Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Поправки к гл. 3-8 Конституции  РФ принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации  было указано, что поправки к Конституции  принимаются в форме специального правового акта - Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции  Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий  внесения, принятия, одобрения и  вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции  РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции  РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных  глав Конституции РФ.

Изменения в ст. 65 Конституции  РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании  в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению  в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции  РФ   решение субъекта Федерации  об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в  смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном  порядке такое переименование, которое  затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов  Российской Федерации, Российской Федерации  в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение  состава Российской Федерации или  конституционно-правового статуса  ее субъекта.

 

13. ПРАВОВАЯ ОХРАНА  КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции  Президентом РФ. Во-первых, как гарант  федеральной Конституции Президент  РФ наделен прерогативами по  защите конституционного строя,  прав и свобод человека и  гражданина, осуществлению мер по  охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности,  обеспечению согласованного функционирования  органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ  приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти  субъектов РФ в случае противоречия  этих актов Конституции РФ  и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность  не только непосредственно контролировать  состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

2) осуществление конституционного  надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять  те правовые нормы, которые,  по убеждению суда, не соответствуют  Конституции РФ (в этом случае  суд обязан обратиться в установленном  порядке в Конституционный Суд  по поводу признания такой  нормы неконституционной);

3) деятельность иных государственных  органов, прежде всего органов  прокуратуры, Уполномоченного по  правам человека РФ по обеспечению  режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) деятельность федерального  Конституционного Суда как специализированного  органа конституционного контроля  в РФ.

Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной  власти и местного самоуправления и  их должностных лиц конституционной  обязанности соблюдать Конституцию  РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем  бы то ни было власти в РФ; преследования  федеральным законом захвата  власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение  целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования  чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права  граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд  РФ и др.

Особая правовая охрана Конституции  РФ установлена законодательством  в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского  общества: верховенства Конституции  как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического  плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного  устройства и других демократических  принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных  органов РФ, в том числе Президент  РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и  соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает  федеральные законы во исполнение Конституции  РФ, заслушивает отчеты Правительства  РФ об их исполнении и соблюдении конституционных  норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции  РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции  РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению  РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит  Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных  положений; 2) проверяет принимаемые  законы и подзаконные акты различных  органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения  несоответствия нормативных актов  федеральных органов власти и  органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции  РФ и отменяет его действие; 4) проверяет  международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем  случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов  власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства  иностранных государств, представительства  международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и  консульским иммунитетом, а также  иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан  и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию  РФ.

 

14. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ  РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125), это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование — комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.

Толкование Конституции, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так  как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в Основном Законе принципов и  норм в общественную практику. Конституция  – это основной закон государства, который обладает высшей юридической  силой. Этим определяется ее особое и  ведущее место в системе законодательства.

Конституция устанавливает  правовые основы функционирования общества и общие принципы организации  государственной власти, порядок  и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы  Основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции  Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ право  толкования Основного Закона возложено  на Конституционный Суд Российской Федерации. Это – исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой  иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.

Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании  конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в  нормах Конституции.

Необходимость в толковании Конституции, в разъяснении ее положений  обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и т. п., что может привести, а  порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деятельности.

Конституция – это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому  любая конституционная норма  должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности  и противоречий ее норм.

Следовательно, при толковании норм Конституции нужно учитывать  принцип системности толкования. Однако Конституция устанавливает  определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Часть 2 ст. 16 Основного Закона устанавливает, что никакие другие положения  Конституции не могут противоречить  основам конституционного строя  Российской Федерации. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание гл. 1 Конституции, имеют  основополагающее значение для других норм и всего законодательства в  целом. Таким образом, юридическая  сила положений гл. 1 Конституции  выше, чем остальных ее частей.

Конституция определяет и  круг органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный  Суд с запросом о толковании Конституции. Это – Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов  Российской Федерации. Обращение указанных  субъектов в Конституционный  Суд Российской Федерации порождает  его обязанность в установленные  сроки давать толкование Конституции  Российской Федерации в части, относительно которой направлен соответствующий  запрос.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции Российской Федерации  является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции  Российской Федерации, которая может  быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в Конституционный  Суд органами в связи с их деятельностью  по осуществлению своих полномочий.

Толкование Конституции  Российской Федерации, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда и решение  о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Результаты толкования Основного Закона получают выражение в постановлениях Конституционного Суда о толковании Конституции Российской Федерации. Решения Конституционного Суда согласно ч. 2 ст. 71 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» имеют нормативное значение. Закон устанавливает, что решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями, т. е. решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ