Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный  Суд Российской Федерации

Высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляющим в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения  по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126), Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что  высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах  Российской Федерации.

Особую группу государственных  органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов  государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление  ими надзора за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам  издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры  образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования  преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129), Генеральный  прокурор Российской Федерации назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов  Федерации назначаются Генеральным  прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются  Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Помимо органов государственной  власти в систему государственных  органов Российской Федерации входят также и другие государственные  органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные  и другие такого рода функции, которые  определяются органами государственной  власти, при которых, обычно состоят  эти государственные органы. .

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет  Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом  Российской Федерации конституционных  полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, а также ряд других государственных  органов.

 

34. Принцип разделения  властей как основа построения  системы органов демократического  правового государства

Одним из важных признаков  демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделения властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее  Полибий, на начале разделения властей  было основано государственное устройство Римской республики.

Один из вариантов концепции  разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек  и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения  друг друга. "Необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи  Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими  не только взаимодействие, но и взаимное ограничение ветвей власти в установленных  правом пределах.

Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет  одной из ветвей государственной  власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная  власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а  судебная — решать спор о праве  на основании закона, принятого законодательным  органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением  властей проводится принцип «вертикального»  разделения: между федерацией и ее субъектами.

Наряду с тремя традиционными  ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного  мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой  с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

 

35-36. Понятие и признаки  государственного  органа. Понятие системы органов государственной власти

Деятельность любого государства  реализуется через систему его  государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки :

1) порядок создания и  деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством  в правовых нормах;

2) государственный орган  обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие  характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом  принятия решений, обязательных  для исполнения всеми гражданами  и юридическими лицами, на которых  распространяется компетенция данного  государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает  организацию исполнения принятых  решений, опираясь при этом  на материальную базу (средства  государственного бюджета); в-третьих,  орган государства принимает  меры по охране принятых решений  путем применения различных методов  и мер убеждения, поощрения,  государственного принуждения;

3) государственный орган  осуществляет задачи и функции,  возложенные на него государством;

4) государственный орган  является организационно обособленной  частью системы органов государственной  власти.

Государственный орган - это  юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном  государством порядке часть системы  органов государственной власти, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления задач  и функций, возложенных государством.

Совокупность органов  российского государства, взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти, образует систему органов  государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов  государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных  органов субъектов Федерации  входят законодательные органы  государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций  в иных субъектах, суды субъектов  Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом. Государственные органы субъектов  Федерации в пределах своего ведения  и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в  России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной  власти Российской Федерации состоит  из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции  РФ).

Ключевое место в системе  органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент  РФ - глава государства. Президент  РФ формально не принадлежит ни к  одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует  с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной  власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные  органы субъектов Федерации.

Органы законодательной  власти одновременно являются представительными  органами. Они избираются непосредственно  народом и призваны выражать его  волю. В соответствии с принципом  разделения властей, на органы законодательной  власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной  власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов  не образуют единой системы законодательной  власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации  субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом  РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению  Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и  федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов  законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании  и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов  Федерации, указов Президента РФ, нормативных  актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих  органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной  власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства  субъектов Федерации) и органы специальной  компетенции, ведающие отдельными отраслями  управления (например, федеральные  министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные  суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены  для осуществления правосудия посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и  судебную. К числу таких органов  на федеральном уровне следует отнести  Прокуратуру РФ, Центральную избирательную  комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

 

37. Специфика и  функции судебной власти

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ