Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи и изучить:
•Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
•Общие вопросы охраны материнства и детства
•Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
•Механизмы защиты интересов матери и ребенка
•Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
•Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
•Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
•Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
•Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
•Программу реализации молодежной политики в городе Находке

Содержание

Введение
1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка
1.4. Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка
2.3 Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или  нет (ст.2 Конвенции МОТ №103). Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет – возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в т.ч. в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

В 38 статье Конституции  присутствует еще одно понятие – «семья».

Понятие «семья» является ключевым, составляющим базис семейных правоотношений вообще. Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание2.

По определению ст.23 Международного пакта о гражданских и политических правах, семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства.

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений  – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер3.

Существует различие понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права, но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную  систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние  общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и  преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи4.

Охрана материнства  и детства – это созданные  государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий  для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Интересен факт, что еще  на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских  стран уже существовали государственные  программы по защите матери и ребенка  – например, страхование материнства. Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью.

В России же, долгое время  не было ни законодательного воспрещения  промыслового труда рожениц, ни страхования  материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году.

Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах  и подзаконных актах. Оно создает  механизмы его реализации и санкции для нарушителей.

1.2 Правовые (законодательные) основы  защиты и материнства и детства  в Российской Федерации

В ч.2 ст.7 Конституции  РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»5.

Данные принципы выступают  базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов и защите матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства  и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовая защита материнства и детства находит  свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется и в Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.) и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)6.

Нормы о защите материнства  и детства содержатся во многих международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах, участником которых является Российская Федерация).

Так, например, можно выделить:

  • Конвенцию ООН «О правах ребенка» с факультативным протоколом от 20 ноября 1989 г.;
  • Конвенцию МОТ №103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 1952 г.) (Женева, 28 июня 1952 г.);
  • Конвенцию МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (Женева, 3 июня 1981 г.);
  • Конвенцию МОТ №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Женева, 17 июня 1999 г.)
  • Рекомендацию МОТ от 15 июня 2000г. №191 «О пересмотре рекомендации 1952 г. об охране материнства»;

Национальное законодательство Российской Федерации, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах, подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст.II Федеративного договора РФ координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 августа 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного  и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, государственными органами принимаются  различные меры по совершенствованию  существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций, конвенций.

Так, например, можно выделить:

  • Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;
  • Министром Минобрнауки России 08.05.2007 №АФ-163/06 утверждена концепция государственной политики в отношении молодой семьи;
  • Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2007 №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 году;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2008 №775 «Об учреждении ордена «Родительская слава»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 1.09.2009 №986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 №172 «Об утверждении федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы»;
  • Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28.06.2006 № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам детей и иные нормативные правовые акты и программы.

Благодаря проведению Года семьи в 2008 году в обществе и государстве  усилилось внимание к вопросам положения  семьи, материнства, отцовства и детства в России.

Лучшая защита для  ребенка – это хорошая семья. Но понятие «семья» не рассматривается  в российском законодательстве как  социальная единица, а права семьи  заменяются индивидуальными правами  каждого из членов семьи. Так, например, Семейный кодекс определяет имущественный и иные отношения «лиц», а не семьи как общности. По сути, в России отсутствует стратегия семейной политики.

По мнению директора  Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Сергея Дармодехина, государственная семейная политика в России не носит системного характера.7

В связи с этим в  последнее время в органах  государственной власти Российской Федерации все чаще стали говорить о необходимости совершенствования  нормативно-правовой базы в сфере защиты семьи, материнства и детства. В частности, предлагается разработать новую редакцию федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании населения». Необходимо также разработать и принять федеральные законы о ювенальной юстиции и Уполномоченном о правах ребенка в России, внести изменения и дополнения в законодательство об опеке и попечительстве, в Семейный кодекс Российской Федерации.

1.3 Механизмы защиты интересов  матери и ребенка

Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».

В пп.18-19 Плана действия по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка. «Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды».

Так в общем можно  охарактеризовать идеальную картину  реализация интересов ребенка в  семье. Рассмотрим, как дело обстоит  в действительности.

Ребенок и мать – это  уже семья. Защита их интересов в  семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще  до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован  до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый  ряд пособий гражданам, имеющих  детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Информация о работе Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики