Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

4) для норм этого института  характерно специфическое, отличное  от других институтов, соотношение  норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных  выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в  ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов  отрасли, является характер той сферы  общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли  конституционного права предполагает не только выявление ее составных  частей, ее главных элементов, но и  обоснование их соотношения и  места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода  к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом  регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение  может рассматриваться лишь как  первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что  она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что  между конституционно-правовыми  институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой  нормы одного института создают  предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который  закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе  данной отрасли, поскольку в них  содержатся исходные начала правового  регулирования, осуществляемого нормами  других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте  стоит институт, устанавливающий  основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы  и обязанности. Место этого института  обусловлено тем, что человек, его  права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и  обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки  для организационного построения системы  органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают  существующие в Российской Федерации  национально-государственные и государственно-территориальные  образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему  органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы  конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении  с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть  более общей проблемы–о соотношении  системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью  не совпадают. 

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и  формулируется путем теоретических  исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при  характеристике ее составных элементов. Система конституции – категория  субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и  на основе воспринятых им объективных  связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами  общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и  ее нельзя произвольно отбрасывать  при определении системы отрасли  конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции  выступает как самостоятельный  элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать  со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции –  лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового  регулирования.

Как для системы отрасли  конституционного права, так и для  системы конституции отправным, исходным началом является группировка  норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного  круга .субъектов. Однако соотношение  этих начал систематизации в конституции  и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы  Конституции, уровень обобщения  норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли  составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов  государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения  и компетенции. В системе конституции  эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и  республик в ее составе, по уставам  других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции  не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая  уровень правового воздействия  на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция  и отрасль конституционного права  могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых  условий происходит существенная перестройка  систем отрасли и конституции. Это  находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и  система отрасли. Такой процесс  произошел на данном этапе развития конституционного права России с  принятием Конституции 1993 года. Она  определила новые концепции общественного  развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе  конституционного права как отрасли  в целом и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

 

8. Особенности действия  конституционных норм

Конституционно-правовые нормы  — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные  государством, обеспеченные государственным  принуждением или его угрозой  и регулирующие конституционный  строй страны. Эти нормы содержатся, прежде всего, в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и  значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого  среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой  удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание  на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих  эти общие нормы; г) значительно  больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который  широко используется в конституционном  праве лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая  сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом  перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов  правовых норм, как гипотез (т.е. условий  применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура  принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими  правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и  классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут  быть императивными, когда в них  правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: положение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если кандидатура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положение ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

По их назначению в механизме  правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым  отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы  и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о  том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации».

По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового  воздействия на соответствующие  общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королевской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конституции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конституции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в  определенные периоды (например, в периоды  чрезвычайного или военного положения). По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются  на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют  на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных  образований и др. По уровню юридической  силы конституционно-правовые нормы  можно разделить на те, которые  содержатся в конституциях и поэтому  обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в  конституционном законе, обычном  законе или подзаконном акте и  которые поэтому должны соответствовать  конституции.

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме  выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании  хотя бы некоторых из них, прежде всего  наиболее распространенных. Нормы-правила  говорят о том, как надо поступать  при наступлении того или иного  юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента; или принятые законы в течение  такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристике основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить неприкосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...»

Нормы-определения и нормы-разъяснения  направлены на раскрытие сущности и  основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции  Франции определяет эту страну как  «неделимую, светскую, социальную, демократическую  Республику». В ст. 1 Конституции  РФ так же дается ее определение, а  затем разъясняется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. В ст. 41 Конституции  Японии содержится определение, что  «парламент является высшим органом  государственной власти и единственным законодательным органом государства». Статья 116 Основного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно  считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы  были сравнительно широко представлены в конституциях социалистических и  ряда развивающихся стран, поскольку  в них нередко переносились программные  цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма. Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конституции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Братство».

 

10. Основные черты  и особенности Конституции Российской  федерации 1993

Подготовка и принятие Конституции.

В подготовке действующей  Конституции Российской Федерации 1993 г. важную роль сыграло Конституционное  совещание, созванное на основе Указа  Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Этот форум был призван  выразить отношение общества к вопросу  о том, какая конституция нужна  России. Существовавший в то время  высший законодательный орган —  Съезд народных депутатов, принявший  еще в 1991 г. решение о разработке новой Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие. Продолжался процесс  внесения многочисленных поправок в  Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более  трехсот). Конституция не могла уже  быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. Нужен  был новый основной закон, который  бы отразил коренные изменения, происшедшие  в связи с крахом тоталитарного  режима и распадом советской империи.

Конституционное совещание  состояло из 250 членов, работавших в  пяти секциях: представителей федеральных  органов власти; представителей органов  власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ