Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:04, курс лекций
Общая характеристика специальности «Таможенное дело».
Специальность 036401 «таможенное дело». Специалисты таможенного дела- квалификация.
Специализация бывает : таможенные платежи и валютное регулирование а также таможенные экспертизы и контроль.
Основные подготовки: 1) гуманитарный соц-экономический цикл, математический и естественно-научный цикл. 2) профессиональный цикл.(физ-ра, )
Область проф.деят-ти :1) там-е регул и там-е дело, 2) борьба с правонарушениями в области таможенного дела.
Объектами являются : отношения в области проф. Деятельности специалистов, т-ры и ТС перемещающиеся через границу РФ, лица участвующие в их перемещении, система таможенных органов.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы таможенного дела»
Специальность 036401 «таможенное дело». Специалисты таможенного дела- квалификация.
Специализация бывает : таможенные платежи и валютное регулирование а также таможенные экспертизы и контроль.
Основные подготовки: 1) гуманитарный соц-экономический цикл, математический и естественно-научный цикл. 2) профессиональный цикл.(физ-ра, )
Область проф.деят-ти :1) там-е регул и там-е дело, 2) борьба с правонарушениями в области таможенного дела.
Объектами являются : отношения в области проф. Деятельности специалистов, т-ры и ТС перемещающиеся через границу РФ, лица участвующие в их перемещении, система таможенных органов.
Проф праздники: 1) международный день таможенника( 26 января) введен 1983; 2) день российского таможенника ( 25 октября) введен 1995; 3) день ветеранов таможенной службы ( 29 мая)
Виды : 1) правоохранительная; 2) управленческая; 3) информационно-аналитическая; 4) научно-исследовательская; 5) применение там-х платежей, взиание там-х платежей и осущ таможенного контроля.
Задачи: 1) ) применение там-х платежей, взиание там-х платежей и осущ таможенного контроля.
- осущ там-го контроля
- исчисление и взимание %
- взыскание задолжности
- применение там-х номенклатур ВЭД
- обеспечение применение там-х процедур.
2) правоохранительная
- защита гос-ой и иной охраняемой законом тайны при осущ служебной обязанности.
- выявление и пресечение административных правонарушений преступлений
3) управленческая
- управление персоналом в там-х органах
- организация исследований, внедрения и использования инноваций
4) Информационно-аналитическая
- анализ деятельности там-х орга
- прогнозирование развития там-
- анализ и ведение там-ой
5) Научно – исследовательская
- научное обоснование
- разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность.
Таможенное дело в РФ – это особая область деят-ти, часть научно-экономического и гос сектора, в кот таможенные органы и другие структуры подведомственные Фед. Таможенной службы(ФТС) России. Предприятия и организации осуществляют на основе единой тех. Там-е работы и услуги обеспечивающие реализацию регулирования контрольных, эк-х, и информационно – аналитических финкций.
Функции гос-ва в области таможенного дела возложены на ФТС РФ
Таможня ( от тюрского – тамга) означающая клеймо.( на руси в период золотой орды). Тамга это пошлина. Мыт-платежи. Мытница – таможня.
Таможня- учреждение, заниающиеся контролем провозов через границу грузов, багажа, почты и взиманием пошлинных сборов.
Таможенное дело – это совокупность методов и средств обеспечение и соблюдение мер ТТР и запретов и ограничений установленных в соответствии с законодательством РФ о гос регулирование внешней деятельности связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Понятие ТД объединяет как эк. и юр. хар-ра обеспечивающих ВЭД.
ЭК ВОПРОСЫ: обеспечение эк безопасности гос. Путем регул внешних торговых операций.
Другой не маловажный аспект понятия таможенного дела – это правовой .
Основной документ регулирования таможенный кодекс таможенного союза.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет. Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества, и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины - за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной. В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником. В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.). Таможенная служба в России в конце XVI века - начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи, с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного». В целях упорядочения таможенного обложения в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты представляли собой контракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей. Очевидно, что изменение в таможенном обложении шло по линии введения рублевой пошлины и для местных жителей, и для иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги. В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах. Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило изобретать новые источники доходов. Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров. Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние - второго класса (Евпаторийская и другие) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы.Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным - ввоз превышал вывоз на 150 млн. руб. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку курс покупки золотого рубля составлял в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это означало, что пошлины повысились почти на 50%. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 году - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. И эти, и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.
Новая государственная власть,
пришедшая к управлению страной в результате
Октябрьского переворота в России, отказалась
от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период,
и ликвидировала существовавшую
в России систему таможенных органов. Первым нормативным
актом советской власти в области таможенных
отношений был декрет от 29 октября 1917 года
«О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,
который установил государственный контроль
за внешнеторговыми операциями. 12 ноября
1920 г. СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема,
хранения и отпуска импортных и экспортных
товаров», который впоследствии послужил
основой для Таможенного устава СССР 1924
г. 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный
комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. – первый советский
тариф по вывозной торговле. В его компетенцию
входили: составление новых и изменение
старых списков запрещенных товаров; решение
вносимых Таможенным управлением вопросов
по применению тарифа; разрешение жалоб
на решения Таможенного управления по
вопросам применения тарифа; дача заключений
по всем проектам законов, торговых договоров,
конвенций и соглашений, имеющих отношение
к таможенно-тарифному делу. 12 декабря 1924
г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
Установление государственной монополии на внешнеторговую деятельность в Советском государстве. Учреждение государственных органов управления таможенным делом. Введение «Таможенного Устава СССР». Переход от экономических методов управления к административно-командным мерам регулирования внешнеэкономической деятельности. Реорганизация таможенной системы, возникновение ГУ ГТК СССР, закрепление функций по контролю за соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и транспортных средств.
Таможенный Союз Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) предполагает создание единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное движение товаров, как произведенных на данной территории, так и ввезенных из третьих стран. октября 2007 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств: Договор о Комиссии таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) 27 ноября 2009 г. главы государств приняли решение о введении в действие с 1 января 2010 года Соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии таможенного союза полномочиями по их ведению. Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты
Деятельность :
-установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;
-·установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;
-·установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;
-·установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;
-·установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;
-·установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;