Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

2) судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  РФ в порядке, установленном  федеральным законом (ст. 128);

3) Конституция РФ предоставила  право Президенту РФ обращаться  в Конституционный Суд, а также  в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет  помилование (п. «в» ст. 89). Актом  помилования является решение  главы государства о смягчении  наказания или полном освобождении  от наказания лиц, обратившихся  к нему с соответствующим ходатайством.

4. Президент РФ и субъекты  Федерации. Президент РФ как  глава федеративного государства  наделяется определенными конституционными  полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:

1) право Президента РФ  назначать и освобождать своих  полномочных представителей в  регионах. Согласно Указу Президента  РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном  представителе Президента Российской  Федерации в регионе Российской  Федерации» полномочный представитель  является должностным лицом, представляющим  интересы Президента РФ на  части территории Российской  Федерации, включающей в себя  один или несколько субъектов  Российской Федерации. Основными  задачами полномочного представителя  являются: содействие Президенту  РФ в реализации его конституционных  полномочий; информирование Президента  РФ о политическом, социальном  и экономическом положении в  соответствующем регионе; взаимодействие  с федеральными органами исполнительной  власти и их территориальными  органами, органами государственной  власти субъекта (субъектов) Российской  Федерации, в целях обеспечения  реализации основных направлений  внутренней и внешней политики  государства, определяемых Президентом  РФ, указов и распоряжений Президента  РФ; выполнение отдельных поручений  Президента РФ;

2) право Президента РФ  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Федерации, а также между органами  государственной власти субъектов  Федерации. Согласительные процедуры  могут выражаться в проведении  переговоров, создании третейских  судов, оказании так называемых  «добрых услуг», образовании согласительных  комиссий и т. п. Установлено  право Президента РФ в случае  не достижения согласованного  решения передать спор на рассмотрение  Конституционного Суда РФ (ст. 85);

3) право Президента РФ  приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти  субъектов Федерации в случае  противоречия этих актов Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

5. Полномочия Президента  РФ в области обороны страны  и обеспечения ее безопасности. Безопасность страны представляет  собой состояние защищенности  жизненно важных интересов личности, общества и государства от  внутренних и внешних угроз.  К основным объектам безопасности  относятся права и свободы  человека и гражданина, материальные  и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность государства. Субъектом  обеспечения безопасности является  государство, которое осуществляет  функции в этой области через  систему всех ветвей власти.

Под обороной понимается система  политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер  по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Как глава государства  Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и  безопасности страны:

1) Президент РФ утверждает  военную доктрину Российской  Федерации (п. «з» ст. 83). Военная  доктрина представляет собой  систему официально принятых  в государстве взглядов на  предотвращение войн, вооруженных  конфликтов, на военное строительство,  подготовку страны к обороне,  организацию противодействия военной  угрозе безопасности государства,  использование Вооруженных Сил  и других войск Российской  Федерации для защиты жизненно  важных интересов Российской  Федерации. Современная военная  доктрина утверждена Указом Президента  РФ от 2 ноября 1993 г.;

2) Президент РФ является  Верховным Главнокомандующим Вооруженными  Силами Российской Федерации  (ч. 1 ст. 87);

3) Президент РФ назначает  и освобождает высшее командование  Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83);

4) Президент РФ формирует  и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83). Статус Совета  Безопасности должен быть определен  федеральным законом. До принятия федерального закона действует Положение о Совете Безопасности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. Согласно Положению Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности;

5) в случае агрессии  против Российской Федерации  Президент РФ вводит на территории  России или в отдельных ее  местностях военное положение  с незамедлительным сообщением  об этом Совету федерации и  Государственной Дуне (ч. 2 ст. 87). Указ  Президента РФ о введении военного  положения должен быть утвержден  Советом Федерации. Режим военного  положения должен быть определен  федеральным конституционным законом,  который в настоящее время  не принят;

6) в случае угрозы безопасности  Российской федерации Президент  РФ вводит на территории России  или в отдельных ее местностях  чрезвычайное положение с незамедлительным  сообщением об этом Совету  Федерации и Государственной  Думе (ст. 88). Указ Президента РФ  о введении чрезвычайного положения  должен быть утвержден Советом  Федерации. Условия и порядок  введения чрезвычайного положения  должны быть определены федеральным  конституционным законом. До его  принятия действует Закон РСФСР  от 17мая 1991 г. «О чрезвычайном  положении».

6. Полномочия  Президента  РФ в области внешней политики. Как глава государства Президент  РФ осуществляет высшее представительство  Российской Федерации в международных  отношениях. В соответствии с  нормами международного права,  представляя свою страну на  международной арене, глава государства  действует ех оfficio, то есть  без подтверждения соответствующих  полномочий.

Конституция РФ (ст. 86) закрепляет следующие полномочия Президента РФ в сфере внешней политики:

1) Президент РФ определяет  основные направления внешней  политики государства («т. 80) и  осуществляет руководство внешней  политикой;

2) Президент РФ ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации;

3) Президент РФ подписывает  ратификационные грамоты, то есть  документы, подтверждающие, что подписанный  договор признается государством  в качестве обязательного для  него. Ратификацию самих международных  договоров осуществляет Федеральное  Собрание путем принятия соответствующих  федеральных законов;

4) Президент РФ принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей. Эти грамоты адресуются  главой иностранного государства  Президенту РФ. В верительных  грамотах указывается, что определенному  лицу поручено представлять интересы  своего государства на территории  Российской Федерации, его словам  и действиям надлежит «верить» (отсюда название «верительная  грамота»). Отзывные грамоты прекращают  полномочия дипломатических представителей;

5) Президент РФ назначает  и отзывает после консультаций  с соответствующими комитетами  и комиссиями палат Федерального  Собрания дипломатических представителей  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных  организациях.

7. Иные полномочия Президента  РФ. К иным полномочиям Президента  РФ относятся: назначение общероссийского  референдума, решение вопросов  гражданства Российской Федерации,  предоставление политического убежища,  награждение государственными наградами  Российской Федерации, присвоение  почетных званий Российской Федерации,  высших воинских и высших специальных  званий.

Президент РФ в целях выполнения своих полномочий формирует Администрацию  Президента РФ в качестве своего рабочего органа. Положение об Администрации  Президента РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. (в редакции от 11 августа 1998 г.).

Анализ полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о  том, что российская конструкция  президентской власти основана на использовании  элементов президентской и полупрезидентской  республик.

Вопрос о том, является ли срок осуществления полномочий Президента РФ, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции РФ, первым из двух сроков, предусмотренных  ч. 3  с. 81, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда. См.: Определение  Конституционного Суда Российской Федерации  по делу о толковании статьи 81 (ч. 3) и  п. 3 раздела второго «Заключительные  и переходные положения» Конституции  РФ от 5 ноября 1998 г. // Российская газета. 1998. 19 ноября.

Федеральный закон «О выборах  Президента Российской Федерации» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию Российской Федерации.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также  контроль за соблюдением избирательных  прав граждан осуществляют избирательные  комиссии.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит  непосредственно избирателям и  избирательным объединениям (избирательным  блокам).

Выдвижение кандидата  избирательным объединением производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе выдвинуть  только одного кандидата на должность  Президента РФ.

Для выдвижения кандидата  непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей  в количестве не менее 100 человек.

Избирательное объединение (избирательный блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата  на должность Президента РФ, обязаны  собрать в его поддержку не менее одного миллиона   подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная  комиссия проверяет правильность сбора  подписей и выносит решение о  регистрации кандидату на должность  Президента РФ.

Закон устанавливает правила  проведения агитационной кампании, порядок  создания избирательных фондов кандидатов.

Подсчет голосов избирателей  производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная  избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги  голосования на соответствующей  территории и составляет протокол, который передается в избирательную  комиссию субъекта Федерации, а она, в свою очередь, подведя итоги  голосования на территории субъекта Российской Федерации, передает протокол в Центральную избирательную  комиссию. Центральная избирательная  комиссия не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента РФ.

Избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который  получил более половины голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании.

В случае, если в избирательный  бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает  повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов  избирателей.

По итогам повторного голосования  избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число  голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, по отношению  к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при  условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента РФ признаются несостоявшимися, если в них приняло  участие менее половины избирателей, внесенные в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран. Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы Президента РФ.

При повторных выборах  сроки избирательных Действий, установленные  Федеральным законом «О выборах  Президента Российской Федерации», сокращаются  на треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ