Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа
Термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились: 1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера; 2) брачно-семейные отношения; 3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи; 4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц; 5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений; 6) вопросы защиты частных прав. Римское право состоит из публичного права и частного права.
Либертины были ограничены в сфере частного и публичного прав: они не служили в войске; в I в. н. э. они утратили право голоса на народных собраниях; они не имели права быть включаемыми в состав сената. Но в период империи вольноотпущенники могли получить полную политическую правоспособность по специальному постановлению императора. Одновременно они получали полную правоспособность и в сфере частного права. Император порой награждал вольноотпущенников золотым перстнем (кольцом). Отсюда право кольца (ius aureum). Такие отпущенники при жизни становились полностью независимыми от своих бывших господ.
Дееспособность человека в Риме зависела от нескольких факторов.
1. Возраст. Понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходят лишь с годами. В Римском праве различались: — полностью недееспособные (infantes) — малолетние дети до 7 лет, которые не могут говорить (topuefari non potest);
— неполовозрелые или малолетние дети, вышедшие из дет ства (impuberes infantia maiores) — мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет. Лицо в возрасте с 14 и до 25 лет было дееспособно.
2. Физические и психические недостатки. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными в связи с неспособностью отдавать себе отчет в своих действиях и находились под попечительством. При наличии периодических или постоянных признаков у лица бешенства (furor) или умалишенности (dementia, amentia) такое лицо лишалось дееспособности на моменты помешательства. Однако во время просветлений гражданин считался дееспособным.
3. Расточительство. Расточитель (prodigus), т. е. лицо, которое своими действиями создавало угрозу полного своего разорения, так как не способно было соблюдать меру в расходах, ограничивалось в дееспособности, дабы не навредить самому себе.
4. Дееспособность женщин. Женщины старше 12 лет переставали считаться несовершеннолетними, требующими опеки, и освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Такой возраст связан с юридической предпосылкой, что женщина уже может выдаваться замуж начиная с 12 лет. Однако с достижением указанного возраста лица женского пола не приобретали полной дееспособности и оставались под опекой. Это связано с тем, что женщина считалась от природы «легкомысленной» и не способной принимать самостоятельные решения. Таким образом, под опекой домовладыки, мужа или ближайшего родственника мужского пола женщины находились на протяжении всей жизни. В классический период было признано, что взрослая женщина способна самостоятельно и без опеки управлять и распоряжаться своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам.
В римском
праве не существовало понятия юридического
лица как особого субъекта, противопоставляемого
лицу физическому. В некоторых случаях
имущество не принадлежит отдельным
гражданам, а закрепляется за каким-то
объединением в целом и отдельные
его члены оказываются в
По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. Этот порядок свободного образования коллегий, заимствованный, по словам Гая, из законодательства Солона, т.е. из греческого права, просуществовал до конца республики. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и оказалось политически неприемлемым. Еще Юлий Цезарь, воспользовавшись в качестве повода некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на почве свободного образования коллегий, запустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху. После этого Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называемая разрешительная система).
Частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia) и союзы профессиональных ремесленников (pistorum, fabrorum и т. д.): collegia sodalicia (sodales) право создавать для себя правила и уставы. Корпорации apparitorum (низших служителей при магистратах), корпорации взаимопомощи (похоронные—collegia funeraticia) и т. д. Организована общая касса (arca communis), как имущество всех отдельных членов; установление в уставе принципа нераздельности этого общего имущества: отдельные члены не могут потребовать выдела своей части. Сollegia: признание в преторском эдикте за ними права искать и отвечать на суде через своих представителей. Корпорация - юридическое лицо, могущее иметь права и вступать в юридические отношения. Образовывать союзы collegia свободно, без разрешения правительства. 56 г. сенат постановил распустить коллегии, превратившиеся в политические клубы. Цезарь уничтожил все коллегии, кроме некоторых, самых старых. Августом был издан закон—lex Julia de collegiis - образов союзов с разрешения сената. Коллегии, получившие разрешение - collegia licita. Городские общины, муниципии, которые ранее составляли самостоятельные государства (civitates liberae). Часто это были цветущие торговые города, обладавшие своим большим имуществом и своим сложным хозяйством. Претор в своем эдикте признал за муниципиями право искать и отвечать на суде через своих представителей - муниципальных магистратов - признана гражданская и процессуальная правоспособность, как особых субъектов прав, как некоторого самостоятельного юридического единства. Учреждения: распространением христианства, признанием его государственной религией - почва для возникновения самостоятельных учреждений. Наделены гражданской правоспособностью церковные учреждения - ecclesiae: церкви имеют право приобретать имущество и получать по завещаниям, быть кредиторами, выступать стороной на суде; разнообразные привилегии. Затем правоспособность переносится на разные частные благотворительные учреждения (ріае causae, pia corpora, venerabiles domus) - госпитали, приюты и т. д.
Государственная казна (fiscus) - казна, как государство, есть юридическое лицо настолько, насколько оно в своих имущественных отношениях является, как субъект прав и обязанностей по отношению к частным лицам. Государствуву принадлежало ager publicus; оно же считалось собственником провинциальных недвижимостей, имело рабов—servi publici. Имущественные сделки с отдельными лицами, покупало, продавало земли, заключало займы и т. д. С древних же времен в Риме существовала особая казна aerarium populi Romani. При Августе Fiscus - частное имущество императора в отличие от государственной казны и от казны военной— aerarium populi и aerarium militare. Городские и сельские общины: могли иметь собственность (движимую, недвижимую), иметь свою казну. Право наследования по завещанию было предоставлено всем городским обществам лишь в 469 г. императором Леоном. Корпорации - коллегии товарищей по должности или людей, занимающихся известной профессией, каковы: коллегии жрецов, decuriae scribarum, collegiae artificium, ремесленные цехи, коллегии декурионов в городах и, наконец, военные легионы, которым была присвоена также в конце императорского периода юридическая личность. Благотворительные учреждений, которымм даровалось качество юридических лиц, как например: церкви, монастыри, госпитали, богадельные дома, сиротские дома и т. п. Имели свое имущество; со времени императоров появляются специальные учреждения для доставления пропитания бедным и сиротам, образовавшихся на пожертвования частных лиц. Церковь имела постоянный и бдительный надзор за благотворительными учреждениями, но учреждения эти имели свое самостоятельное существование, как отдельные юридические лица, a не считались лишь имуществом церкви.
В период
республики появляются корпорации apparitorum
(низших служителей при магистратах).
Корпорации имеют известную организацию
и известное общее имущество
— общую кассу (arca communis), но это
имущество юридически рассматривается
или как имущество всех отдельных
членов (по правилам товарищества, societas)
в известных долях, или как
имущество одного из них — того,
кто является казначеем. Потребности,
которые в развитом праве удовлетворяются
при помощи фигуры юридических лиц,
в древнейшее время, в неразвитом
гражданском обороте, удовлетворяются
иными средствами. Но мало — помалу
эти средства оказываются недостаточными:
с развитием экономической
Тема III. Римская семья. Формы родства.
В древнейший период в состав римской семьи (Familia), кроме ее главы (pater familia), входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья — это не только совокупность свободных лиц, подчиненных главе семьи, но и даже совокупность рабов, принадлежащих ее главе. По римскому праву семью мог создать только свободный полноправный гражданин. Отличительными чертами римской семьи являлись: 1) неограниченная власть домовладыки (патерфамилиаса) над подвластными; жена домовладыки находилась на положении дочери; 2) приоритетное значение имело не когнатское родство (кровное родство), а агнатское, т.е. юридическая власть домовладыки над подвластными; 3) в римском праве содержание понятия "семья" было более широким, чем в современном мире, семью составляли рабы, одушевленное и неодушевленное имущество.
Глава семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи. Домовладыка был вправе выбросить явного уродца и не признать его членом семьи. Первоначально домовладыка имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами, всех их — и жену, и детей, и имущество—он мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные названия: над женой — manus mariti, над детьми—patria potestas и т.д. Только домовладыка был лицом своего права, все прочие члены семьи были лицами чужого права. За гражданские правонарушения подвластных отвечал глава семьи. От домовладыки зависело возместить ли ущерб потерпевшему или выдать ему провинившегося, отец мог продать подвластного сына кому-нибудь. Домовладыка имел право наказывать детей, в отношении которых он обладал правом жизни и смерти.
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи. Отцовская власть переставала действовать: после его смерти, после прошения в сенат/магистрат.
В римском праве различались два вида родства:
1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола». Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.
2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:
а) родственники по прямой или боковой линии:
— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;
— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;