Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:33, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи и изучить:
•Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
•Общие вопросы охраны материнства и детства
•Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
•Механизмы защиты интересов матери и ребенка
•Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
•Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
•Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
•Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
•Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
•Программу реализации молодежной политики в городе Находке
Введение
1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка
1.4. Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка
2.3 Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, многолетняя практика реализации региональной программы «Дети Югры» подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.
Постановлением
Правительства Ханты-
В состав Программы входят подпрограммы «Дети и семья», «Здоровое поколение», «Организация отдыха и оздоровления детей».
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности):
1. Улучшение показателей
оздоровления детей в ходе
организации детской
2. Увеличение количества
детей с ограниченными
3. Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг, увеличение на 5% (до 95%).
4. Уменьшение количества детей,
находящихся в социально опасно
5. Увеличение доли
детей – сирот и детей,
Общий объем финансирования Программы составляет 1 598 041,6 тыс. руб. Планируется привлечение внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в виде грантов.17
Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, в том числе вопросов использования современных технологий работы с семьей и детьми с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижения детской заболеваемости, инвалидности; поддержки одаренных детей; создания детям равных возможностей во всех сферах их жизнедеятельности.
Думой автономного округа был принят закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Закон направлен на увеличение возраста детей, проживающих на территории автономного округа, на которых распространяются меры по организации и обеспечению отдыха и оздоровления, с 15 до 17 лет (включительно). Законом закреплено дополнительное полномочие Правительства автономного округа по определению порядка оплаты проезда детей в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации, воспитанников учреждений социального обслуживания населения, образования и детей в возрасте от 3 до 18 лет из числа коренных малочисленных народов Севера - до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно. Также Законом закреплено полномочие Правительства автономного округа по определению условий, порядка, размеров оплаты услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно вместо оплаты стоимости проезда лиц, сопровождающих детей. Определена дополнительная мера по организации отдыха и оздоровления детей – оплата страхования детей во время следования к месту проведения отдыха и оздоровления и обратно.18
В октябре 2010 года Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 19.10.2010 №262-п была утверждена целевая программа «Современная социальная служба Югры» на 2011 - 2013 годы. Программа направлена на повышение доступности качественных социальных услуг для населения автономного округа.
В настоящее время
потребность в различных видах
социального обслуживания испытывают
80% нетрудоспособных пожилых людей,
из них более 30% нуждаются в постоянной
посторонней и социально-
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели социально-экономической эффективности):
1) сохранение доли граждан, получивших услуги учреждений социального обслуживания, в общем числе обратившихся на уровне 99%;
2) увеличение количества небюджетных учреждений, граждан, участвующих в сфере предоставления социальных услуг и получающих грантовую поддержку, до 24 единиц;
3) сокращение количества семей (детей), находящихся в социально-опасном положении, с 2093 (3690) до 1 525 семей (2 513 детей);
4) повышение уровня удовлетворённости семей с детьми качеством и доступностью социальных услуг с 90% до 95%;
5) обеспечение доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдалённых поселениях, с 84% до 100%;
6) увеличение количества инвалидов, в полном объеме устранивших ограничения жизнедеятельности в быту, с 788/1,6% до 2 288 человек/4,7%;
7) повышение уровня
удовлетворенности населения
Общий объем финансирования программы составляет 3 046 844,8 тысяч рублей. Источниками финансирования является бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и средства программы «Сотрудничество» Тюменской области на 2011 - 2013 годы.19
С 1 января 2009 года Департамент труда и социальной защиты населения автономного округа (в настоящее время Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также региональным оператором государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами деятельности в сфере опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов детей, сокращение численности детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и их семейное жизнеустройство.
В 2009 году в структуре Департамента труда и социальной защиты населения сформировано Управление по опеке и попечительству. В 22 муниципальных образованиях автономного округа определены структурные подразделения, осуществляющие переданные полномочия по опеке и попечительству.
На 01.10.2010 в Югре зарегистрированы 7 084 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6 514 детей воспитываются в семьях граждан, что составляет 92% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 9 месяцев 2010 года выявлены 711 детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без родительского попечения, граждане, воспитывающие детей данной категории в своих семьях, получают следующие меры социальной поддержки:
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сформирована система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нее входят Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве автономного округа и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах автономного округа Окружная комиссия является координирующим органом в системе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в автономном округе и контролирует деятельность территориальных комиссий.
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве Ханты-
Основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также подведомственные перечисленным органам учреждения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 №986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Думой автономного округа в 2009 году был принят закон №85-оз «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются:
Охрана материнства и детства является важным направлением деятельности социальной политики органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одним из достижений в решении данных вопросов является то, что в Югре работает окружной консультативно-экспертный совет по охране материнства и детства, существующий при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2001 года. В состав совета входят сотрудники Управления организации медицинской помощи матерям и детям, руководители и ведущие специалисты окружных и муниципальных учреждений здравоохранения, представители медицинских высших учебных заведений.
В 2009 году в состав консультативно-экспертного
совета вошли специалисты
Основными задачами Совета являются:
В декабре 2002 года в Ханты–Мансийском автономном округе - Югре учреждена медаль «Материнская слава». Этой медалью награждаются матери – граждане Российской Федерации, родившие и воспитавшие пятерых и более детей, прожившие и проработавшие в автономном округе не менее 15 лет, имеющие особые заслуги в воспитании детей, которые сами либо их дети внесли весомый вклад в развитие автономного округа, принимают активное участие в общественной жизни муниципального образования. В 2010 году медаль получили 12 многодетных матерей Югры, за 7 лет награждены 86 матерей. Следовательно, это своего рода форма государственного и общественного признания заслуг многодетных матерей.
Также в округе проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление института семьи: окружной конкурс «Семья года Югры», имеющий номинации «Трудовая династия», «Древо жизни», «Многодетная семья», конкурс на присуждение премии «Признание».
Традиционными стали окружные конкурсы вариативных программ: «Здоровая семья – основа общества»; «Здоровое поколение XXI века»; конкурс «Золотое будущее Югры»; празднование Международного дня семьи, Всероссийского дня матери и другие мероприятия, цель которых – формирование культуры здоровья семьи, сохранение и укрепление здоровья, распространение положительного опыта по формированию здорового образа жизни семей.