Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
4) для норм этого института
характерно специфическое,
Таким образом, совокупность
юридических особенностей, указанных
выше, и придает определенной группе
конституционно-правовых норм качество
элемента отрасли, занимающего относительно
самостоятельное положение в
ее системе. Причем исходным началом, определяющим
все юридические свойства элементов
отрасли, является характер той сферы
общественных отношений, которые регулируются
составляющими эти элементы нормами,
т.е. предмет правового
Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.
В основе такого подхода
к системе отрасли лежит
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.
Конституционно-правовой институт,
нормы которого закрепляют федеративное
устройство государства, создает предпосылки
для организационного построения системы
органов государственной
При характеристике системы
конституционного права важное значение
имеет вопрос о ее соотношении
с системой конституции, являющейся
основным источником отрасли. Это часть
более общей проблемы–о соотношении
системы права и системы
Система отрасли конституционного
права предопределяется объективными
факторами. Однако она выявляется и
формулируется путем
Система отрасли охватывает
всю совокупность конституционно-правовых
норм, а система конституции –
лишь часть этих норм, составляющую
основу всего конституционно-
Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга .субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.
Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы Конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.
И система отрасли
На каком-то этапе конституция
и отрасль конституционного права
могут отставать от объективно меняющихся
потребностей. При создании необходимых
условий происходит существенная перестройка
систем отрасли и конституции. Это
находит свое выражение в принятии
новой конституции, изменении ее
системы. Претерпевает изменения и
система отрасли. Такой процесс
произошел на данном этапе развития
конституционного права России с
принятием Конституции 1993 года. Она
определила новые концепции общественного
развития, заложила новые принципы
конституционно-правового
8. Особенности действия конституционных норм
Конституционно-правовые нормы
— это общеобязательные правила,
установленные или
Особенностями конституционно-правовых
норм являются: а) их особая важность и
значимость, поскольку в них речь
идет о правовом регулировании особого
среза общественных отношений, связанного
с конституционным устройством;
б) широта охвата многими из них регулируемых
сфер и проблем; в) сравнительно большой
удельный вес норм общего характера,
которые очень часто не только
не исключают, но и предполагают издание
на их основе еще и других норм, разъясняющих,
конкретизирующих и развивающих
эти общие нормы; г) значительно
больший, чем в других отраслях права,
удельный вес таких видов правовых
норм, как нормы-декларации, нормы-принципы,
нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения,
нормы-разъяснения и др.; д) преобладание
в них императивного (повелительного)
характера правового
Сами же конституционно-правовые
нормы могут быть подразделены и
классифицированы по различным основаниям.
Так, по характеру (степени определенности)
предписаний эти нормы могут
быть императивными, когда в них
правило поведения
По их назначению в механизме
правового регулирования
По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королевской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конституции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конституции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).
По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения). По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.
Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристике основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить неприкосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...»
Нормы-определения и нормы-
10. Основные черты
и особенности Конституции
Подготовка и принятие Конституции.
В подготовке действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. важную роль сыграло Конституционное совещание, созванное на основе Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Этот форум был призван выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России. Существовавший в то время высший законодательный орган — Съезд народных депутатов, принявший еще в 1991 г. решение о разработке новой Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие. Продолжался процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот). Конституция не могла уже быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. Нужен был новый основной закон, который бы отразил коренные изменения, происшедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом советской империи.
Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания.
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ