Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Такой же «рамочный» характер имеет федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Федеральные законы «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулируют порядок  подготовки и проведения соответственно выборов депутатов Государственной  Думы и Президента РФ.

Отдельные аспекты избирательных  отношений регулируются другими  федеральными законами, среди которых  федеральные законы «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в  пределах Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и некоторые другие.

К источникам избирательного права относятся  конституции (уставы) субъектов Российской Федерации,  которые закрепляют права граждан  на участие в выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему  этих органов, принципы их избрания и  требования к кандидатам в соответствующие  органы.

Избирательные законы субъектов  Российской Федерации регулируют выборы законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, устанавливают основы деятельности избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации. На региональном уровне действуют кодифицированные избирательные законы: например, Избирательные  кодексы Воронежской и Свердловской области, Кодекс Республики Башкортостан о выборах.

Источниками избирательного права также являются акты избирательных  комиссий - Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных избирательных комиссий, изданные ими в рамках делегированного  правотворчества. Это означает, что  избирательные комиссии могут принимать  акты нормативно-правового характера  только на основании и во исполнение соответствующих законов.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации  включаются в состав источников избирательного права. К источникам относятся прежде всего постановления от 3 ноября 1997 г. по делу о проверки конституционности  п.1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть изданными в органы местного самоуправления в связи  с запросом Тульского областного суда», от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п.3 п. 4 ст. 13, п.3  ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

40. Порядок проведения  выборов в РФ.

Выборы органов или  депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов  должно быть принято не позднее чем  за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий  орган или депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий органов, депутатов, влекущего за собой неправомочность  органа, выборы должны быть назначены  не позднее чем через 14 дней со дня  такого прекращения полномочий.

 Голосование на выборах  в федеральные органы власти  должно быть проведено не позднее  чем через 110 дней и не ранее  чем через 80 дней со дня принятия  решения о назначении выборов.  Голосование на выборах в органы  власти субъекта должно быть  проведено не позднее чем через  100 дней и не ранее чем через  80 дней со дня принятия решения  о назначении выборов. Голосование  на выборах в органы местного  само управления должно быть  проведено не позднее чем через  80 дней и не ранее чем через  70 дней со дня принятия решения  о назначении выборов. Данное  решение подлежит официальному  опубликованию в средствах массовой  информации не позднее чем  через пять дней со дня его  принятия.

 Голосование на выборах  может быть назначено только  на воскресенье. Не допускается  назначение голосования на предпраздничный  и нерабочий праздничный дни,  на день, следующий за нерабочим  праздничным днем, а также на  воскресенье, которое объявлено  рабочим днем.

 Если уполномоченный  на то орган либо соответствующая  избирательная комиссия не назначит  в установленный срок выборы  органов или депутатов или  если соответствующая избирательная  комиссия отсутствует и не  может быть сформирована выборы  назначаются соответствующим судом  общей юрисдикции. При этом выборы  организует и проводит временная  избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией РФ или избирательной комиссией субъекта в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Подготовкой к проведению  выборов и организацией их  проведения руководят избирательные  комиссии различных уровней. В  РФ действуют следующие избирательные  комиссии: Центральная избирательная  комиссия РФ; избирательные комиссии  субъектов; избирательные комиссии  муниципальных образований; окружные  избирательные комиссии; территориальные  (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

 

41. Порядок выборов президента России

Назначение выборов

Выборы президента РФ назначаются  Советом Федерации РФ. Решение  о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня  голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах  президента является второе воскресенье  месяца, в котором проводилось  голосование на предыдущих общих  выборах президента Российской Федерации  и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов

Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты (1) политическими  партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата  в президенты), (2) в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура  должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной  комиссии). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн подписей в  поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться  на один субъект Федерации.

Регистрацию кандидатов в  президенты осуществляет Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в  качестве кандидата, гражданин должен предоставить следующие документы:

- подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (кандидат в президенты обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей; от данного требования освобождаются кандидаты, выдвинутые политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу);

-    документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

-    протокол об итогах сбора подписей избирателей;

-    список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;

-    сведения об изменениях в данных о кандидате;

-    первый финансовый отчет кандидата.

Центральная избирательная  комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о  регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Голосование

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен  активного избирательного права)

Порядок голосования

Голосование происходит на специально оборудованных избирательных  участках путем внесения избирателем  в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся  к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения  заполненного бюллетеня в опломбированный  стационарный ящик для голосования.

Результаты выборов

Первоначальный подсчет  голосов осуществляют участковые избирательные  комиссии, которые направляют протоколы  о результатах подсчета в территориальные  избирательные комиссии. Территориальные  избирательные комиссии после предварительной  проверки правильности составления  протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования  на соответствующей территории и  направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь  после их проверки составляют протоколы  об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную  избирательную комиссию.

Центральная избирательная  комиссия не позднее чем через  десять дней после дня голосования  определяет результаты выборов.

 

42. Возникновение  и развитие института президентства  в России

Президент – принципиально  новый для России государственный  институт, который внес значительные изменения в существовавшую в  момент его учреждения прежнюю советскую  форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза  ССР, появились президенты в республиках  бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был  учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это  союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского  народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало  важный шаг в сторону изменения  формы  государства. Закрепление  такого существенного новшества  в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение президентства происходило  на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила  трудно, не принимались необходимые  меры по их осуществлению со стороны  органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам  не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства  в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен  в мире и имеет заметные особенности  в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую  роль в управлении страной, обладая  большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой  в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава  его и занимает первое место в  системе исполнительной власти.

В мировой практике, как  уже говорилось, встречается сочетание  черт и парламентарной, и президентской  республики – смешанные формы  правления (которые оказали влияние  на конструирование института президентства  в России). Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное  его избрание обычно свойственно  тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках  президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве.

При организации президентской  власти в Российской Федерации использован  опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически  короткий период своего существования, отечественный институт президентства  претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового  положения Президента, закрепленного  в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным  и ответственным не только перед  ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов  Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация  власти представляла собой конгломерат  черт президентской, смешанной, а также  советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Принятие Конституции  РФ 1993 г. означало начало нового этапа  в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты президентской  республики и элементы смешанной  формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган  приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены  большие изменения, новшества в  правовой статус Президента РФ, он усилен.

 

43. Основы конституционного  статуса Президента Российской  Федерации, его положение в  системе органов государства

Согласно Конституции  Президент РФ – глава государства. Это определяет его место в  системе государственной власти. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего  представителя государственной  власти, высшего должностного лица государства.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ