейшее развитие сети таких предприятий сдерживается трудностями с выделением и оформлением земельных участков под киоски и палатки.  Кроме того, для предприятий по ремонту обуви как и для других небольших предприятий бытового обслуживания населения существует проблема предоставления населению информации об их местонахождении в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных помещениях жилых домов.       12. Ритуальные услуги:        Учитывая социальную значимость похоронной отрасли, Правительство уделяет постоянное внимание ее развитию и укреплению материально-технической базы. На строительство и реконструкцию объектов ритуального назначения (кладбищ, крематориев и т.д.).     Требуется обеспечить стабильное финансирование в полном объеме похоронной отрасли.           Другой задачей отрасли является обеспечение наличия свободных территорий под захоронение умерших.       В существующих условиях резерв земель для захоронений должен быть создан за счет расширения существующих и строительства новых кладбищ. 13. Комплексные предприятия бытового обслуживания по типу «мультисервис»:         Возможность получения комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения, а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта обеспечивает наибольшую эффективность работы и доступные цены на услуги.            Для предприятий типа «мультисервис» существует проблема предоставления населению информации об их местонахождении в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных помещениях жилых домов[15].

Информация о работе Статистический анализ потребительского рынка бытовых услуг Воронежской области