Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации
Высшим судебным органом
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляющим в
предусмотренных федеральным
В Конституции Российской
Федерации (ст. 127) устанавливается, что
высшим судебным органом по разрешению
экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами,
который осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.
Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации,
согласно Конституции (ст. 129), составляет
единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих
Основной видовой особенностью
органов прокуратуры является осуществление
ими надзора за исполнением законов
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также соответствие законам
издаваемых ими правовых актов. Органы
прокуратуры осуществляют надзор за
соблюдением прав и свобод человека
и гражданина за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 129), Генеральный
прокурор Российской Федерации назначается
на должность и освобождается
от должности Советом Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации. Прокуроры субъектов
Федерации назначаются
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Помимо органов
В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
34. Принцип разделения
властей как основа построения
системы органов
Одним из важных признаков
демократического государства является
разделение властей. Разделение властей
- это правовой принцип, суть которого
заключается в недопущении
Основателем концепции разделения властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Один из вариантов концепции
разделения властей предполагает создание
так называемой «системы сдержек
и противовесов», когда каждая из
властей имеет множество
Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.
По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
35-36. Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.
Для государственного органа характерны следующие признаки :
1) порядок создания и
деятельности государственного
органа, его компетенция, внутренняя
организация закрепляются
2) государственный орган
обладает властными
3) государственный орган
осуществляет задачи и функции,
4) государственный орган
является организационно
Государственный орган - это
юридически оформленная, организационно
обособленная, действующая в установленном
государством порядке часть системы
органов государственной
Совокупность органов
российского государства, взаимосвязанных
и взаимодействующих между
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.
В систему государственных
органов субъектов Федерации
входят законодательные органы
государственной власти, исполнительные
органы, возглавляемые президентами
в республиках, главами администраций
в иных субъектах, суды субъектов
Федерации. Согласно Конституции РФ
(ч. 1 ст. 77) система органов
Государственная власть в
России осуществляется на основе конституционного
принципа разделения властей. В соответствии
с этим система органов
Ключевое место в системе
органов государственной власти
Российской Федерации занимает Президент
РФ - глава государства. Президент
РФ формально не принадлежит ни к
одной из ветвей власти, он обеспечивает
их согласованное
Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.
Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Органы исполнительной власти
организуют исполнение законов, иных актов
законодательных органов, указов Президента
РФ и актов глав субъектов Федерации.
Свои акты они издают на основании
и во исполнение Конституции РФ,
конституций и уставов
В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).
Органы судебной власти.
К ним относятся
В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
37. Специфика и функции судебной власти
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ