Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

Таможенные склады могут быть открытого  и закрытого типа. Складами открытого  типа являются те склады, которые доступны для хранения любых товаров и  использования любыми лицами. Закрытого  типа - если они предназначены для  хранения товаров владельца таможенного склада. Храниться на таможенном складе могут любые товары, за исключением товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу или вывозу из России.

Владельцем таможенного склада может быть российское юридическое  лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов.

Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет.

Операции, производимые с товарами, помещенными на таможенный склад:

- По обеспечению сохранности  (чистка, сушка, проветривание).

- С разрешения таможни могут  проводиться операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (сортировка, дробление партий, маркировка, перегрузка). А на территории всего Южного Таможенного Управления свою деятельность осуществляет 31 таможенный склад.

 

Склад временного хранения.

 

Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные помещения и (или) открытые площадки для хранения товаров. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля и должны соответствовать требованиям установленным статьей 107 ТК РФ: помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. К ним должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита.

Склады временного хранения могут быть открытого и закрытого типа. Складами открытого типа являются те склады, которые доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Закрытого типа - если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. На склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз.

Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое  лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

Срок временного хранения товаров  составляет два месяца.

Выдача товаров со склада осуществляется при наличии ГТД с отметкой «выпуск разрешен» и документа учета (ДУ) с такой же отметкой; при оформленном таможенном приходном ордере (ТПО) с такой же отметкой и ДУ; при наличии ДКД; при наличии акта ответственного хранения.

На территории ЮТУ функционирует 272 склада временного хранения.

Тема 5. Правовые принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  РФ.

 

1. Основные правовые  принципы перемещения товаров  и транспортных средств. Принцип равенства всех лиц на ввоз и вывоз из России товаров и транспортных средств.

 

        Особенностью правового  регулирования  таможенно-правовых  отношений является то, что эти отношения всегда, так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.

       Под   перемещением   через   таможенную   границу   по   таможенному

законодательству  России  понимается  совершение  действий   по   ввозу   на

таможенную  территорию  или  вывозу  с  таможенной  территории  товаров  или транспортных средств  любым  способом,  включая  пересылку в международных почтовых отправлениях,  использование  трубопроводного  транспорта  и  линий электропередач. К указанным действиям относятся:

- При ввозе товаров или транспортных  средств на  таможенную  территорию

   России и при вывозе  с территории свободных  таможенных  зон  и  свободных

   складов на остальную  часть таможенной  территории  страны  –  фактическое

   пересечение таможенной  границы России;

- При вывозе товаров или транспортных  средств с таможенной  территории

   России и при ввозе товаров и транспортных средств с  остальной  части  ее

   таможенной  территории  на  территорию  свободных   таможенных  зон  и  на

   свободные склады  –   подача  таможенной  декларации  или  иное  действие,

   непосредственно  направленное  на  реализацию  намерения   соответственно

   вывести либо ввести товары  или транспортные средства.

       Правовое регулирование  порядка перемещения  товаров   и  транспортных

средств через таможенную границу  России  должно  осуществляться  на  основе соблюдения   всеми   участниками   таможенно-правовых   отношений   основных принципов перемещения товаров и  транспортных  средств.  К таким принципам относятся: равное право всех лиц на ввоз  и вывоз товаров и транспортных средств,  возможность  запрещения  ввоза   и   вывоза   отдельных   товаров, возможность введения ограничений на ввоз  и  вывоз  товаров  и  транспортных средств,   добровольность   выбора   и   изменения    таможенного    режима, обязательность    таможенного    оформления    и   таможенного    контроля, определенность   места   и   времени   пересечения    таможенной    границы, регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми  через таможенную границу товарами  и транспортными средствами.

         Равное право всех лиц на  ввоз  и  вывоз  товаров  и  транспортных

средств.  Суть  этого  принципа   перемещения   через   таможенную   границу

заключается  в  том,  что  все  юридические  и  физические  лица  на  равных

основаниях имеют право на  ввоз  в  Российскую  Федерацию  и  вывоз  из  нее

товаров и транспортных средств. Это  право соответствует  нормам  Конституции РФ,  закрепившим  за  каждым  (то  есть  независимо  от   принадлежности   к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России,  а гражданам России – так же беспрепятственно в  нее  возвращаться,  а  так  же право каждого на свободное использование своих способностей и имущества  для предпринимательской деятельности,  в  том  числе  и  во  внешнеэкономической сфере. Юридическое равенство прав  на  перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами  независимо  от  того,  являются  ли  они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или  выступают  в  ином качестве, достаточном для совершения с  товарами  действий,  предусмотренных законодательством от собственного  имени.  Все  лица  на  равных  основаниях имеют право на перемещение  товаров и транспортных средств через  таможенную границу  в  порядке,   установленном  Таможенным  Кодексом  (ст.   12),   за исключением   случаев,   предусмотренных   Кодексом,   иными    федеральными законами  и   международными   договорами Российской Федерации.

              Товары  и    транспортные    средства    перемещаются    через

таможенную границу в порядке,  установленном Таможенным  Кодексом.  Порядок перемещения  через  таможенную   границу   валюты   Российской    Федерации, ценных  бумаг, номинированных в  валюте  Российской  Федерации,  иностранной валюты   и    иных   валютных   ценностей   регулируется   законодательством Российской Федерации  о валютном регулировании и валютном контроле.

     

 

2. Принцип ограничения  на ввоз и вывоз из России  товаров и транспортных средств.  Запрет на ввоз и вывоз из  России отдельных товаров и  транспортных средств.

 

Запреты на ввоз и вывоз  отдельных товаров

В ТК РФ установлены основания, по которым может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из нее отдельных  товаров и транспортных средств. К ним относятся: соображения  государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений и др.

 Перечень оснований для запрещения  ввоза в РФ и вывоза из  РФ товаров и транспортных  средств является открытым. Он  может быть изменен или дополнен  согласно законодательным актам и международным договорам РФ.

 Товары, ввоз и/или вывоз которых  запрещен, подлежат незамедлительному  вывозу или возврату. В соответствии  с ТК РФ (ч. 2 ст. 20) ввезенные или  вывезенные вопреки установленному  запрету товары и транспортные  средства должны быть незамедлительно вывезены за пределы РФ либо возвращены на ее территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающее товары, либо перевозчик (ч. 3 ст. 20 ТК РФ).

Ограничения на ввоз и  вывоз товаров

В ТК РФ (ст. 21) предусматривается, что  наряду с полным запретом в отношении  ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров  и транспортных средств могут  быть применены различные ограничения. Законодательство РФ устанавливает  ограничения исходя из соображений экономической политики, международных обязательств РФ, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим, достаточно важным основаниям.

 При установлении таких ограничений  ввоз и вывоз товаров и транспортных  средств, подпадающих под их  действие, производится таможенными  органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных законодательством и международными договорами РФ. В настоящее время установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.

 

3. Понятие таможенной территории РФ и таможенной границы. Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт берега, которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

 

Исключительная экономическая  зона. Это морской район находящийся за пределами территории моря РФ и прилегающие к нему с особым правовым режимом, установленным законадательством РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Континентальный шельф вкл в себя морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территории моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окариной материка является продолжение континентального массива РФ, включающие в себя поверхностные недра континентального шельфа склона и подъема. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т. ч. в отношении таможенно-фискальных, санитарных и эмиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

 

Понятие таможенной границы. Таможенная граница РФ- воображаемая условная линия ограничивающая таможенную территорию России. Элементами таможенной границы является: Пределы единой таможенной границы РФ, периметры ОЭЗ, пределы искусственных островов, установок и сооружений. Понятие таможенной границы определено в Таможенном Кодексе РФ. и федеральным законом «О гос границе РФ». Гос. граница РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность определяющая пределы гос. территории РФ. Таможенная граница может как совпадать так и нет с государственной границе. По общему правилу таможенная граница совпадает с государственной, за исключением ОЭЗ, искусственных островов, установок и сооружений.

 

Особые экономические  зоны на территории РФ могут находиться создоваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары помещенные на территорию ОЭЗ рассматриваются как находящиеся вне территории РФ исключительно для целей: применения таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера становленных законодательством РФ о гос. регулировании внешней торговой деятельности. ОЭЗ – определенная правительством РФ часть территории, на которой действует особый экономический режим осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания: 1. развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, вымоко-технологических ораслей, транспортных инфраструктур, производство новых видов продукции 2. развитие туризма и санитарно-курортной сферы. Основным документом является фед. закон от 22 июля 05г. «Об особых экономических зонах РФ». Типы ОЭЗ:1. промышленно-производственные ОЭЗ. Создаются на участках территории которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км 2. технико-внедренчиские ОЭЗ. Создаются не более чем не 2-х участках территорииитобщая площадь которых не более 3 кв. км 3. турисцко-рекреационные ОЭЗ. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемых Правительством РФ. 4. портовые ОЭЗ. Создаются на территории морских и речных портов открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, во-вторых на территории аэропортов открытых для приема и отправки воздушных судов выполняющих международные перевозки, в-третьих на территории предназначенной для строительства, реонструкции и экплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы предназначенные для посадки/высадки и для иного обслуживания пассажиров. Создаются на участках территории которая имеют общую границу и площадь которая не более 50 кв. км. В ОЭЗ за исключением 3 и 4 вида не допускается размещение жилого фонда. НЕ допускается на ОЭЗ: 1. Разработка разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка. За исключением мин. вод и других природно-лечебных ресурсов, переработки лома и металургического производства. 2. производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилейи мотоциклов.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений