Место римского права в системе правовых знаний. Периодизация и структура римского права. Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились: 1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера; 2) брачно-семейные отношения; 3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи; 4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц; 5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений; 6) вопросы защиты частных прав. Римское право состоит из публичного права и частного права.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект римское право.docx

— 193.43 Кб (Скачать файл)

 

  1. Преторское право и новые пути формирования и защиты права частной собственности. Создание «постоянного эдикта» II в. н.э. и прекращение правотворческой деятельности преторов.

     В результате правотворческой деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций возникло ius honorem (от слова honores — «почетные должности») — магистратское право, или ius praetorium — преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга. Во II в. н. э. юристом Юлианом была выработана опись отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

 

  1. Деятельность римских юристов. Ее основные формы  и содержание. (Консультации юристов-понтификов). Деятельность классических юристов I-III вв. н.э. - самостоятельная форма правообразования, расцвет классического права.

     Большое распространение получила  такая специфическая римская  форма правообразования, как деятельность  юристов (юриспруденция). Юристы  действовали по следующим направлениям:

     1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

     2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

     3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.

     Толкование юристами действующих  законов и сочинения юристов,  посвященные законодательству, назывались  комментариями. Юристы составляли  также сборники казусов, высказывая  при этом свое суждение о  некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники  по римскому праву и выступали  в качестве преподавателей права.  Сочинения римских юристов были  связаны с практикой. Осуществляемый  ими анализ правоотношений, изложение  правовых норм отличались точностью,  глубиной, логической последовательностью  и обоснованностью решений. Многие  правовые нормы и сентенции  юристов приобрели характер афоризмов:  «Знать законы — не значит  следовать их букве, но понимать  их силу и значение»; «Неправильно  давать ответы, консультации или  решать дело, имея в виду не  весь закон, а только какую-нибудь  его часть». Из числа выдающихся  республиканских юристов можно  назвать таких, как Марк Манилий,  Юний Брут, Публий Сцевола. Представителями  классической римской юриспруденции  являлись Лабеон и Капитон.  С их именами связано образование  двух школ римских юристов:  прокулианской (по имени Прокула,  ученика Лабеона) и сабинианской (по имени Сабина, ученика Капитона). В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. — начало III в. н. э.) плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права. С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана.

 

Тема II. Физические лица и юридические лица в римском праве.

  1. Субъекты и объекты права. Лица физические и лица юридические как субъекты права. Рабы  как объекты права у римлян.

     Юридическая норма (объективное право) со своим переменчивым содержанием в форме распоряжения, запрещения или разрешения вызывается к существованию исключительно наличием субъекта, единичного или коллективного, являющегося ее адресатом. В то же время способность действовать в рамках правопорядка и возможность пользоваться защитой и уважением в отношении собственных юридических притязаний (субъективное право) не могли бы существовать без субъекта, который является носителем такого притязания и потому обладает такой способностью или возможностью. Этот-то субъект, который, с одной стороны, является адресатом объективного права, а с другой — носителем права субъективного, имеет юридическое наименование «лица». Лицо это обладает личностью, которая признается за ним правопорядком и в силу этого может быть в широком значении названа «юридической личностью». На основе установлений римского правового порядка лишь люди могут быть носителями прав и обязанностей, или субъектами права, ибо право и существует ради людей. Субъекты права делились на индивидуально определенных — физических лиц и юридических лиц — юридически оформленные коллективы и отдельные имущественные объединения, предназначенные для длительного удовлетворения потребностей определенного круга лиц.

 

  1. Понятия правоспособности и дееспособности физических лиц.

Правоспособность (caput) - свобода, статус гражданства, соответствующее семейное положение, возможность приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву. Частное право четко отличает правоспособность как способность иметь права и обязанности и дееспособность как способность совершать действия с юридическими последствиями. Римское право не за каждым лицом признавало не только правоспособность, но и дееспособность. Полностью недееспособными считались дети до 7 лет. Мальчики 7 – 14 лет и девочки 7 – 12 лет признавались способными совершать самостоятельно только сделки, заведомо им полезные. С 12 – 14 лет и до 25 лет признавалось дееспособным. В эпоху принципата за такими лицами стали признавать право добровольно ограничить свою дееспособность. В этом случае большинство сделок осуществлялись с согласия попечителя. Недееспособными считались: душевнобольные; лица, признанные бесчестными (например, совершившие преступление или занимающиеся позорной профессией). Всем этим лицам назначались попечители. Кроме того, бесчестие влекло за собой ограничение в области имущественных прав.

 

  1. Степень умаления гражданской правоспособности; - максимальная средняя; минимальная.

     Существовало несколько видов  умаления гражданской чести, среди  которых самым серьезным была  предание бесчестью (infamia). Фактически  ограничения правоспособности лица  были непосредственно связаны  с тем фактом, что гражданин  утрачивал уважение в обществе  в связи со своим неблаговидным  поведением. Опосредованное бесчестье  (infamnia mediata) наступало: — в случае осуждения лица за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение (кража, мошенничество); — в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, из отношений по поводу опеки и т. п.); — вследствие продажи всего имущества с аукциона в связи с невозможностью оплатить требования кредиторов. Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм и совершения позорящих действий, например касающихся брака (бесчестной (infamis) считалась вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа). Разновидностью непосредственного бесчестья являлся позор (turpitude) — умаление гражданской чести ввиду занятий позорной профессией: сводничеством, актерством и т. п. Существовала также особая форма бесчестья — inte stabilitas. Ее суть сводилась к тому, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а затем отказавшееся давать показания в суде по поводу этой сделки, признавалось intestabilis. Данному лицу запрещалось участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей.

 

  1. Правоспособность: полноправного римского гражданина: состояние свободы; состояние гражданственности; положение в семье; главенство, самостоятельность подвластность.

Полная правоспособность во всех областях слагалась из трех основных элементов:

а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Если какой-либо статус изменялся, этот процесс назывался capitis deminutio. Изменение  в status libertatis называлось наивысшим, существенным (capitis deminutio maxima); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae и обозначалось как наименьшее (capitis deminutio minima). В области частноправовых отношений полная правоспособность человека складывалась только из двух элементов: а) права вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую  семью (ius conubii); б) права быть субъектом  всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок (ius commercii). Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

 

  1. Другие категории физических лиц в римском праве и их правоспособность: лица с латинским правом, чужестранцы арендаторы, вольноотпущенники.

     Вначале латинами именовались древнейшие жители Лациума (latinii veteres) и их потомство. Латинами были и жители римских колоний (latinii coloniarh). Правое положение латина (latinitas) приобреталось: в силу рождения, присвоения этого положения актом государственной власти, добровольным переходом римского гражданина в разряд латина в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний, освобождения из рабства господином, латином или римлянином. Латины во время нахождения в Риме могли участвовать в народных собраниях (ius suffragii), они обладали правом приобретения собственности (ius commercii), а некоторые — брачным правом. Латины сравнительно легко могли приобретать права римского гражданина в силу общих актов Римского государства или в силу специальных актов государства.

     На территории Рима обитало немалое число иностранцев (peregrini). Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены правовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника — патрона (patronus) из числа римских граждан. Какое-то время они жили по праву того государства, гражданами которого они были. В 242 г. до н. э. была учреждена должность претора по делам иностранцев (praetor peregrinus), который разбирал споры между римлянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выработалось так называемое право народов (ius gentium). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином, не обладал политическими правами. Источниками перегринства были: рождение от брака с перегрином, присуждение судом к такому наказанию, как «лишение воды и огня» (aquae et ignis interdictio), присуждение к высылке. Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу закона, в награду за услуги, оказанные государству, в силу специального акта власти.

     Рабство в своем развитии прошло две стадии: патриархальное рабство и античное рабство. Рабами становились военнопленные, члены родственных Риму латинских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала. Рабами становились свободные ранее граждане, ставшие неоплатными должниками. Незначительную роль в первый период развития римского права играл такой источник рабства, как рождение от рабыни. Кроме того, некоторых свободных обращали в рабство за преступления. Это было уголовное рабство. Рабов приобретали и за деньги. Что касается юридического положения рабов, они считались вещами — servi res sunt. Раб был объектом права, не признавался лицом (servi pro nullis habentur). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска (actiones noxales) (иска о возмещении ущерба). Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни (ius vitae as necis). Всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Для того чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio), в пределах стоимости пекулия.

     Отпущенные своими господами на волю рабы именовались вольноотпущенниками (libertini). Имелись следующие формы отпущения на волю рабов:

а) manumissio vindicta или отпущение с использованием судебной процедуры. Кто-либо, чаще всего ликтор, выступавший в роли «защитника свободы» (assertor in libertatem), объявляет перед претором, что раб свободен и налагает на него vindicta. После этого господин раба заявляет, что он согласен отпустить его на волю, и, в свою очередь, налагает виндикту. Претор же подтверждает решение собственника раба. Так как в данном случае применялась судебная форма, то можно говорить об отпущении путем мнимого судебного спора (in iure cessio);

б) manumissio censu. Отпущение совершалось на основе занесения цензором раба в список граждан. При этом раб заявлял, что он является римским гражданином, лицом «своего права» (civis romanus sui iuris). Занесение в списки делалось, разумеется, с согласия господина;

в) отпущение по завещанию (manumissio testamento). Завещатель мог прямо указать в завещании, что после его смерти раб получает свободу, либо возложить обязанность отпущения на своего наследника, т. е. в порядке фидеикомисса (fideicommissaria libertas). В первом случае наследодатель, вероятно, писал: «Мой раб Стих, да будет свободным». Во втором случае наследник совершал в отношении раба акт отпущения путем vindicta — преторского жезла освобождения раба.

Информация о работе Место римского права в системе правовых знаний. Периодизация и структура римского права. Источники римского права