Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:21, доклад
Итак, начнем с рассмотрения макроэкономической обстановки, в которой складывалась национальная система государственного регулирования страхового рынка России. Как уже было упомянуто в первой главе, вопрос о государственном регулировании экономики впервые был поднят на этапе перехода, как тогда говорилось, к "регулируемому рынку", то есть с 1987 г. по начало 90-х гг. Поскольку своих, отечественных исследований в этой области к тому моменту было немного, за теоретическую основу государственного регулирования были взяты западные теории, причем на начальном этапе - не все, а часть их (монетаристское направление).
Включение страховых медицинских
организаций в систему
Российская система
До 1992 года регулированием страхового
рынка занималось Министерство финансов.
Оно, в частности, выдавало лицензии
на страховую деятельность, вело регистрацию
страховщиков и государственный
реестр, выполняло другие минимально
необходимые функции. Регулирование
допуска на рынок было чисто формальным,
допускались все желающие. Практически
никаких мер в области
В ходе демонополизации страхования государство в известной мере потеряло контроль над страховой отраслью, что значительно осложнило развитие рынка. Кроме того, "отдалению" государства от страхования способствовал кризис советской системы госстраха, максимально проявившийся в отказе от компенсаций по своим обязательствам (речь идет о долгосрочных договорах личного страхования, накопления граждан по которым обесценились в результате либерализации цен 01.01.1992 года), подорвавшем доверие страхователей и к государству, и к страхованию. Поэтому понадобилось некоторое время, чтобы создать систему государственного регулирования страхования, подобную аналогичным системам в развитых странах.
Эта система включает три
составляющие: законодательство, регулирующее
страхование; выполняющий регулирующие
функции орган страхового надзора
и косвенные экономические
Этап демонополизации окончательно завершился с принятием 27 ноября 1992 года Закона "О страховании", заложившего основы правового регулирования страхового дела на ближайшие несколько лет. Несколькими месяцами раньше Указом Президента от 10.02.92 г. № 133 в целях обеспечения эффективного развития рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства была учреждена Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). С ее функционированием связан второй этап в истории современной системы государственного регулирования страхового рынка России - назовем его этап экстенсивного роста.
На этом втором этапе наблюдался
беспрецедентный в мировой
Правда, доля страховой премии
в ВВП росла не столь быстро,
что не умаляет заслуг отечественных
страховщиков, сумевших за несколько
лет практически с нуля создать
рынок страховых услуг, предложение
которых с точки зрения одного
только количества видов страхования
в десятки раз превысило "достижения"
Госстраха. К началу 1996 года отечественное
страхование прошло в своем развитии
путь, на который европейским
Не было эффективного механизма
регулирования структуры
С точки зрения правового
регулирования, такие перекосы были
изначально заложены в п. 2 Постановления
Верховного Совета "О введении в
действие Закона РФ "О страховании",
определявшем минимальный размер уставного
капитала в размере 2 млн. неденоминированных
рублей для страховщиков и 15 млн. руб.
для перестраховочных организаций.
Никакого механизма индексации размера
уставного капитала заложено не было,
и величина его очень быстро обесценилась.
Кроме того, законом не предусматривалось
(в отличие от большинства развитых
стран) требование вносить уставный
капитал исключительно
Чтобы как-то исправить создавшееся
положение Росстрахнадзор ввел собственные
требования к размеру уставного
капитала и иных собственных средств.
10 При обращении страховой
по виду страховой деятельности: страхование жизни - 15%, но не менее 150 млн. рублей
по видам страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, страхование грузов, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - 15%
по видам страховой деятельности: страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование других видов имущества, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств - 25%
по видам страховой
деятельности: страхование финансовых
рисков, страхование гражданской
ответственности предприятий
но не менее 250 млн. рублей
по видам страховой деятельности:
страхование средств воздушного
транспорта, страхование средств
водного транспорта, страхование
финансовых рисков, страхование гражданской
ответственности перевозчика, страхование
гражданской ответственности
Поскольку планирование поступлений
страховой премии в России на практике
никогда жестко не регулировалось и
выполнение этих планов не контролировалось
(в отличие от Германии, откуда эта
мера регулирования была позаимствована),
в качестве планируемой величины
страховая компания могла заявить
абсолютно любую сумму без
последствий для себя, следовательно,
ограничения, установленные в процентах,
ничего для регулирования не давали.
Ограничения по сумме, хотя и значительно
превышали установленные
Косвенных методов регулирования размеров собственного капитала страховщиков на тот момент Росстрахнадзором предложено не было.
Следовательно, в этот период, с одной стороны, наблюдался резкий приток капитала в страховую отрасль. С другой стороны, состояние капитала страхового бизнеса и, следовательно, возможность страховщиков принимать крупные риски на собственное удержание, все же оставались неудовлетворительным по сравнению с уровнем развитых стран, при в целом пассивном отношении к этой проблеме государственных органов.
Не было выработано эффективных методов регулирования видовой структуры страхового рынка. Новые, недавно созданные страховые организации были склонны к необоснованной специализации на "конъюнктурных" видах страхования, дающих "быстрые деньги", но не способствующих стабильной работе в будущем. Для российских страховщиков того периода таких видов страхования было три: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование автотранспортных средств и "зарплатные" схемы страхования жизни
Страхование ответственности
заемщиков за непогашение кредитов
как вид страхования возникло
как чисто российское изобретение,
тогда как во всем мире этот риск
в таком виде не страхуется. Разумеется,
страхование рисков при осуществлении
кредитной деятельности проводится
и в развитых странах, но в других,
более юридически и экономически
обоснованных формах. В России расцвет
страхования ответственности
Впоследствии проведение
этого вида страхования было запрещено,
Росстрахнадзор обязал страховщиков прекратить
операции по нему и сдать лицензии
(точнее обменять их на новые, соответствующие
новой редакции Условий лицензирования).
Однако к тому времени уже накопилось
столько неисполненных
Страхование автотранспортных средств, напротив, является нормальным видом страхования, проводимым во всех странах, в том числе и в СССР в системе Госстраха. На рассматриваемом этапе некоторые компании, при благоприятных конкурентных условиях, активно расширяли деятельность по автотранспортному страхованию, но делали это односторонне, не придавая значения сбалансированности страхового портфеля. Кроме того, на рынке практически отсутствовала инфраструктура по урегулированию убытков и предупреждению недобросовестного поведения страхователей. В результате к тому времени, когда начались крупномасштабные выплаты, компании оказались к этому не готовы ни в финансовом, ни в организационном отношении. По такой схеме с конца 1995 г. стали приходить к банкротству некоторые достаточно известные страховые компании.