Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Действующая Конституция
РФ ставит институт президентства на
первое место среди федеральных
государственных органов. Российский
Президент наделен большими реальными
полномочиями, которые применяет
самостоятельно, юридически независимо
от других государственных органов,
но взаимодействуя с ними. Он не подчинен
и не подотчетен никакому органу власти,
получая свои полномочия от народа
на основе Конституции РФ, не несет
за свой политический курс, проводимую
политику, за свои законные действия политической
ответственности перед
Президент РФ выполняет особую
роль в системе государственной
власти. Прежде всего Президент РФ
является гарантом Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина.
В установленном порядке он принимает
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
Как гарант Конституции РФ
Президент может принимать не
противоречащие Конституции России
и федеральным законам
На Президента РФ возложена
очень важная функция в системе
органов государственной
Президент занимает особое
место в государственном
Президент РФ тесно связан
с исполнительной властью, занимая
по отношению к ней определяющее,
верховное положение и
Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными
законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
имеет решающие права по назначению
Председателя Правительства, других его
членов, может отменять акты Правительства
РФ (в случае их противоречия его
указам), может принять решение
об отставке Правительства, имеет право
председательствовать на его заседаниях.
Правительство издает свои постановления
и распоряжения на основании и
во исполнение не только Конституции
РФ, федеральных законов, но и нормативных
указов главы государства. Председатель
Правительства РФ, определяя основные
направления его деятельности и
организуя его работу, руководствуется
не только Конституцией и федеральными
законами, но и указами Президента
РФ. Он, согласно ст. 32 Федерального конституционного
закона «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями
и дополнениями, руководит деятельностью
федеральных органов
Но эта точка зрения в государствоведении не является единственной. Есть и другая, в соответствии с которой он не является главой исполнительной власти, а занимает положение как бы «над ветвями власти», будучи лишь «арбитром» в системе органов государства.
Глава государства взаимодействует с федеральной законодательной властью, используя систему «сдержек и противовесов», свойственных реализации принципа разделения властей. Он выступает как бы «арбитром» между законодательной и исполнительной властью, обеспечивая их взаимодействие, необходимое для нормального функционирования государственного механизма, способствуя согласованию их позиций, разрешению противоречий и конфликтов между ними. Президент может оказывать существенное влияние на федеральный законодательный орган, имея для этого необходимые правовые инструменты. Сам он единолично не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является непременным участником законодательного процесса, подписывая и обнародуя законы, наделен эффективным правом вето. Оно помогает отстаивать политическую позицию главы государства, исполнительной власти. Важное место среди средств воздействия Президента на законодательную власть занимает право Президента РФ распускать Государственную Думу в определенных Конституцией РФ случаях, связанных с противоречиями между этой палатой и главой государства, Правительством. Это действенный способ разрешения конфликтов между ними. Но Президент может избрать и другой путь при выражении недоверия Правительству, отказе ему в доверии со стороны Думы (ст. 117 Конституции РФ), приняв решение об отставке Правительства и разрешив конфликт в пользу законодателя.
Своевременное разрешение противоречий между ветвями власти, права Президента РФ, направленные на это, способствуют согласованию законодательной деятельности и политики, проводимой исполнительной властью, должны помочь избежать острого политического противоречия между властями, в обществе в целом.
На реализацию обязанности главы государства обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти, верховенство федерального законодательства, а значит, и права парламента направлены и уже рассмотренные выше его права по приостановлению и отмене актов органов исполнительной власти, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115).
Конституция РФ, возлагая на
Президента РФ данную обязанность и
наделяя его соответствующими правами
для ее исполнения в отношении
других государственных органов, вместе
с тем и его самого ориентирует
на взаимодействие, согласованную работу
с ними. Особенно ярко это проявляется
в отношении Федерального Собрания,
его палат. Во многих случаях для
принятия решения требуется согласование
мнений главы государства и
Иногда во взаимоотношениях
с иными органами роль Президента
подкрепляется другими его
Большую роль в реализации
принципа разделения властей, в поддержании
их баланса, обеспечении конституционной
законности в функционировании президентской
власти призван сыграть
45. Компетенция Президента Российской Федерации
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
Под функциями Президента
РФ понимаются основные направления
деятельности главы государства, вытекающие
из его положения в системе
органов государственной
Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Функции Президента РФ:
1) Президент РФ является
гарантом Конституции РФ, прав
и свобод человека и
2) Президент РФ в установленном
Конституцией РФ порядке
3) Президент РФ обеспечивает
согласованное
4) Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и
5) Президент РФ представляет
Российскую Федерацию внутри
страны и в международных
Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.
1. Президент РФ и Правительство
РФ. Наиболее тесным образом
1) Президент РФ назначает
с согласия Государственной
2) Президент РФ утверждает
представленные ему
3) по предложению Председателя
Правительства РФ Президент РФ
назначает на должность и
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);
5) Президент РФ принимает
решение об отставке
6) Президент РФ может
отменить постановления и
2. Президент РФ и Федеральное
Собрание. Президент РФ как глава
государства имеет
1) Президент РФ принимает
участие в законотворческой
2) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (п. «а» ст. 84);
3) Президент РФ распускает
Государственную Думу в
4) Президент РФ обращается
к Федеральному Собранию с
ежегодными посланиями о
5) Президент РФ сотрудничает
с палатами Федерального
Сотрудничество Президента
РФ с Федеральным Собранием
3. Президент РФ и судебная
власть. Взаимодействие Президента
РФ с судебной властью
1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 83);
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ