Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары, которые подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Объектом исследования является таможенно-правовой аспект внешнеэкономической деятельности в части правового регулирования перемещения через таможенную границу РФ товаров физическими лицами.
Введение …………………………………………………………………..….………………….6
Глава 1. Правовое регулирование перемещения товаров физическими лицами:…………………………………………………………………………..........................10
§ 1. Правовая основа перемещения товаров физическими лицами…………………………10
§ 2. Физические лица как субъекты таможенных правоотношений………………………...13
§ 3. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………17
Глава 2. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами:…………………………………………………………………………………………..21
§ 1. Таможенное оформление и декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже……………………………………21
§ 2. Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами………………………...31
§ 3. Временный ввоз и временный вывоз товаров, перемещаемых физическими лицами…………………………………………………………………………………………...37
Глава 3. Таможенный контроль и меры нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами:…………………………………………………………………43
§ 1. Особенности таможенного контроля при перемещении товаров физическими лицами..............................................................................………….……………………………43
§ 2. Применение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами...…………………………………………………………………………………………53
Заключение ……………………………………………………………………………………..65
Список использованной литературы …………………………………………………………68
При таможенном контроле товаров, перемещаемых физическими лицами, таможенный контроль в основном нацелен:
Недекларирование и
недостоверное декларирование товаров
и транспортных средств превалирует
среди административных правонарушений,
совершаемых физическими лицами
Рассмотрим некоторые формы таможенного контроля, которые могут быть осуществлены при перемещении товаров физическими лицами:
Проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ) - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверности сведений, содержащихся в документах.
В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:
- установление подлинности
документов (срок действия, наличие
и подлинность необходимых рекв
- проверка достоверности
сведений, содержащихся в документах
(данные об отправителе,
- проверка правильности оформления документов.
Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:
а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы
таможенного контроля таможенные органы
не связаны представленными
Устный опрос (ст. 368 ТК РФ) - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленном перемещением через границу товаров (транспортных средств).
Опросу подлежат физические
лица, а также лица, являющиеся представителями
организаций, обладающих полномочиями
в отношении оформляемых
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
Получение пояснений (ст. 369 ТК РФ) - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.
В отличие от устного
опроса, возможность получения
Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) — это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля. Он проводится уполномоченными должностными лицами таможенного органа. От таможенного досмотра он отличается тем, что не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. Данный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре21.
По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ) включает проверочные действия в отношении товаров и транспортных средств, направленные на установление должностными лицами таможенного органа достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Данная форма контроля является наиболее распространенной в области таможенного дела. Она осуществляется после принятия таможенной декларации на товары. До подачи декларации таможенный досмотр может быть проведен для идентификации товаров либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства с целью её проверки. Допускается и выборочная проверка.
Таможенный досмотр связан со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Одной из задач проведения досмотра является обнаружение тайников, мест, где могут быть скрыты предметы. С этой целью применяется прощупывание, прокалывание, разработка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно.
Таможенным законодательством установлена категория лиц, пользующаяся льготами при проведении таможенного контроля. В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.
Руководитель Федеральной таможенной службы или лицо, его замещающее вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России.
Личный досмотр (ст. 373 ТК РФ) – исключительная форма таможенного контроля. Проведение личного досмотра в определенной степени связано с ограничением прав и свобод гражданина, поэтому решение о его осуществлении принимает начальник таможенного органа либо должностное лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа. Такое решение может быть оформлено и отдельным актом. Обязательным условием при этом должно быть указание конкретного должностного лица, которому поручается проведение личного досмотра.
Личный досмотр может быть проведен при наличии оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и добровольно не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления. Такими основаниями являются:
Личный досмотр предполагает обследование вещей, одежды и тела физического лица, а при необходимости их исследование. Осуществление данной формы контроля должно проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу лица.
Местом проведения личного досмотра является изолированное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, при отсутствии наблюдения посторонними лицами. Двери в смежные комнаты, окна, иллюминаторы должны быть закрыты; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, - удалены.
В ходе личного досмотра гражданин обязан выполнять законные требования должностного лица таможенного органа и имеет следующие права:
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.
Личный досмотр производится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым, в присутствии понятых того же пола. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.
Проведение личного досмотра можно условно разделить на три этапа.
На первом (подготовительном) этапе происходит ознакомление физического лица с решением начальника таможенного органа о проведении личного досмотра, что удостоверяется соответствующей подписью гражданина на решении. В случае отказа от этого должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив её собственной подписью.
В присутствии понятых гражданину разъясняются его права и обязанности, а также предлагается добровольно выдать имеющиеся у него предметы. В случае, если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после их выдачи у сотрудника таможенного органа имеются предположения, что гражданин продолжает скрывать какие-либо товары, наступает второй этап – непосредственный личный досмотр.
В целях обеспечения безопасности субъектов таможенного контроля лицо, осуществляющее данную форму контроля, убеждается в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового или холодного оружия, сыпучих и иных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения. Кроме того, осуществляется безусловный надзор за тем, чтобы гражданин во время сопровождения в помещение для личного досмотра не избавился либо не уничтожил находящиеся при нем товары и документы. В ходе личного досмотра обследованию подлежат все мелкие предметы, имеющиеся у гражданина (зонт, портмоне, зажигалка, авторучка и т.п.); верхняя одежда, обувь, головной убор досматриваемого лица; тело гражданина поверх нательного белья, сверху вниз, путем ощупывания; снятое нательное бельё; тело досматриваемого лица (волосы, кисти рук, ступни ног и т.п.).
В ходе личного досмотра должностное лицо ведет постоянное наблюдение за поведением гражданина, обращая внимание на следы ремонта одежды, обуви и вещей, наличие повязок и бинтов на его теле, а также учитывая характерные способы сокрытия некоторых предметов. Так, контейнеры с наркотическими средствами часто перемещаются путем проглатывания. Обследованию подлежат также предметы кустарного производства, ортопедическая обувь, швы, заплаты, манжеты, пояса, подкладка одежды, стельки и т.п. При этом лица, участвующие в личном досмотре, обязаны аккуратно обращаться с вещами, а вскрытие или разрушение их производить в необходимой степени. Кроме того, они не должны разглашать результаты досмотра, как и интимные и физические особенности досматриваемого лица.
На третьем (завершающем) этапе происходит документальное оформление личного досмотра. В акте фиксируются:
Информация о работе Перемещение товаров для личного пользования через таможенную границу