Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Такой же «рамочный» характер
имеет федеральный закон от 26
ноября 1996 г. «Об обеспечении
Федеральные законы «О выборах
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации»
и «О выборах Президента Российской
Федерации» детально регулируют порядок
подготовки и проведения соответственно
выборов депутатов
Отдельные аспекты избирательных отношений регулируются другими федеральными законами, среди которых федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.
К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы.
Избирательные законы субъектов
Российской Федерации регулируют выборы
законодательного (представительного)
и исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации,
устанавливают основы деятельности
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации. На региональном
уровне действуют кодифицированные
избирательные законы: например, Избирательные
кодексы Воронежской и
Источниками избирательного
права также являются акты избирательных
комиссий - Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации,
муниципальных избирательных
Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации включаются
в состав источников избирательного
права. К источникам относятся прежде
всего постановления от 3 ноября
1997 г. по делу о проверки конституционности
п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября
1996 г. «Об обеспечении
40. Порядок проведения выборов в РФ.
Выборы органов или
депутатов назначает
Голосование на выборах
в федеральные органы власти
должно быть проведено не
Голосование на выборах
может быть назначено только
на воскресенье. Не
Если уполномоченный
на то орган либо
Подготовкой к проведению
выборов и организацией их
проведения руководят
41. Порядок выборов президента России
Назначение выборов
Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.
Выдвижение кандидатов
Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты (1) политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты), (2) в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один субъект Федерации.
Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата, гражданин должен предоставить следующие документы:
- подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (кандидат в президенты обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей; от данного требования освобождаются кандидаты, выдвинутые политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу);
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
- сведения об изменениях в данных о кандидате;
- первый финансовый отчет кандидата.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Голосование
Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права)
Порядок голосования
Голосование происходит на
специально оборудованных избирательных
участках путем внесения избирателем
в избирательный бюллетень
Результаты выборов
Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.
42. Возникновение
и развитие института
Президент – принципиально
новый для России государственный
институт, который внес значительные
изменения в существовавшую в
момент его учреждения прежнюю советскую
форму организации власти. В 1990–1991
гг. был закреплен пост Президента
еще существовавшего тогда
При создании института президентства
в России использовался опыт зарубежных
стран. Этот институт распространен
в мире и имеет заметные особенности
в разных странах. В одних государствах
их называют президентскими республиками
– президент возглавляет
В мировой практике, как
уже говорилось, встречается сочетание
черт и парламентарной, и президентской
республики – смешанные формы
правления (которые оказали влияние
на конструирование института
При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.
Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.
Принятие Конституции
РФ 1993 г. означало начало нового этапа
в развитии президентской власти
в Российской Федерации. В ее основе
теперь лежит иная концепция, включающая
преобладающие черты
43. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства
Согласно Конституции
Президент РФ – глава государства.
Это определяет его место в
системе государственной
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ