Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Необходимо указать и  на положение федеральной Конституции  о том, что «права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими». Они, в соответствии с Конституцией, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Следовательно, субъекты Федерации не вправе ограничивать прямое действие норм Конституции и  установленный ею объем прав и  свобод человека и гражданина. Субъекты Федерации в своих конституциях или уставах могут лишь усиливать  правовые и иные гарантии реализации тех прав и свобод, которые записаны в федеральной Конституции.

Определенный характер соответствия конституций республик и уставов  других субъектов Федерации Конституции  РФ обусловливают и другие положения  последней. Так, статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ч. 1 ст. 66), а статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного  округа определяется федеральной Конституцией и уставами этих субъектов Федерации (ч. 2 ст. 66). Изменение же статуса субъекта Федерации может быть осуществлено только по взаимному согласию Федерации  и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным  законом (ч. 5 ст. 66). Кроме того. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия по представлению законодательных  и исполнительных органов автономной области и автономного округа федерального закона об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66), а также  законов, регулирующих отношения края или области и автономного  округа, входящего в их состав (ч. 4 ст. 66).

Конституции республик и  уставы других субъектов Федерации  должны исходить из положения федеральной  Конституции о том, что установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления находится  в совместном ведении Федерации  и субъектов (п. «н» ст. 72). Но в  отличие от других положений статьи федеральной Конституции о предметах  совместного ведения, это положение  конкретизируется в ст. 77 Конституции: Федерация устанавливает путем принятия федерального закона общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Понятие «соответствие конституций  республик и уставов других субъектов  Федерации федеральной Конституции» имеет правовое содержание, которое  может быть установлено путем  анализа соответствующих норм Конституции  РФ и норм конституций республик  и уставов других субъектов Федерации. Поэтому разрешение дел о таком  соответствии возложено на Конституционный  Суд по запросу перечисленных  в ст. 125 Конституции РФ государственных  органов. Положения конституций  республик и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу и подлежат устранению.

Анализ конституций республик  и уставов других субъектов Федерации  показывает, что некоторые их положения  противоречат Конституции РФ. Например, ст. 1 Конституции (Основного закона) Республики Тыва (принята 21 октября 1993 г.) гласит: «Республика Тыва — суверенное демократическое государство в  составе Российской Федерации, имеет  право на самоопределение и выход  из состава Российской Федерации  путем всенародного референдума  Республики Тыва». Два положения  этой статьи противоречат федеральной  Конституции: первое — Республика Тыва не является суверенным государством — на одной и той же территории не может быть двух или более суверенных государств; суверенитет Российской Федерации распространяется на всю  ее территорию. Второе — Республика Тыва не имеет права выхода из состава  Российской Федерации.

Причины противоречий разные. Так, некоторые конституции республик  были приняты до принятия федеральной  Конституции и, естественно, не учли ее новых требований. Немаловажную роль сыграла и проявившаяся в  начале 90-х годов суверенизация  республик. С другой стороны, отсутствуют  до настоящего времени некоторые  важные федеральные законы, которые  конкретизировали бы федеративные отношения. Принятие таких законов предусмотрено  Конституцией РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 3, 4, 5 ст. 66; ст. 77 и др.).

В целях обеспечения соответствия конституций республик и уставов  других субъектов Федерации федеральной  Конституции, взаимодействия федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в  субъектах Федерации Президент  РФ в своем Указе от 5 октября 1995 г. «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации» обратил внимание на недопустимость нарушения Конституции Российской Федерации при разработке и принятии конституций республик, уставов  других субъектов Федерации и  предложил органам государственной  власти субъектов Федерации устранить  имеющиеся в конституциях и уставах  противоречия с положениями федеральной  Конституции. Президент Российской Федерации образовал Комиссию при  Президенте по взаимодействию федеральных  органов власти и органов государственной  власти субъектов Федерации при  проведении конституционно-правовой реформы  в субъектах Федерации.

Порядок пересмотра Конституции  Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Конституция  — акт долговременного действия, ее важнейшим свойством является стабильность. Гарантией стабильности выступает особый порядок ее принятия и пересмотра.

Действующая Конституция  была принята всенародным голосованием на референдуме. И впредь парламент  самостоятельно не сможет принять новую  Конституцию и даже изменить ее, как это было ранее. Порядок пересмотра Конституции достаточно сложен.

Предложения о поправках  или пересмотре положений Конституции  может вносить ограниченный круг государственных органов и должностных  лиц. К их числу относятся Президент  РФ, Совет Федерации и Государственная  Дума Федерального Собрания, Правительство  РФ, законодательные органы субъектов  Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы.

Главы Конституции, регулирующие основы конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции, т. е. главы 1,2 и 9, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает  большинством в три пятых голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы, что нужны какие-то изменения  в эти главы, оно должно созвать  Конституционное Собрание — особый орган, наделенный правом решить, нужны  эти изменения или нет. Если Конституционное  Собрание решит, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой  Конституции РФ, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на всенародное  голосование.

Поправки к статьям  других глав, т. е. к главам 3 — 8, которые  регулируют систему государственных  органов, могут быть изменены более  простым способом, но опять-таки не одним только Федеральным Собранием. Для внесения такого рода поправок требуется, во-первых, три четверти голосов в Совете Федерации и  две трети в Государственной  Думе; а во-вторых, — ратификация  изменений как минимум двумя  третями субъектов Федерации.

Как видим, Конституция Российской Федерации достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью.

Порядок внесения поправок в новую российскую Конституцию  подвергся критике ряда политиков  и некоторых ученых-юристов. Основание: весьма усложненный для одних  разделов и практически запретительный — для других. Но такая критика  вызывает недоумение, учитывая опыт бывшего  Съезда народных депутатов, когда с  помощью простого механизма изменения  Конституции в ее текст за короткий период времени было внесено более 300 поправок, нарушивших по существу баланс разделения властей. Такие действия со стороны Съезда народных депутатов  справедливо расценивались как  попытка захватить власть в стране путем внесения изменений в Конституцию.

Все сказанное, разумеется, не означает, что Конституция Российской Федерации вовсе не нуждается  ни в каких изменениях. Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование — оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества.

 

11. Верховенство  и высшая юридическая сила Конституции РФ

Конституция выделяется среди  других источников права высокой  значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она закрепляет основные институты государства, статус гражданина и, тем самым, предопределяет содержание законов и иных нормативных актов.

Верховенство Конституции  означает, что любой правовой акт, любое действие органа власти или  его должностного лица должны соответствовать  нормам Конституции, не противоречить  их предписаниям. В случае столкновения, коллизии норм общественные отношения  регулируются конституционными нормами.

Необходимость обеспечить единство, целостность и непротиворечивость всей системы российского права  обусловливает верховенство Конституции. Не случайно в ч. 2 ст. 4 Основного  Закона России установлено, что “Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”. Этот принцип подкрепляется положениями  ч. 1 ст. 15 Основного Закона: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации”.

Для разрешения возникающих  на практике противоречий, проблем, обеспечения  верховенства, высшей юридической силы конституционных норм в России создан орган конституционного контроля –  Конституционный Суд Российской Федерации.

По запросам Президента, Совета Федерации, Государственной  Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда России, органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации Конституционный  Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, а также конституций республик, уставов, законов субъектов Российской Федерации, международных договоров, разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции России.

Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции  “акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению”.

Другая гарантия верховенства Конституции содержится в ч. 2 ст. 85, согласно которой Президент вправе приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим  судом в случае противоречия этих актов федеральной Конституции. Кроме того, постановления и распоряжения российского правительства в  случае их противоречия Конституции  могут быть отменены Президентом (ч. 3 ст. 115 Конституции России).

Верховенство, высшая юридическая  сила федеральной Конституции на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность российской правовой системы.

 

12. Порядок пересмотра  Конституции Российской Федерации  и принятия конституционных поправок

Конституция - акт долговременного  действия. Ее важнейшим свойством  является стабильность. Юридической  гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее  пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный  гл. 9 Конституции РФ.

Предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут  вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать  с инициативой внесения изменений  в действующую Конституцию или  принятия новой Конституции, предусмотренный  ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права  законодательной инициативы, предусмотренным  ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным  Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  РФ, либо разрабатывает проект новой  Конституции РФ, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на всенародное  голосование. При проведении референдума  Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нем приняло участие более  половины избирателей.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ