Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам – судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего  — в порядке формирования судейского корпуса, который, в конечном счете, вершит то, что называется судебной  властью.

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. Ее реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно "очищать" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи.                     

Существенным моментом, характеризующим  органы судебной власти, является также  обеспечение их независимости при  осуществлении основных функций  – правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны  вышестоящих судебных инстанций  или "своего"— судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных  и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются  явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния  извне, поскольку сделать это  практически невозможно. Данная категория  людей в своей деятельности обязана  руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и  политических сил (партий, общественных объединений, избирателей и т.д.).

Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой -  законодательной  и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения между  ними, поскольку все они — органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей.

Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний  Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные  им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически полностью зависеть от исполнительных  органов.

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в  том, что для его  деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком  лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, коллегиальности (с некоторыми исключениями), обеспечении  права на защиту и обжалование  судебных решений, возможности участия  представителей народа в вынесении  решений, равноправии сторон, участвующих  в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для рассмотрения и разрешения дел в судах.

К настоящему времени сложилось  несколько вариантов процедур осуществления  судебной власти, которые принято  именовать видами судопроизводства. К ним относятся:

-  конституционное судопроизводство;

-  гражданское судопроизводство;

-  арбитражное судопроизводство;

-  уголовное судопроизводство;

-  административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств  регламентируется прежде всего соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

 

38. Понятие избирательной системы и избирательного права

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в  иные федеральные государственные  органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при  выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное  право тесно связаны между  собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и  регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при  выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах  в исполнительные органы власти и  органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как  название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право  избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в  которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской  Федерации, конституции республик  в составе Российской Федерации;  уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов;

2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а  также законы субъектов Российской  Федерации, подробно регламентирующие  организацию и порядок выборов  в различные органы государственной  власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  акты глав администраций и  других руководителей исполнительных  органов субъектов Российской  Федерации по вопросам организации  и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной  избирательной комиссии.

Избирательная система и  избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное  волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

 

39. Источники избирательного права

В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Законодательство о выборах  в Российской Федерации составляет отдельную отрасль — избирательное  законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах  федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и законодательство о выборах  органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное  законодательство делится на федеральное  и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Федеральное избирательное  законодательство включает в себя Конституцию  РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах  Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Конституция  Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах:

1) в ст. 3 устанавливается,  что свободные выборы являются  высшим непосредственным выражением  власти народа;

2) Конституция РФ закрепляет  право граждан избирать и быть  избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг  лиц, которые не имеют избирательных  прав: это лица, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся  в местах лишения свободы по  приговору суда;

3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной  власти, избираемыми непосредственно  гражданами, являются Президент  РФ и Государственная Дума  Федерального Собрания Российской  Федерации. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Государственной Думы. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

4) Конституция РФ устанавливает  разграничение компетенции между  Российской Федерацией и ее  субъектами. К ведению Российской  Федерации отнесены регулирование  и защита прав и свобод человека  и гражданина (в том числе избирательных  прав), а также формирование федеральных  органов государственной власти. К совместному ведению Российской  Федерации и субъектов Федерации  относится защита прав и свобод  человека и    гражданина, а  также установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и местного  самоуправления Российской Федерации.  На основании этих общих принципов,  а также в соответствии с  основами конституционного строя  Российской Федерации субъекты  Федерации, согласно ст. 77 Конституции  РФ, самостоятельно устанавливают  систему органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации.

Центральное место в системе  избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях   избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан  Российской Федерации».

Такое положение определяется несколькими факторами;

1) данный закон является  универсальным актом, обеспечивающим  единые стандарты гарантий избирательных  прав граждан на всей территории  Российской Федерации;

2) федеральный закон раскрывает  содержание конституционного права  избирать и быть избранными, а  также закрепляет основные принципы  избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3) закон имеет «рамочный»  характер. Это означает, что нормы,  содержащиеся в нем, адресованы  не только правоприменительным  органам и гражданам, но и  самому законодателю, прежде всего  региональному. Статья 1 данного  Закона устанавливает, что федеральные  законы, законы субъектов Российской  Федерации, нормативные правовые  акты о выборах, принимаемые  в Российской Федерации, не  должны противоречить федеральному  закону об основных гарантиях.  В случае же такого противоречия  применяются нормы этого федерального  закона;

4) дополнением «рамочного»  характера является принцип прямого  действия федерального закона  об основных гарантиях. Это  означает, что в случае противоречия  региональных законов федеральному  закону либо в случае пробелов  в региональном законодательстве  должен применяться федеральный  закон об основных гарантиях.  Данное правило также означает, что избиратель и иные участники  любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные  или местные органы власти) в  Российской Федерации вправе  обжаловать неправомерные действия  должностных лиц, государственных  органов, организаций, в том  числе избирательных комиссий, основываясь  на данном федеральном законе.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ