Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение вопросов по экспортному контролю товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы экспортного контроля;
- раскрыть порядок подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы территории РФ;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения экспортного контроля на практике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................



5
ГЛАВА 1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, экспортируемых в соответствии с действующим законодательством РФ . ……………………………………………..……




9
1.1.
Особенности таможенного оформления товаров, экспортируемых в виде отдельных компонентов. ………………………. ….…...…….......



9
1.2.
Порядок проведения проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля. ……….….………….…





16
1.3.
Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. ……………………….……......

24
ГЛАВА 2. Анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, экспортируемых в соответствии с таможенным законодательством РФ ..........................................................





35



2.1.



Динамика состояния экспорта в торговом обороте страны со странами ближнего и дальнего зарубежья………………………………...….





35
2.2.
Анализ экспорта в товарной структуре внешней торговли по видам отраслям, таможенное оформление товаров, осуществленных таможенными органами Дагестанской таможни. …..…….……………….....




39



2.3.


Анализ основных показателей таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, Дагестанской тамонеж.…………….………………………..…………………………...........





42
ГЛАВА 3. Особенности осуществления контроля за экспортируемыми товарами и транспортными средствами, пути их совершенствования ………………………………………………………………………..……





50
3.1.
Обзор судебной практики рассмотрения дел по применению таможенного законодательства, при экспорте товаров и транспортных средств. …………………….………………………………………....…




45
3.2.
Практика применения нулевой ставки НДС, при экспорте товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, проблемы и пути их разрешения.. ………………………………………...












53
3.3.
Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств. ………………….……...…..













60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........




67
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Д_Эксп112.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

Документальное подтверждение перемещения товаров почтой

При перемещении товаров почтой с территории РФ на территорию иностранного государства необходимо учитывать следующее. Отношения в области международной почтовой связи регулируются решениями международных почтовых организаций, участником которых является и Российская Федерация5. В этом случае можно воспользоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221. В качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории России, можно применять почтовые документы, предусмотренные п. 3 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утв. Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381. Их и следует представлять в налоговые органы вместе с документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ6.

В некоторых случаях налоговые органы отказывают в правомерности применения ставки 0 процентов по причине отсутствия отметки на товарно-транспортных накладных о получении груза покупателем, аргументируя это тем, что организация фактически не поставляет товар за границу, а лишь создает видимость поставки. Однако ссылка налогового органа на отсутствие отметки о получении груза покупателем не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов7. Одна из постоянных причин отказа налоговиков в правомерности применения нулевой ставки – это представление накладных на иностранном языке без перевода на русский язык8. Обширная арбитражная практика по этому вопросу поддерживает позицию налогоплательщика. Судьи указывают, что доводы налоговых инспекций о представлении товаротранспортных накладных, не переведенных на русский язык, являются несостоятельными, поскольку обязанность заполнять CMR на русском языке, как и обязанность представлять перевод на русский язык, законодательством не установлена. Международная товарно- транспортная накладная составляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года и является документом, обладающим международным статусом.

 

 

3.3. Проблемы и пути  совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств.

 

Основными направлениями совершенствования структуры российского экспорта являются: повышение степени переработки сырьевых ресурсов, расширение номенклатуры вывозимой обработанной продукции (прежде всего за счет готовых изделий), развитие высокотехнологичного экспорта.

Повышение степени переработки сырьевых ресурсов является важнейшим направлением для России, обладающей мощной минерально-сырьевой базой. Однако динамика основных товарных групп российского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, лесоматериалы, целлюлоза и газетная бумага и др.) при поставках в страны дальнего зарубежья не показывает существенных позитивных изменений между экспортом сырьевых и обработанных товаров.

Расширение номенклатуры вывозимой обработанной продукции сдерживают следующие факторы:

— во-первых, отечественный бизнес использует пассивные конкурентные стратегии, ориентированные на получение преимуществ в основном за счет снижения цен благодаря относительно низкой стоимости рабочей силы и сырья;

— во-вторых, не всегда реализуются возможности совершенствования ассортимента продукции за счет изменения дизайна изделий или их стандартов с целью адаптации к конкретным рынкам, что, в частности, объясняется неэффективностью производственной и маркетинговой политики;

— в-третьих, недостаточное участие во внешнеэкономической деятельности принимает малый и средний бизнес.

Усиление стимулирующей функции экспорта обработанной продукции невозможно без государственной поддержки. В 2003 2007 гг., Правительство Российской Федерации стало более активно заниматься разработкой комплексной системы мер государственной поддержки экспорта (финансовые, политико-дипломатические, информационно-консультационные), что отчасти способствовало преодолению административных барьеров, препятствующих расширению экспорта, в том числе высокотехнологичной продукции.

Экспорту обработанной продукции содействует возмещение затрат поставщикам на проведение сертификации, особенно предприятиям малого бизнеса. В соответствии с постановлением № 249 Правительства Российской Федерации субсидируется часть затрат предприятий, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (данные меры следует также применять в отношении экспортеров высокотехнологичной продукции).

Важным направлением поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, является решение процедурных вопросов в области налогового регулирования, в том числе сокращение времени возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров (услуг).

В ст. 176 Налогового кодекса РФ определен порядок возмещения НДС при осуществлении экспортных операций, а также операций на внутреннем рынке. В частности, в отношении операций, облагаемых по ставке ноль процентов, предусмотрено, что налоговый орган в течение трех месяцев после представления налоговой декларации, а также документов производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм (либо об отказе в возмещении).

Для развития экспорта в налоговое законодательство внесены изменения с целью совершенствования порядка применения НДС для уменьшения отвлечения финансовых ресурсов налогоплательщиков, упрощения порядка исчисления налоговых платежей, стимулирования инвестиционной активности, поддержки экспортеров.

С начала 2006 г, до момента определения налоговой базы с учетом особенностей, предусмотренных ст. 167 Налогового кодекса Российской федерации, в налоговую базу не включаются суммы оплаты (или частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке ноль процентов в соответствии с п. 1.-ст. 164 данного кодекса.

Для совершенствования нормативных правовых актов, определяющих порядок вывоза товаров, подпадающих под действие ограничений, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по сокращению перечней товаров, в том числе промышленных, экспорт которых подлежит лицензированию, а также упрощению порядка оформления экспортных разрешительных документов. Указом президента Российской Федерации  от 1 декабря 2005 г. № 1384, вступившим в силу в марте 2006 г., в «Список товаров и технологий двойного применения, которые могут быть использованы при производстве как гражданской продукции, так и вооружений и военной техники (ВВТ) и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», внесены изменения в части его сокращения, а также конкретизации продукции, подлежащей экспортному контролю.

По данным секретариата ВТО в 2005 г. Россия занимала 7-е место среди наиболее дискриминируемых государств по доступу товаров на мировые рынки (по количеству антидемпинговых и защитных мер) и первое место среди стран нечленов ВТО.

По состоянию на 1 июля 2007 года в отношении российских товаров действует 78 мер, в том числе: 48 антидемпинговых пошлин, 9 защитных пошлин, 4 квотных ограничения, 3 ограничений по ценам, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт, 2 дополнительных налога, 2 тарифные квоты, 3 санитарных и фитосанитарных меры, 2 акциза, 1 налоговое регулирование внешней торговли, а также 23 административных меры, применяемых Республикой Беларусь.

Также проводится 9 антидемпинговых и 5 специальных защитных расследований и 12 пересмотров антидемпинговых мер.

17 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Азербайджан), а также ЕС применяют в отношении российских товаров защитные меры, ущерб от которых оценивается в 2039 млн. долл. США.

В 2006 г. на Украине активизировалось инициирование антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. Так, Минэкономики Украины в I полугодии начало четыре новых антидемпинговых расследования (железорудный концентрат, автомобильные шины, стальные тросы и канаты, шифер), два специальных защитных расследования (шарикоподшипники, полотна трикотажные); осуществлялся пересмотр антидемпинговой меры по спичкам.

Кроме этого, антидемпинговые расследования были инициированы в ЕС (пентаэфритол), Турции (многожильный провод) и Аргентине (холоднокатаный прокат).

Многие российские экспортеры недооценивают последствия антидемпинговых расследований и редко непосредственно участвуют в процедуре расследований. В результате зарубежные органы, проводящие расследования, руководствуются в определении демпинга информацией истцов, что ставит российских экспортеров в проигрышное положение. Игнорируется также возможность пересмотра введенных пошлин при изменении торговых условий. В связи с этим следует активизировать работу по консультационному содействию предприятиям-экспортерам с целью их участия в процедурах расследований.

В 2006 г. Минэкономразвития способствовало либерализации условий доступа следующих российских товаров на зарубежные рынки:

— предотвращено продление срока действия антидемпинговой меры в отношении оксоспиртов российского происхождения в Индии;

— в Республике Корея после признания рыночного статуса экономики России отменена антидемпинговая пошлина на стальной двутавровый прокат российского происхождения;

— в рамках пересмотра антидемпинговой меры на холоднокатаный прокат в ЮАР, инициированного российскими экспортерами, в 2006 г. было принято предварительное решение о целесообразности отмены запретительных ставок пошлин;

— отменена антидемпинговая мера по алюминиевой фольге, выпускаемой компанией "Русал-холдинг";

— завершен пересмотр антидемпинговой меры, введенной первоначально при условии непризнания данных российского бухгалтерского учета, на горячекатаный стальной лист в Канаде, причем минимальные цены, установленные в рамках пересмотра, не являются ограничением для российских поставок.

Однако Минэкономразвития России не всегда удавалось успешно противодействовать дискриминационным мерам на зарубежных рынках. Так, после пересмотра было продлено квотно-ценовое ограничение на нитрат аммония и соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении российского урана, которое не позволяет осуществлять его поставки в США, а также антидемпинговые пошлины на горячекатаный стальной прокат в Мексике. Увеличением антидемпинговой пошлины закончился пересмотр пошлины на горячекатаный стальной прокат в Аргентине (ведется работа по снятию этих ограничений).

Также проводится работа по противодействию установлению торговых барьеров в рамках созданных механизмов раннего оповещения по мерам, оказывающим влияние на торговлю с КНР и Евросоюзом.

Работа по обеспечению недискриминационного доступа российских товаров на мировые рынки проводится по следующим направлениям:

— предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая пересмотр действующих антидемпинговых мер и ликвидацию барьеров в торговле со стороны торговых партнеров РФ;

— устранение дискриминационного подхода в отношении российских компаний на зарубежных рынках (включая решение проблемы признания рыночного статуса российской экономики и противодействие дискриминационному установлению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер);

— защита российских интересов в сфере внешней торговли в процессе переговоров с зарубежными партнерами на двустороннем и многостороннем уровнях;

— поддержка средних и малых предприятий-экспортеров;

— подготовка единой переговорной позиции РФ по проблемным вопросам доступа российских товаров на внешние рынки, включая консультации с заинтересованными ведомствами и российскими компаниями, создание для отечественных производителей благоприятных условий доступа на внешние рынки; методическое и экспертное содействие российским производителям, а также фирмам-экспортерам при выявлении торговых барьеров, включая меры торговой защиты.

Существующие в Российской Федерации обременительные таможенные процедуры создают барьеры в торговле. К ним относится таможенная оценка и классификация в случаях, при которых задерживается оформление перемещения товара через границу, что позволяют толковать и применять их произвольно; предъявляются завышенные требования к документам, необходимым для таможенного оформления. Так, используется сложная процедура декларирования машинотехнической продукции, экспортируемой в разобранном виде несколькими партиями (каждую деталь и даже крепеж необходимо отдельно указывать с соответствующим кодом ТН ВЭД и определением для каждого изделия таможенной стоимости).

В процессе оформления конкретного товара сотрудник таможенного органа должен обладать специфическими знаниями в данной области, что не всегда возможно, а срок получения заключения по экспортируемому товару от уполномоченных организаций может длиться до 45 суток. При этом, по сведениям фирм-экспортеров, на один и тот же товар, поставляемый различными партиями, такое заключение может требоваться при таможенном оформлении каждый раз, хотя данный товар уже признан не подпадающим под сферу экспортного контроля.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования структуры российского экспорта товаров и транспортных средств