Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи и изучить:
•Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
•Общие вопросы охраны материнства и детства
•Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
•Механизмы защиты интересов матери и ребенка
•Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
•Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
•Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
•Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
•Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
•Программу реализации молодежной политики в городе Находке

Содержание

Введение
1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка
1.4. Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка
2.3 Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Молодое поколение несёт  ответственность за настоящее и  будущее своего государства.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищённости в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных  тенденций в молодёжной среде  относится отставание уровня образования  от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодёжи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учёта требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса—будущего российской науки, отток одарённых юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Особо остро проблемы молодёжи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Численность молодёжи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодёжи менее здорово, чем предыдущее, болезни «переселились» из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; самосознание молодёжи, её самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодёжи, молодёжь всё более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему.

Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются  проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

 

1.5. Основные направления государственной молодежной политики в РФ

 

Необходимость особой политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Осмысливая роль и значение молодёжи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Именно поэтому государственная молодёжная политика — главный элемент молодёжной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над её формированием и осуществлением идёт конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Основными целями государственной молодёжной политики являются:

- содействие социальному,  культурному, духовному и физическому  развитию молодёжи;

- недопущение дискриминации  молодых граждан в силу возрастных  причин;

- создание условий  для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

- расширение возможностей  молодого человека в выборе  своего жизненного пути, достижении  личного успеха;

- реализация инновационного  потенциала молодёжи в интересах  общественного развития и развития самой молодёжи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное  и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших  направлениях: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; поддержка талантливой молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодёжи; поддержка деятельности молодёжных и детских объединений; содействие международным молодёжным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства РФ от 25 ноября 1944 г. №1279), цель которой — формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив.

Татарстан - субъект Российской Федерации. И поэтому логичнее начать с нормативной базы Российской Федерации. К тому же в ней заложены лишь основные направления молодежной политики. Начну с того, что нет определенного  закона на уровне всей России. Это в первую очередь связано с тем, что трудно составить закон, который бы учитывал потребности и интересы всей российской молодежи. Она настолько разнообразна в плане жизненных ориентаций, что это практически невозможно. Поэтому на уровне России существуют лишь молодежные программы и концепции государственной молодежной политики.

Первичное значение для  нас приобретает Республиканский  закон “О молодежи”, подписанный  Президентом 19 октября 1993 года и принятый Верховным Советом Республики Татарстан 2 марта 1993 года (1;1-20). Принятый закон регламентирует действия государственных органов по осуществлению государственной политики. В законе государственная молодежная политика объявляется. Принципы, на которых строится данный закон, являются присущими всем социальным законам общества. Здесь провозглашаются общечеловеческие ценности, которые заложены в Конституции Республики Татарстан, Декларации прав ребенка ООН и т.п.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют деятельность по информационному обеспечению ГМП в РФ, информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления ТЖС, поддержку молодых семей, молодёжных, детских общественных объединений и других прав в области государственной молодёжной политики в РФ.

В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания информационных систем, центров информации для молодёжи, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных СМИ, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодёжной политики в РФ.

Приоритетным направлением молодёжной политики оставалось создание системы информационного обеспечения  молодёжи, что является основной задачей соответствующей подпрограммы президентской программы «Молодёжь России». Осуществление предусмотренных подпрограммой мероприятий направлено на создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей, реализации конституционных прав молодых граждан и формирования единого информационного пространства России. Это, с одной стороны, обеспечение доступа молодёжи к актуальной информации, необходимой для социальной защищённости в период гражданского становления, а с другой — сбор и анализ информации о молодёжи для принятия управленческих решений органами государственной власти.

В реализации подпрограммы принимали участие 53 субъекта РФ. Создано 42 региональных информационных центра, основными направлениями деятельности которых являются сбор информации, аналитическая работа, консультационные услуги, образовательная деятельность, выпуск газет, подготовка информационных бюллетеней, дайджестов и т. п. Усилилась информационно-методическая поддержка региональных центров (прежде всего посредством межрегиональных семинаров). Накоплены большие массивы информации по ГМП федерального и регионального уровней. Для получения доступа к информационным ресурсам высших органов законодательной и исполнительной власти, правовым системам, сообщениям информационных агентств произведено подключение к электронной почте Федерального агентства правительственной связи.

Успешно развиваются  информационные услуги для молодёжи в Свердловской, Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. Хотя и в данной области социальной работы с молодёжью сложилась парадоксальная ситуация: о существовании информационной системы для молодёжи как одной из форм предоставления гарантированных социальных услуг российские юноши и девушки информированы хуже, чем обо всех других специализированных социальных служб для молодёжи. В центры информации для молодёжи, по данным исследований, обращались менее 6% опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ организуют научные исследования в области ГМП в РФ. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием разработки программ (проектов) в области ГМП РФ и мероприятий по её реализации. На основании результатов исследований в области ГМП в РФ Правительство РФ ежегодно разрабатывает и представляет палатам Федерального Собрания РФ государственный доклад о положении молодёжи в РФ и публикует его отдельным печатным изданием.

Государственный доклад о положении молодёжи в РФ, ежегодно представляемый в целях обеспечения  органов государственной власти РФ объективной систематизированной  аналитической информацией о  положении молодёжи и тенденциях его изменения, содержит сведения об осуществляемых на территории России экономических, правовых, социальных и иных мерах по реализации социального потенциала молодёжи.

В докладе освещаются социальные проблемы молодёжи, вопросы  состояния здоровья, образования, воспитания и развития молодёжи, трудовой занятости подростков, рассматриваются явления социальной девиации в молодёжной среде, ценностные ориентации молодёжи, анализируется деятельность органов государственной власти по реализации ГМП в РФ, предполагается обзор общих тенденций изменения положения молодёжи с начала структурных реформ в России.

Правила разработки и  распространения ежегодного государственного доклада о положении молодёжи в РФ разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Финансирование расходов по разработке и распространению, в том числе опубликованию, государственного доклада о положении молодёжи в РФ производится в пределах средств федерального бюджета.

Социальные службы для  молодёжи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы таких служб в масштабах страны. Наиболее перспективным путём создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых — обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодёжи. Молодёжным службам присвоены следующие специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

Направлениями их работы являются:

- оказание социально-психологической  помощи подросткам и молодёжи  путём создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям и молодёжи);

- правовая помощь молодёжи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодёжи Курска; Комплекс социальных служб молодёжи Астрахани);

- профилактическая воспитательная  работа с несовершеннолетними  (Комплекс служб социальной помощи  несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвёртый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодёжи Перми);

- медицинская и медико-социальная  помощь молодёжи (Центр «Ювентус»  в Новосибирске, центры реабилитации  и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей,  подростков и молодёжи Самары);

- информационное обеспечение  социальных служб (Социальный  центр молодёжи Кузбасса, Городской  центр социально-психологической  помощи подросткам и молодёжи  «Шанс» в Туле).

Социальная служба —  это предприятие, учреждение, организация  и отдельные юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Уже в 1998 году в стране действовали 142 службы трудоустройства и профориентации молодёжи (молодёжные биржи труда); около 2000 социальных служб для детей и молодёжи; 55 информационных центров для молодёжи; 41 центр содействия малому предпринимательству молодёжи, 1351 клуб по месту жительства. В целом социальные службы для молодёжи осуществляли свою деятельность по более чем 20 направлениям.

2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики

2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае

Защита материнства  и детства – важнейшее направление  социальной политики Приморского края.

В соответствии со статьей 66 Устава Приморского края органы государственной власти всемерно содействуют обеспечению условий развития семьи, поддержки ее экономической самостоятельности, охраны материнства, отцовства, защиты прав детей;.12

Основными направлениями  деятельности органов государственной  власти Приморского края в сфере социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в крае в пределах предоставленных законодательством полномочий являются:

Информация о работе Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики