Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи и изучить:
•Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
•Общие вопросы охраны материнства и детства
•Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
•Механизмы защиты интересов матери и ребенка
•Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
•Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
•Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
•Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
•Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
•Программу реализации молодежной политики в городе Находке

Содержание

Введение
1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка
1.4. Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка
2.3 Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, многолетняя практика реализации региональной программы  «Дети Югры» подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.

Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9.10.2010 №247-п утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы.

В состав Программы входят подпрограммы «Дети и семья», «Здоровое  поколение», «Организация отдыха и оздоровления детей».

Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической  эффективности):

1. Улучшение показателей  оздоровления детей в ходе  организации детской оздоровительной  кампании в лагерях с дневным пребыванием и на базах лечебно-профилактических учреждений (выраженный эффект - 90%).

2. Увеличение количества  детей с ограниченными возможностями,  систематически занимающихся физической  культурой и спортом (в общей  численности детей с инвалидностью  в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), на 111 человек.

3. Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг, увеличение на 5% (до 95%).

4. Уменьшение количества детей,  находящихся в социально опасном положении, на 340 человек с 3690 человек до 3350 человек.

5. Увеличение доли  детей – сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, воспитывающихся  в семьях граждан, от общего  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  увеличение на 1% до 92%.

Общий объем финансирования Программы составляет 1 598 041,6 тыс. руб. Планируется привлечение внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в виде грантов.17

Реализация Программы  позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, в том числе вопросов использования современных технологий работы с семьей и детьми с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижения детской заболеваемости, инвалидности; поддержки одаренных детей; создания детям равных возможностей во всех сферах их жизнедеятельности.

Думой автономного округа был принят закон Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Закон направлен на увеличение возраста детей, проживающих на территории автономного округа, на которых распространяются меры по организации и обеспечению отдыха и оздоровления, с 15 до 17 лет (включительно). Законом закреплено дополнительное полномочие Правительства автономного округа по определению порядка оплаты проезда детей в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной реабилитации, воспитанников учреждений социального обслуживания населения, образования и детей в возрасте от 3 до 18 лет из числа коренных малочисленных народов Севера - до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно. Также Законом закреплено полномочие Правительства автономного округа по определению условий, порядка, размеров оплаты услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно вместо оплаты стоимости проезда лиц, сопровождающих детей. Определена дополнительная мера по организации отдыха и оздоровления детей – оплата страхования детей во время следования к месту проведения отдыха и оздоровления и обратно.18

В октябре 2010 года Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 19.10.2010 №262-п была утверждена целевая программа «Современная социальная служба Югры» на 2011 - 2013 годы. Программа направлена на повышение доступности качественных социальных услуг для населения автономного округа.

В настоящее время  потребность в различных видах  социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, из них более 30% нуждаются в постоянной посторонней и социально-медицинской  помощи.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели социально-экономической  эффективности):

1) сохранение доли граждан, получивших услуги учреждений социального обслуживания, в общем числе обратившихся на уровне 99%;

2) увеличение количества небюджетных учреждений, граждан, участвующих в сфере предоставления социальных услуг и получающих грантовую поддержку, до 24 единиц;

3) сокращение количества семей (детей), находящихся в социально-опасном положении, с 2093 (3690) до 1 525 семей (2 513 детей);

4) повышение уровня удовлетворённости семей с детьми качеством и доступностью социальных услуг с 90% до 95%;

5) обеспечение доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдалённых поселениях, с 84% до 100%;

6) увеличение количества инвалидов, в полном объеме устранивших ограничения жизнедеятельности в быту, с 788/1,6% до 2 288 человек/4,7%;

7) повышение уровня  удовлетворенности населения Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры  качеством и доступностью социальных  услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, с 96% до 99%.

Общий объем финансирования программы составляет 3 046 844,8 тысяч рублей. Источниками финансирования является бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и средства программы «Сотрудничество» Тюменской области на 2011 - 2013 годы.19

С 1 января 2009 года Департамент  труда и социальной защиты населения  автономного округа (в настоящее  время Департамент социального  развития Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также региональным оператором государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами деятельности в сфере опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов  детей, сокращение численности детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и их семейное жизнеустройство.

В 2009 году в структуре Департамента труда и социальной защиты населения сформировано Управление по опеке и попечительству. В 22 муниципальных образованиях автономного округа определены структурные подразделения, осуществляющие переданные полномочия по опеке и попечительству.

На 01.10.2010 в Югре зарегистрированы 7 084 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6 514 детей воспитываются в семьях граждан, что составляет 92% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 9 месяцев 2010 года выявлены 711 детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без  родительского попечения, граждане, воспитывающие детей данной категории  в своих семьях, получают следующие  меры социальной поддержки:

  • ежемесячную выплату на содержание ребенка, размер который определяется исходя из величины прожиточного минимума, установленного в округе для детей и трудоспособного населения (для детей старше 16 лет), а также возраста ребенка, и составляет от 13755 руб. до 23076 руб.;
  • вознаграждение приемным родителям, принявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, размер которого составляет для каждого приемного родителя на каждого ребенка – 5194,42 руб., дополнительно на ребенка до 3-х лет – 2226,18 руб., на ребенка-инвалида, ребенка, состоящего на диспансерном учете, на период болезни ребенка – 3339,27 руб.20

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сформирована система  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В нее входят Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве автономного округа и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах автономного округа Окружная комиссия является координирующим органом в системе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в автономном округе и контролирует деятельность территориальных комиссий.

Комиссия по делам  несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры действует на основании закона Российской Федерации от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также закона автономного округа от 30.09.2005 №74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:

  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также подведомственные перечисленным органам учреждения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 №986 «Об Уполномоченном при  Президенте Российской Федерации по правам ребенка», в целях обеспечения  эффективной защиты прав и интересов  ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Думой автономного округа в 2009 году был принят закон №85-оз «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Основными задачами Уполномоченного  по правам ребенка являются:

  • обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка,
  • содействие их беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав,
  • правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка.

Охрана материнства и детства является важным направлением деятельности социальной политики органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одним из достижений в решении данных вопросов является то, что в Югре работает окружной консультативно-экспертный совет по охране материнства и детства, существующий при Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2001 года. В состав совета входят сотрудники Управления организации медицинской помощи матерям и детям, руководители и ведущие специалисты окружных и муниципальных учреждений здравоохранения, представители медицинских высших учебных заведений.

В 2009 году в состав консультативно-экспертного  совета вошли специалисты перинатальных  центров, так как важным направлением работы Департамента стало развитие перинатальной помощи.

Основными задачами Совета являются:

  • определение приоритетных научно-практических направлений в охране здоровья матери и ребенка в автономном округе;
  • разработка предложений по оптимизации организации и управления медицинской помощью в учреждениях детства и родовспоможения;
  • содействие внедрению новых методов диагностики, лечения и реабилитации, а также в реализации профилактического направления в здравоохранении: диспансерного наблюдения, иммунизации, реабилитации и пренатального скрининга;
  • развитие интеграционных процессов в клинической медицине: перинатальной помощи, акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов и медико-генетического консультирования;
  • участие в разработке стандартов медицинской помощи в области охраны материнства и детства;
  • экспертная оценка оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям в муниципальных и окружных учреждениях здравоохранения автономного округа.

В декабре 2002 года в Ханты–Мансийском автономном округе - Югре учреждена медаль «Материнская слава». Этой медалью награждаются матери – граждане Российской Федерации, родившие и воспитавшие пятерых и более детей, прожившие и проработавшие в автономном округе не менее 15 лет, имеющие особые заслуги в воспитании детей, которые сами либо их дети внесли весомый вклад в развитие автономного округа, принимают активное участие в общественной жизни муниципального образования. В 2010 году медаль получили 12 многодетных матерей Югры, за 7 лет награждены 86 матерей. Следовательно, это своего рода форма государственного и общественного признания заслуг многодетных матерей.

Также в округе проводятся различные мероприятия, направленные на укрепление института семьи: окружной конкурс «Семья года Югры», имеющий  номинации «Трудовая династия», «Древо жизни», «Многодетная семья», конкурс на присуждение премии «Признание».

Традиционными стали  окружные конкурсы вариативных программ: «Здоровая семья – основа общества»; «Здоровое поколение XXI века»; конкурс  «Золотое будущее Югры»; празднование Международного дня семьи, Всероссийского дня матери и другие мероприятия, цель которых – формирование культуры здоровья семьи, сохранение и укрепление здоровья, распространение положительного опыта по формированию здорового образа жизни семей.

Информация о работе Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики