Представительство в гражданском обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

С середины прошлого века и по сей день вопрос о сущности и правовой природе полномочия представителя в гражданском праве порождает немало дискуссий в науке гражданского права. Определение правовой природы полномочия имеет существенное значение для понимания представительства, потому как полномочие является одним из его ключевых элементов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика института представительства
в гражданском обороте…………………….………………………...…6
§ 1. История развития законодательства, регулирующего институт
представительства………………………………………………….....….6
§ 2. Понятие, признаки и юридическая природа представительства…….12
§ 3. Виды представительства по законодательству
Российской Федерации……...………………………………………….17
Глава 2. Возникновение и прекращение отношений представительства…24
§ 1. Основания и порядок возникновения отношений
представительства………………………………………………………24
§ 2. Правовая природа полномочий представителя……………………….38
§ 3. Основания и порядок прекращения представительских отношений..44
Глава 3. Коммерческое представительство и представительство
без полномочий…………………………………………………………49
§ 1. Коммерческое представительство……………………………………..49
§ 2. Представительство без полномочий…………………………………...58
Заключение…………………...……………………………………………………61
Список использованных источников и литературы…………………………66
Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

юридический диплом 2.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)


 

Представительство в гражданском обороте
Дипломная работа

 

 

 

Оглавление

 

С.

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика института представительства

                 в гражданском обороте…………………….………………………...…6

§ 1. История развития законодательства, регулирующего институт 

       представительства………………………………………………….....….6

§ 2. Понятие, признаки и юридическая природа представительства…….12

§ 3. Виды представительства по законодательству

       Российской Федерации……...………………………………………….17

Глава 2. Возникновение и прекращение отношений представительства…24

§ 1. Основания и порядок возникновения отношений

       представительства………………………………………………………24

§ 2. Правовая природа полномочий представителя……………………….38

§ 3. Основания и порядок прекращения представительских отношений..44

Глава 3. Коммерческое представительство и представительство

                без полномочий…………………………………………………………49

§ 1. Коммерческое представительство……………………………………..49

§ 2. Представительство без полномочий…………………………………...58

Заключение…………………...……………………………………………………61

Список использованных источников и литературы…………………………66

Приложения………………………………………………………………………..75

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С середины прошлого века и по сей день вопрос о сущности и правовой природе полномочия представителя в гражданском праве порождает немало дискуссий в науке гражданского права. Определение правовой природы полномочия имеет существенное значение для понимания представительства, потому как полномочие является одним из его ключевых элементов.

В условиях современной жизни и хозяйственной деятельности отношения по представительству стали неотъемлемым атрибутом нашей действительности. В силу невозможности присутствовать в том или ином месте, отсутствия специальных знаний и навыков, а также по другим причинам физические и юридические лица вынуждены прибегать к представительству, что нередко порождает множество вопросов юридического характера.

На сегодняшний день в юридическом сообществе вопросам делегирования полномочий представительства, разграничения компетенции в широком смысле слова уделяется немалое внимание, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в периодических изданиях и Интернете, специализированные журналы, множество книг, сайтов, обширная судебная практика, большое количество правовых норм в ГК РФ, специальные законы.

В то же время доверенностям, организации работы с доверенностями, напротив, часто уделяется необоснованно мало внимания.

С одной стороны, действительно, возникает вопрос: что можно обсуждать, если в ГК РФ доверенностям посвящено только 8 статей (ст.ст. 182 - 189).

С другой стороны, сложных вопросов в рамках делегирования полномочий на основании доверенности, не имеющих отражения в правовом регулировании и на практике, гораздо больше.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы. За всю историю существования института представительства в отечественном гражданском праве создано немного фундаментальных трудов, посвященных исследованию указанного института (В.А.Рясенцев1, Е.Л.Невзгодина2, Н.О.Нерсесов3, А.Гордон4). Есть, правда, еще ряд современных статей в периодике и глав в книгах, посвященных договорному праву (М.И.Брагинский, В.В.Витрянский5), но на фундаментальность разработки данной темы они не претендуют.

Как показывает практика, требуется дальнейшая разработка вопросов представительства, в том числе его отличий от других видов обязательств и ответственности сторон.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении представительства.

Предметом исследования данной работы является институт представительства в гражданском праве Российской Федерации; понятие и виды представительства; основания и порядок возникновения и прекращения отношений представительства; полномочия представителя.

Целью исследования данной работы является всестороннее изучение особенностей правового регулирования представительства в гражданском обороте.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю развития законодательства, регулирующего институт         представительства;

2. Раскрыть понятие, признаки и  юридическую природу представительства;

3. Рассмотреть существующие виды представительства согласно действующему законодательству;

4. Дать характеристику основаниям и порядку возникновения отношений        представительства;

5. Рассмотреть правовую природу  полномочий представителя;

6. Определить  основания и порядок прекращения  представительских отношений;

7. Охарактеризовать коммерческое представительство;

8. Исследовать  представительство без полномочий.

Методологическая основа исследования:

При проведении исследования были использованы следующие методы:

1. Эмпирический, выражающийся в изучении литературы  и нормативных правовых актов, посвященных правовому регулированию представительских отношений в гражданском праве;

2. Теоретический, выражающийся в анализе изученного  теоретического материала и его  логическом построении в соответствии  со структурой работы;

3. Метод  сравнительного анализа, используемый при  анализе и сопоставлении нормативных правовых актов и их применения при рассмотрении дел арбитражными судами;

4. Метод  комплексного анализа, применяемый  при рассмотрении общих вопросов  правового режима представительских  отношений по российскому законодательству.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика института представительства

в гражданском обороте

 

§ 1. История развития законодательства, регулирующего институт представительства

 

В истории гражданского права возникновение института представительства сравнимо по своему значению и последствиям с изобретением телеграфа в человеческой истории коммуникации. Гражданское или юридическое лицо посредством уникальной конструкции представительства получило возможность быть «одновременно в разных местах», совершать юридически значимые для себя действия «чужими руками». Представительство неизмеримо «расширяет», «усиливает», «умножает» правосубъектность лица6.

Институт представительства как один из древнейших институтов гражданского права издавна привлекал внимание российских и зарубежных юристов. Уже можно считать классическим высказывание В.А.Рясенцева о том, что «едва ли есть еще институт гражданского права, который породил бы такую путаную терминологию, как институт представительства. Одни и те же термины имеют разное значение,  причем понятия, которым они соответствуют в науке, точно не установлены»7.

Как отмечал Н.О.Нерсесов, «институт представительства указывает на более или менее развитое состояние имущественного оборота, осложнение и разнообразие юридических отношений. Возникновение его обусловливается тем общим положением, что человек не может довольствоваться своими собственными действиями, а потому прибегает к услугам посторонних лиц»8.

Для того, чтобы всецело понять сущность института представительства, необходимо обратиться к его историческому развитию, поскольку представительство было известно в зачаточной форме еще в Древнем Риме. С него и следует начать исследование этого института.

Вообще представительство по своей сути представляет собой осуществление гражданских прав и обязанностей не субъектом, которому они принадлежат (управомоченным или обязанным лицом), а представителями. Изначальным способом вступления в гражданские правоотношения был способ личный, а вступление в эти отношения промежуточных органов, лиц, организаций значительно усложняет отношения, делая их менее определенными. Можно сделать вывод, что существование института представительства — это черта развитости юридических и экономических отношений в обществе9.

Именно поэтому в Древнем Риме свободного, договорного представительства почти не существовало, однако представительство в силу закона уже было известно древним римлянам. Правда оно имело под собой достаточно грубые, недемократичные основания, поскольку использовалась только в отношениях власти, например, между господином и рабом, домовладыкой и сыном; господин являлся вынужденным представителем своих рабов, а домовладыка — жены и детей.

Однако, впоследствии, в древнеримском праве начали появляться «зачатки» свободного представительства, в которых подобная идея нисколько не проявляется. Суть состояла в том, что представитель сам приобретает права и обязанности, вступая в отношения с третьими лицами, а затем передает их представляемому путем цессии, и право последнего требовать от своего представителя уступки ему всех последствий таких отношений защищалось исками, которые носили название actions quasi institoriae. Однако и в подобных отношениях основанием возникновения представительства являлась не воля или соглашение двух сторон, а установления закона. К этой категории относятся виды представительства, известные в Римском праве под названиями Cura bonorum и Mandatum praesumtum.

Под Cura bonorum понималось установление государством попечительства над имуществом лица, которое никому неизвестно, либо над имуществом того, кто по каким-либо причинам не мог владеть и распоряжаться этим имуществом. Cura bonorum построено по образцу опеки, но между ними есть различие, которое заключается в том, что Cura bonorum не вызывалось недостатками в личности владельца имущества (например, несовершеннолетние, сумасшедшие и пр.), как в опеке. Cura bonorum утверждалось тогда, когда личность владельца имущества не выяснилась еще или же существование или местопребывание его не было известно. Еще одно различие в том, что curator bonorum имел лишь право охранения (custodia rerum), но не отчуждения имущества. Исключение – когда имущество было подвержено неизбежной гибели.

Cura bonorum применялось:

1. Для охранения имущества лица, которое является несостоятельным.

2.  Для заведывания наследственным имуществом, когда его наследник неизвестен или же еще не родился.

3.  В случае безвестного отсутствия владельца, нахождения его в плену или в случае принятия наследства, когда у малолетнего оспаривалась законность его рождения, и наследование и разрешения спора о наследстве должно быть отложено до его совершеннолетия в случаях, когда претор не считал необходимым принять решение немедленно.

Второй тип законного представительства - Mandatum praesumtum. Суть его состояла в том, что лица, находившиеся в родстве, могли представлять интересы друг друга в суде.

Явившись в суде представителем интересов своего родственника, лицо должно было представить поручительство, благодаря которому представитель впоследствии не должен был представлять одобрение своих действий от представляемого.

В России представительство и посредничество как правовые категории появились несколько веков назад. Прежде чем эти институты права приобрели определенную законодательством форму, они прошли длительный путь развития.

Посредничество как явление древнего быта было распространено повсеместно. С помощью третьих лиц, как правило, родовых старейшин происходил имевший обрядовую форму обмен между племенами. С возникновением государства и права обмен с участием третьих лиц опосредуется правом. Посредничество как экономическое явление находит отражение во многих правовых институтах, однако представительство и посредничество как правовые категории появляются в писаном праве лишь с развитием имущественного оборота, усложнением и разнообразием экономических отношений.

На протяжении всей истории становления и развития указанных законодательных понятий их сопровождают непрекращающиеся дискуссии в юридической литературе по вопросам определения их правовой природы, конституирующих признаков, а также соотношения10.

Несмотря на то, что идея представительских отношений не была чужда нашему средневековому юридическому быту, процесс формирования представительства в России как института права шел в рамках совершенствования законодательства и был непосредственно связан с развитием российской государственности. Лишь в условиях сильного централизованного государства стало возможным развитие общенационального товарного оборота, укрепление экономических связей и, как следствие, развитие гражданского законодательства и появление в нем норм, регламентирующих отношения представительства.

Представительство как институт гражданского права нашло закрепление в отраслевой консолидации действующих в России узаконений в гражданско-правовой сфере - Своде законов гражданских 1832 года. Однако в силу низкого уровня законодательной техники в законе отсутствовало легальное определение представительства, не была очерчена граница между уполномочием как односторонней сделкой представляемого и соглашением сторон, предшествовавшим уполномочию.

Информация о работе Представительство в гражданском обороте