Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:21, доклад
Итак, начнем с рассмотрения макроэкономической обстановки, в которой складывалась национальная система государственного регулирования страхового рынка России. Как уже было упомянуто в первой главе, вопрос о государственном регулировании экономики впервые был поднят на этапе перехода, как тогда говорилось, к "регулируемому рынку", то есть с 1987 г. по начало 90-х гг. Поскольку своих, отечественных исследований в этой области к тому моменту было немного, за теоретическую основу государственного регулирования были взяты западные теории, причем на начальном этапе - не все, а часть их (монетаристское направление).
Однако, несмотря на все недоработки, практика страхования подтвердила, что нормальное развитие рынка возможно только при наличии эффективной системы государственного регулирования.
Перейдем к третьему этапу развития российского страхового рынка и системы государственного регулирования. Этот этап уже был назван нами выше как этап перераспределения. Началом его будем считать первую половину 1996 года. Переход к третьему этапу фактически имел два аспекта - юридический и экономический.
Юридический аспект перехода - это окончательное оформление трехступенчатой системы страхового законодательства. Как неоднократно отмечалось многими исследователями страхового рынка, до 1996 года система страхового законодательства была несовершенной и нуждалась в доработке. Начало 1996 года связано с завершением формирования системы страхового законодательства в его стандартном для большинства стран виде (трехступенчатая система).
Экономический (главный) аспект
перехода к новому этапу заключался
в том, что на первом и втором этапах
произошло первичное
Рассмотрим юридический аспект перехода.
Начало третьего этапа связано с резким изменением нормативной базы страхования, выражавшемся в следующих законодательных действиях:
введение в действие второй
части Гражданского Кодекса РФ (глава
48 ГК была полностью посвящена
принятие Закона РФ "Об акционерных обществах" (регулирующий деятельность в том числе и страховых акционерных обществ)
отмена налогообложения превышения фонда оплаты труда (изменившее содержание "зарплатных" схем)
принятие серии нормативных
актов по начислению взносов в
пенсионный фонд на страховые платежи
(в результате установлен режим, не
самый благоприятный для
принятие серии нормативных
актов то запрещавший, то разрешавших
отнесение страховых взносов
на себестоимость страхователя-
В результате была окончательно
сформирована трехступенчатая система
правового регулирования
Общее гражданское законодательство
Специальное страховое законодательство
Подзаконные акты и ведомственные нормативные акты
К общему гражданскому законодательству в России относятся правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права: Гражданский кодекс, Закон об акционерных обществах и др. Общее гражданское законодательство устанавливает организационно-правовые формы создания предприятий (в том числе и страховых), условия и порядок заключения договоров и выполнения сторонами обязательств по договорам, а также порядок взаимодействия предприятий между собой и с государством, порядок проведения расчетов между предприятиями и т.д. Нормативные акты этой группы по своей юридической силе выше, чем второй и третьей, они определяют порядок принятия, изменения и применения нормативных актов второй и третьей группы. Возвращаясь к отмеченным выше изменениям законодательства на рубеже 1995-1996 гг., следует отметить, что они относились в основном именно к общему законодательству, поэтому их значение в системе регулирования тем более важно.
К специальному (отраслевому) законодательству в области страхования относятся: законы РФ "О страховании" (современное название "Об организации страхового дела в РФ"), "О медицинском страховании граждан РФ" и др. Такое законодательство отражает специфику страховой отрасли, закладывает юридические основы страховых правоотношений, определяет общие правила поведения на страховом рынке.
К третьей группе относятся
подзаконные акты и нормативные
акты, издаваемые, министерствами и
ведомствами в пределах своей
компетенции. Важнейшими из них для
страхового рынка являются уже упоминавшиеся
выше акты Росстрахнадзора: "Условия
лицензирования страховой деятельности",
"Правила формирования страховых
резервов", "Правила размещения
страховых резервов", "Инструкция
о порядке расчета нормативного
соотношения активов и
В отличие от нормативных актов двух предыдущих групп, носящих только общеобязательный характер, из этой группы некоторые также носят обязательный характер, а другие имеют форму рекомендаций, соблюдение которых позволит страховщику избежать негативных последствий в ходе своей деятельности. Нормативные акты этой группы регулируют техническую сторону страхового дела, процедуры контроля страховщиков и т.п.
Третья группа нормативных
актов является самой гибкой и
динамичной, наиболее оперативно реагирующей
на потребности страхового рынка, так
как такие документы
Завершая рассмотрение трехступенчатой
системы российского страхового
права, отметим следующее. К началу
рассматриваемого этапа сам отечественный
страховой рынок просуществовал
почти 8 лет, а регулирующая его правовая
система, которая хотя бы по формальным
признакам соответствовала
Но если с законодательством, регулирующим страховое дело, ситуация в начале третьего этапа стала относительно ясной (за исключением ряда частных вопросов), то экономическая ситуация оказалась гораздо более сложной. Поэтому далее перейдем к рассмотрению экономических механизмов страхового рынка и их влияния на развитие системы его государственного регулирования.
В 1996 году обострились многие противоречия как на самом страховом рынке, так и во взаимодействии страхового сектора с другими отраслями экономики. Из них представляется необходимым выделить некоторые, особенно значимые для развития страхового рынка:
противоречие между
противоречие между
противоречие между
противоречие между
На тот момент в экономике в целом не закончился процесс "передела" собственности. Напротив, после того как в ходе приватизации закончился этап первичного распределения бывшей государственной собственности, началось ее активное перераспределение. И оно касалось не только собственности, но и, если понимать шире, бизнеса вообще.
Разумеется, это повлияло и на страховой рынок, причем такое влияние было двойственным. С одной стороны, вовлеченность в передел собственности потенциальных и реальных страхователей отрицательно сказывалось на их отношении к страхованию. Условием массового распространения страхования, как известно, в значительной степени является наличие собственников, имеющих интерес в сохранении имущества и доходов. Пока нет определившихся отношений собственности, нет, соответственно, и осознанных страховых интересов. Страхователям вообще просто "не до страхования", пока не решена более важная задача передела собственности. Новому собственнику нужно время на создание такой системы управления, чтобы в распоряжении предприятия было достаточно финансовых ресурсов, в том числе и для оплаты страховых услуг.
С другой стороны, начались процессы перераспределения и внутри самого страхового рынка. На наш взгляд, перераспределение страхового бизнеса имело два уровня:
Первый уровень - это перераспределение
страховых полей. Оно происходило
путем перехода из компании в компанию
портфелей договоров
Второй уровень - это перераспределение собственности (капитала) в страховой отрасли. Основными чертами этого уровня перераспределения на данном этапе были укрупнение страховых компаний и "кэптивизация" страхового рынка.
Укрупнение страховых
компаний было объективно необходимым
процессом, так как размеры собственных
капиталов вновь созданных
Под словом "кэптивизация" в рамках настоящего исследования понимается увеличение доли кэптивных компаний на рынке. Кэптивные компании (от англ. captive - "пленник") - элемент страхового рынка любой страны. Они создаются и функционируют при крупных предприятиях, финансово-промышленных группах (ФПГ), банках. В мире их насчитывается около 3400, к 2000 году ожидается увеличение до 4000. 16 Однако далеко не везде кэптивизация достигает такого уровня, как в России. Как правило, государство ограничивает создание кэптивных организаций путем введения дополнительных требований при регистрации, контроля тарифной политики, проверок финансового состояния и соблюдения законодательства и т.п. В России процесс кэптивизации ничем не сдерживался, а скорее наоборот, косвенно поощрялся, поэтому все более-менее значимые финансово-промышленные и банковские структуры обзавелись собственными страховыми компаниями, захватившими наиболее привлекательные участки рынка.
В результате перераспределения к началу 1998 года в России сложилась весьма своеобразная модель страхового рынка - рынок кэптивных компаний. "Кэптивизация" отечественного страхового рынка велась разными способами - создание крупнейших страховщиков при ФПГ и банках с наделением их большими собственными средствами и созданием благоприятных условий работы; приобретение ФПГ успешно работающих страховых компаний или крупных пакетов их акций; слияние и поглощение крупным кэптивным страховщиком мелких страховых компаний; объединение в кэптивные страховые группы и др. Конкуренция между сильными кэптивными и обычными, не кэптивными страховщиками была неравной и не в пользу последних. Если на предыдущих этапах лидерство на рынке было все же за крупными обычными страховщиками, то на рассматриваемом этапе они уступили позиции своим кэптивным конкурентам.