Перемещение товаров для личного пользования через таможенную границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары, которые подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Объектом исследования является таможенно-правовой аспект внешнеэкономической деятельности в части правового регулирования перемещения через таможенную границу РФ товаров физическими лицами.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..….………………….6
Глава 1. Правовое регулирование перемещения товаров физическими лицами:…………………………………………………………………………..........................10
§ 1. Правовая основа перемещения товаров физическими лицами…………………………10
§ 2. Физические лица как субъекты таможенных правоотношений………………………...13
§ 3. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………17
Глава 2. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами:…………………………………………………………………………………………..21
§ 1. Таможенное оформление и декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже……………………………………21
§ 2. Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами………………………...31
§ 3. Временный ввоз и временный вывоз товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………………………………………...37
Глава 3. Таможенный контроль и меры нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами:…………………………………………………………………43
§ 1. Особенности таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами..............................................................................………….……………………………43
§ 2. Применение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами...…………………………………………………………………………………………53
Заключение ……………………………………………………………………………………..65
Список использованной литературы …………………………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Юли.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Начавшаяся в восьмидесятых годах прошлого века либерализация внешнеэкономической деятельности в России значительно расширила круг лиц, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Резкое увеличение масштабов перемещения товаров через границу обусловило возрастание роли и значения правового регулирования экспортно-импортных отношений. В свою очередь, это потребовало выработки системы принципиально новых нормативных правовых актов. Процесс разработки таких актов продолжается непрерывно - с 1 января 2004 г. вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, с 18 июня 2004 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», с 1 октября 2004 г. - новая редакция главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Однако, несмотря на развитие таможенного права, правоприменительной практикой постоянно фиксируется нерешенность многих проблем в рассматриваемой сфере.

Новая редакция Таможенного кодекса РФ полностью не заполнила всех правовых пробелов и не решила всех вопросов в области таможенного дела. Это относится и к такому институту таможенного права, как перемещение товаров через таможенную границу России физическими лицами в некоммерческих целях. Такое перемещение не приносит в государственный бюджет значительных доходов, не влечет большой собираемости таможенных платежей, однако является достаточно распространенным явлением в таможенном деле, с которым государству необходимо считаться.

Организация таможенного  контроля при указанных перемещениях, недопущение контрабанды, пресечение нарушений таможенных правил, взимание в необходимых случаях таможенных платежей, оптимизация времени и затрат физических лиц при прохождении таможенных процедур, выполнение других подобных задач возложено государством на федеральные органы, уполномоченные в области таможенного дела.

Таможенное оформление представляет собой урегулированную  нормами таможенного права систему  общественных отношений, обеспечивающих соблюдение таможенными органами, с одной стороны, и физическими и (или) юридическими лицами, с другой стороны, норм таможенного законодательства путем выполнения необходимых формальностей в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

В соответствии с действующим  законодательством любое лицо имеет  право на перемещение товаров  через таможенную границу Российской Федерации. В отношении применения таможенных платежей, взимаемых с физических лиц, существуют некоторые особенности. Прежде всего, это связано с применением в отношении физических лиц льготного, упрощенного порядка. Физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) перемещение товаров  физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с  осуществлением предпринимательской  деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава  23 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 ст. 12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренным таможенным законодательством. При этом в соответствии со ст. 156 ТК РФ право выбора таможенного режима в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, предоставляется лицу их перемещающему.

Таким образом, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами таможенное оформление таких товаров и транспортных средств может производиться как в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, предусматривающей упрощенный порядок таможенного оформления, так и в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления, установленными в подразделе 2 ТК РФ.

Следует отметить, что применение какого либо режима, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством.

Актуальность темы обусловлена тем, что ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары, которые подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Объектом исследования является таможенно-правовой аспект внешнеэкономической  деятельности в части правового  регулирования перемещения через таможенную границу РФ товаров физическими лицами.

Предметом исследования является совокупность организационно-правовых норм перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу РФ.

Целью работы является правовой анализ таможенно-правового института  перемещения через таможенную границу РФ товаров физическими лицами, обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта.

Работа включает в  себя решение следующих задач:

- изучить законодательную  основу специальной таможенной  процедуры перемещения товаров  физическими лицами;

- выявить особенности  упрощенного льготного порядка  таможенного оформления.

- исследовать  применение мер нетарифного регулирования  при перемещении товаров физическими  лицами.

- предложить рекомендации  по совершенствованию процесса  оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.

В данной работе были  использованы следующие методы исследования:

-   анализ (поэтапный порядок  таможенного оформления);

- синтез (на основе исследования  отдельных нормативно-правовых актов,  регулирующих отношения в сфере перемещения товаров физическими лицами,  была создана полная характеристика законодательного регулирования данной области таможенного дела);

- моделирование (метод позволил  сформулировать понятия, используемые  в данном виде отношений);

- структурно-функциональный метод (исследование таможенного оформления категории товара как элемента общего регулирования перемещения товара через таможенную границу РФ позволило иметь представление об общем порядке всей  таможенной деятельности на современном этапе).

Научная новизна исследования заключается во всестороннем изучении правовых основ и практики перемещения товаров физическими лицами, в том числе в рассмотрении мер нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами.

 

Эмпирическую базу работы составили Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты ФТС (ГТК) России, материалы периодической печати, обзоры судебной практики.

Теоретическую основу работы составляют труды отечественных  ученых-юристов: О.Ю. Бакаевой, А.Н. Гуева, С.И. Истомина, А.Н. Козырина, О.Г. Курноскиной, Г.В. Матвиенко, Е.Г. Моисеева, Е.В. Романовой, В.Г. Свинухова и др.

Структура работы логически  обусловлена поставленными задачами. Работа структурно состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое регулирование перемещения товаров физическими лицами

 

§1. Правовая основа перемещения товаров физическими  лицами

 
           Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 23 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее для личного пользования).

Таким образом, одной  из составляющих, имеющих существенное значение для применения порядка  перемещения товаров, предусмотренного главой 23 ТК РФ, является процедура  определения предназначения товаров.

В соответствии с пунктом 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров (для  личного пользования или не коммерческих целей) определяется таможенным органом  исходя из заявления физического  лица о товарах, перемещаемых через  таможенную границу, а также  из  таких критериев как:     
            - характера товаров: их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту);

- количества товаров  (например, перемещение однородных товаров - одного  наименования, фасона, размера);

- частоты перемещения товаров через таможенную границу (например, периодическое перемещение одним и тем же физическим лицом, однородных товаров).           

Основной целью данной процедуры является устранение сомнений в том, что товары ввозятся для предпринимательской (коммерческой) деятельности, поскольку ввоз товаров для предпринимательской (коммерческой), деятельности сопряжен с необходимостью применения общего порядка таможенного оформления и применения мер тарифного и нетарифного регулирования.

При таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими  лицами, могут возникнуть споры по поводу определения предназначения товаров. Рассмотрим случай из судебной практики.

Неманская таможня обратилась в суд с иском к К., ссылаясь на то, что он ввез на таможенную территорию Российской Федерации и оформил в таможенном отношении следующие автомобили: "Тойота Авенсис" 1999 года выпуска, "Ниссан Серена" 2000 года выпуска, "Ниссан Серена" 1999 года выпуска, заявив при их оформлении о цели ввоза – для личного пользования. В дальнейшем, в ходе проверки достоверности сведений после выпуска транспортных средств, проведенной в порядке ст. 361 ТК РФ, была установлена коммерческая цель ввоза транспортных средств, принимая во внимание, что в 2005 - 1 квартале 2006 г.г. он ввез на таможенную территорию РФ и произвел оформление 53 транспортных средств, в том числе и вышеуказанных автомобилей, которые были поставлены на регистрационный учет в органах ГИБДД и сняты с регистрационного учета через непродолжительное время в связи с прекращением права собственности. С учетом этого таможенным органом был произведен перерасчет подлежащих уплате таможенных платежей исходя из таможенной стоимости автомобилей.

Решением Нестеровского районного суда Калининградской области в удовлетворении требований о взыскании таможенных платежей и пени отказано. В надзорной жалобе заявитель просит отменить состоявшееся по делу решение. Президиум областного суда счел надзорную жалобу подлежащей удовлетворению. Согласно законодательства перемещение в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации предполагает, что товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, либо членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

Количество и  частота ввоза транспортных средств (как до, так и после ввоза  вышеуказанных транспортных средств), а также неиспользование вышеуказанного автомобиля К. и (или) членами его семьи подтверждают недостоверность заявленных К.. при декларировании данных транспортных средств сведений о его предназначении для личных целей. Само по себе отсутствие у К. статуса индивидуального предпринимателя, оформление автомобиля без установления каких-либо ограничений на его оборот, принятие таможенным органом таможенной декларации с указанием заявленной декларантом цели ввоза не освобождают К. от обязанности по уплате таможенных платежей (ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 127, 320 Таможенного кодекса РФ).

Президиум Калининградского областного суда постановил: решение  Нестеровского районного суда Калининградской  области года отменить и дело направить  на новое рассмотрение в тот же суд1.

Порядок перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

ТК РФ в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, установлен особый порядок таможенного оформления. Необходимость такого порядка обусловлено особенностями категории  лиц,  перемещающих  товары,  целями  перемещения  товаров, а  также способом их перемещения.

Как уже отмечалось выше таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного  пользования, производится в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 1 ст. 285 ТК РФ таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с ТК РФ.

Правительство Российской Федерации постановлением от 27 ноября 2003 г. № 715 утвердило «Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» (далее - Положение о порядке таможенного оформления) налогов), которое определило порядок осуществления таможенных процедур и операций при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением  предпринимательской деятельности нужд.  
           ТК РФ и Положением о порядке таможенного оформления предусмотрен порядок таможенного оформления следующих категорий товаров:

Информация о работе Перемещение товаров для личного пользования через таможенную границу