Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:37, реферат
Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года представляет собой документ, определяющий основные цели и задачи дальнейшего развития таможенных органов.
Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, содержащих комплекс взаимоувязанных мероприятий - программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу по отдельным направлениям деятельности.
Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года представляет собой документ, определяющий основные цели и задачи дальнейшего развития таможенных органов.
Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, содержащих комплекс взаимоувязанных мероприятий - программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу по отдельным направлениям деятельности.
Основные направления развития разработаны на основе положений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, решений четвертого Всебелорусского собрания, Концепции национальной безопасности Беларуси, Директив Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. № 1 “О мерах по креплению общественной безопасности и дисциплины”, от 27.12.2006 г. № 2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”, от 14.06.2007 г. № 3 “Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства”, от 31.12.2010 г. № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, стратегии развития информационного общества до 2015 года, Концепции “Электронная Беларусь на период 2010–2015 годы”, стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции 1999 года, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, а также рекомендаций экспертов Всемирной таможенной организации и Всемирного банка.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, содействие повышению конкурентоспособности белорусских предприятий обусловили появление новых задач, определяющих дальнейшее развитие таможенных органов.
При определении путей развития таможенных органов Республики Беларусь, осуществляемого с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, учитываются особенности географического расположения Республики Беларусь – на пересечении трансъевропейских автомагистралей и железнодорожных путей, необходимость дальнейшего строительства и реконструкции автодорожных пунктов пропуска, совершенствования их технической оснащенности, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Республикой Беларусь.
Ориентир в развитии таможенной службы Республики Беларусь взят на знания и технологии.
2. Мировые тенденции развития таможенного дела
Условия, в которых приходится и придется работать таможне в ближайшее десятилетие, характеризуются в документах Всемирной таможенной организации комбинацией ряда факторов, среди них: стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии, новые технологии доставки товаров и либерализация торговли, растущая угроза международного терроризма, появление новых схем коммерческого мошенничества.
В прогнозном аспекте отмечаются тенденции роста объема и сложности международной торговли, возрастающее количество региональных торговых соглашений и соответственно использование различных преференциальных режимов. Значительная доля мировой торговли осуществляется между взаимозависимыми сторонами.
Новые задачи для комплексного менеджмента движения товаров через границы вытекают из Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации по безопасности и содействию международной торговле и других подобных инициатив.
Изменяются требования высших органов исполнительной власти к органам государственного управления, включая таможенную службу: таможня должна ориентироваться на оказание услуг и соответствовать ожиданиям общества и бизнеса.
Эффективное партнерство таможни и бизнеса предусматривает стратегическое согласие с добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, при этом таможне необходимо понимать содержание бизнеса, также как бизнесу необходимо знать требования таможни.
Ответом на вызовы 21 века стало создание, в партнерстве с заинтересованными кругами общества и предпринимательским сектором, глобальной таможенной сети в поддержку международной торговой системе – международной «электронной таможни», которая призвана обеспечить беспрерывный, в режиме реального времени, и безбумажный поток информации, а также постоянную связь между участниками информационного обмена.
Проект Всемирной таможенной организации «улучшение координации менеджмента на границе» предусматривает взаимодействие и сотрудничество всех органов и агентств, имеющих отношение к безопасности границы и контролю исполнения требований, применяемых к пассажирам, товарам и транспортным средствам, пересекающим границу.
Система мер по внедрению проекта включает два обязательных элемента. Первый элемент – придание таможне или другому агентству, ответственному за выполнение таможенных функций, статуса уполномоченного координатора на границе по вопросам контроля перемещения товаров. В соответствии с документом ООН «Информационная сеть для содействия торговле», таможенная служба в наибольшей степени подходит для выполнения интегрированных процедур обработки товаров в пункте ввоза.
Второй элемент – реализация Концепции электронного Единого окна, позволяющая участникам международной торговли представлять необходимую информацию и документы единожды уполномоченному органу, которое впоследствии направляет эту информацию заинтересованным органам государственного управления.
К числу современных инновационных подходов, направленных на решение проблем, связанных с быстрым перемещением товаров, Всемирная таможенная организация относит:
3. Состояние таможенного дела Республики Беларусь
Таможенное дело Республики Беларусь в базисном пятилетии (2006–2010 гг.) формировалось в условиях роста объемов внешнеторговых грузов, упрощения таможенных формальностей при обеспечении гарантий экономической безопасности, расширения участия Беларуси в интеграционных экономических объединениях государств, создания Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Проводилась системная целенаправленная работа по совершенствованию правовой базы таможенного дела, модернизации таможенного администрирования, освоению современных информационных технологий и технических средств, развитию инфраструктуры пограничных пунктов пропуска.
С 1 января 2010 года для государств-членов Таможенного союза изменились условия таможенно-тарифного регулирования: введены в действие Единый таможенный тариф, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
6 июля 2010 года
заработал Таможенный кодекс Та
После вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза принципиально изменилась система законодательства, регулирующего таможенные правоотношения в республике: теперь ее основу составляют международные договоры государств-членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, таможенное законодательство Республики Беларусь применяется только в части отнесенной к его компетенции Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами, а также в части не урегулированным таможенным законодательством Таможенного союза.
С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в Республике Беларусь сформирована соответствующая мировым стандартам правовая база таможенного дела. Функционирование Таможенного союза обеспечивается эффективным использованием общих информационных ресурсов, свободным доступом к ним таможенных служб государств-членов Таможенного союза, надежным информационно-техническим обеспечением общих таможенных процессов. Перспективным направлением развития является участие в интеграции национальных информационных систем в рамках Таможенного союза.
В порядке совершенствования партнерских отношений «таможня – бизнес» ГТК проведена работа по либерализации ответственности за совершение административных таможенных правонарушений, не влекущих ущерба экономическим интересам страны.
Вступившим в силу 12 января 2011 года Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительных кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» предусмотрено снижение взыскания в виде штрафа за формальные составы таможенных правонарушений, введен такой вид административной ответственности как предупреждение, а также регламентировано неприменение конфискации у «добросовестных» приобретателей.
Развитие международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, разработка международных договоров в области таможенного дела были одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач.
В настоящее время Республикой Беларусь заключены многосторонний международный договор в рамках государств-участников СНГ и 15 двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Азербайджан, Иран, Ливия, Литва, Латвия, Польша, Вьетнам, Словакия, Турция, Чехия, Эстония, Украина, Туркменистан, Италия и Финляндия). При этом заключение соглашений со странами-членами Европейского союза, а именно с Италией и Финляндией является значительным шагом в развитии правовой основы сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь с зарубежными таможенными службами в новых условиях.
В целях реализации действующих международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, имеются международные договоры межведомственного характера. На сегодняшний день такие межведомственные соглашения, направленные на реализацию межправительственного Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года заключены с Арменией, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Таджикистаном и Узбекистаном, направленные на реализацию двусторонних соглашений – с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, Азербайджаном, Вьетнамом.
Кроме того, заключены 29 международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия: обмен предварительной информацией о перемещаемых товарах и транспортных средствах, обмен данными таможенной статистики взаимной торговли, взаимодействие в вопросах контроля таможенной стоимости товаров, взаимное признание документов и др.
В 2010 году ключевой задачей стало формирование договорно-правовой базы Таможенного союза. Эта работа успешно проведена во взаимодействии с представителями таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации в составе рабочих и экспертных групп.
Завершается реализация Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17.
В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза дополнительно разработаны проекты еще двух международных договоров:
о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза.
В 2010 году проведена работа по присоединению Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), принят Закон Республики Беларусь “О присоединении Республики Беларусь Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур”.
С целью выявления потенциально опасных грузов с 2002 года внедряется система анализа и управления рисками. За годы ее функционирования укрепилось понимание применения «рисков», как основной стратегии таможенного контроля. Объемы физического контроля снизились в 5 раз, при этом эффективность таможенных досмотров возросла в 8 раз.
В настоящее время наблюдается активный процесс накопления «национального» опыта в вопросах оценки и управления рисками. Сформирована правовая база, создана организационная структура, обеспечивающая функционирование системы, определены критерии отнесения грузов либо контейнеров к отправкам повышенного риска, определен порядок действий должностных лиц при отнесении товаров, перемещаемых физическими лицами через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза, к товарам для личного пользования с использованием системы управления рисками. Работа системы анализа и управления рисками поддержана соответствующим программным обеспечением.
Неотъемлемой частью современного таможенного администрирования является доверительный принцип в работе с бизнес-сообществом, который в немалой степени реализован через институт «Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности».
Для лиц, обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» предусмотрен ряд упрощений и преимуществ.
Обоснованность инициированных Государственным таможенным комитетом мер подтверждается ростом числа субъектов, имеющих статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» с 50 в 2007 году до 640 в 2010 году.
Информация о работе Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь