Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если: 1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта; 2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав. Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
41. 41Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
1.Полномочия КС РФ. КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: ФЗ, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. 2. Субъекты обращения. Правом обратится с ЗАПРОСОМ имеют: Президент; Совет Федерации и государственная дума; 1/5 членов Совета Федерации(36) или Государственной Думы(90), Правительство РФ, Верховный Суд, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 3. Объект. Проверке на соответствие Конституции РФ подлежат федеральные
законы — федеральные конституционные законы и федеральные законы, отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по порядку их принятия и изменения, нормативные правовые акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Конституционный Суд РФ не правомочен проверять нормативные правовые акты таких федеральных органов исполнительной власти, как министерства,
агентства и службы. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (парламентов, глав субъектов Федерации, правительств), изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Самостоятельный предмет проверки Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ в порядке абстрактного нормоконтроля составляют внутригосударственные договоры, а именно: договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Судебно-конституционный контроль нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними является последующим, т. е. все указанные нормативные акты и договоры должны вступить в силу и только после этого они могут быть объектом абстрактного нормоконтроля в Конституционном Суде РФ.4. Допустимость запроса. ФКЗ устанавливает два специальных требования: запрос допустим, если заявитель считает нормативный акт или договор либо отдельные их положения не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. Следовательно, налицо два вида конституционно- правового спора. В одном случае субъект обращения доказывает неконституционность нормативного акта или договора, а в другом — их конституционность вопреки решениям и действиям органов государственной власти и их должностных лиц. 2. Запрос о проверке конституционности нормативного акта допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, если нормативный акт принят по вопросам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, он не может быть проверен Конституционным Судом РФ в порядке абстрактного нормоконтроля.
Это требование в равной мере относится и к внутригосударственным договорам. 5. Пределы проверки. Соответствие К РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного К РФ разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного К РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органов гос.власти РФ. 6.Итоговое решение. Выносится в форме Постановления. Резолютивная часть может быть: 1. О признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующим Конституции РФ; 2. О признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующим Конституции РФ.
42. 42Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Международный договор – международное соглашение, заключенное РФ с иностранным гос-вами либо в с международной орг-ей в письменном форме и регулируемая международным правом независимо от того содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах а также независимо от конкретного наименования.
Предусмотрено ФКЗ от 17 декабря 2001 : ФКЗо порядке принятия РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ – в этом случае президент обязан отправить запрос в КС и после признания КС договора конституционным продолжается подготовка и подписание этого договора.
Субъекты. Президент РФ, СФ, ГД, одна пятая членов(депутатов) СФ или ГД, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъекта.
Форма обращения – запрос.
Допустимость.
Ст. 89 ФКЗ. 2 условия: 1.упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно конституции РФ и федеральному закону ратификации ГД или утверждению федеральным органом гос.вл.2.заявитель считает не вступивший в силу международный договор РФ не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия конституции РФ.
Уже вступивший в силу договор КС проверить не может.
Пределы проверки. (скопировано из вопроса 41 так как в лекции написано, что они такие же. Проверить по ст 86)
Соответствие К РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного К РФ разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного К РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органов гос.власти РФ.
Итоговое решение.
Постановление КС РФ. В резолютивной части: признать соответствующим конституции РФ (ст 91 фкз) или несоответствующим и тогда он не подлежит ратификации на терр РФ.
43. 43Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.
Полномочия. Споры о компетенции неизбежны в государствах где есть разделение властей. Если же государство федеративное, то таких дел ещё больше.
Споры о компетенции возникают тогда когда между органами гос. власти обнаруживаются противоречия по поводу того или иного полномочия.
Субъект. Связан с дефектом правосознания правоприменительного органа т.е. недостаточное правосознание правоприменителя.
Способы решения спора о компетенции: - согласительные процедуры (имеет право использовать президент РФ если такой спор имеет место) – путём использования юрисдикционных процедур органов исполнительной власти – исполнение юрисдикционных процедур судами.
Основание – обнаружившееся противоречие в принадлежности того или иного полномочия.
Объект.
Компетенция органов власти: - центральная часть какого-либо статуса органа гос. власти. – совокупность полномочий органов гос. власти по определённым предметам ведения.
Конституция и ФКЗ в числе полномочий КС РФ называют разрешение споров о компетенции между конкретными органами, а не между всеми. Споры о компетенции между: 1. Между федеральными органами гос. вл. 2. Между органами гос. вл РФ и органами гос. вл субъектов РФ 3. Между высшими гос. органами субъектов РФ.
Разновидности споров о компетенции.
По содержанию: А. спор о признании компетенции (спор имеет место когда ходатайствующий орган считает что спорное полномочие должно принадлежать ему). Б. спор об отрицании компетенции (ходатайствующий орган считает, что полномочие, которое осуществляет он, должен осуществлять другой орган.) В. Спор о присвоении полномочия (ходатайствующий орган считает, что другой орган, осуществляющий данное полномочие, а ни этому органу ни ходатайствующему субъекту это полномочие не принадлежит).
Субъект.
Существует две группы субъектов обращения. 1. Органы, являющиеся участниками спора о компетенции (в т.ч и президент). Могут быть любые органы, указанные в ч.1 ст. 11 Конституции. Это президент, федеральное собрание (СФ и ГД), Правительство РФ и суды РФ. Возможность обращения федерального собрания стоит под вопросом. Его компетенция определена в ст. 100 Конст., но конкретного ничего не сказано. ГД и СФ могут обращаться и вместе и по отдельности , могут обращаться и простив друг друга и против президента.
В конституции есть органы, которые не перечислены в ст. 11 (Центральный Банк – ст. 75, Счётная палата – ст. 102 и 103, УПЧ – ст 103., Прокуратура – ст. 129, Конституционное собрание – ст. 135) Вопрос стоит: Могут ли эти органы обращаться – не известно. Также существуют различные министерства службы и агентства. По поводу них можно привести в пример определение КС РФ от 3 июля 1997 года №86 (О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА О КОМПЕТЕНЦИИ В СВЯЗИ С ХОДАТАЙСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – с МВД) Также могут обращаться участники органов государственной власти субъектов РФ. Указано, кто именно может являться высшим органом власти субъекта: - законный представитель органа субъекта (МОСГОРДУМА); - высшее должностное лицо субъекта (глава субъекта); - коллегиальный исполнительный орган субъект (администрация). 2. Президент РФ, не являющийся участником спора, но выступающий как орган, который призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. вл. Имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения спора о компетенции. Если они не дали результата, то он по ст 85 Конст. передает дело на разрешение суду.
Допустимость.
Ст 93 ФКЗ. Существует 7 критериев допустимости для обращения органа участвующего в споре, а для президента 2 условия.
Для органов участвующих в споре 1. Оспариваемая компетенция определена конституцией. 2. Спор не должен касаться вопроса о подведомственности и подсудности дел судам. (пример, отказное опр-е 1998 года- прерогатива законодателя определять подвед).3 спор не был разрешён иным способом. 4. Заявитель считает то или иное полномочие нарушением установленного конституцией разграничения компетенции между различными органами (пример, нарушение в горизонтальной или в вертикальной плоскости или по отношению к конкретному органу.) 5. Заявитель должен соблюсти досудебный порядок, т.е. заявитель ранее обращался к противоположной стороне с письменным заявлением о нарушением ей конституции РФ. 6. В течение 1 месяца со дня получения письма, указанные в нём нарушения не были устранены этим органом самостоятельно. 7.в случае обращения этого органа к президенту об использовании согласительных процедур, если президент их не использовал или они не дали результата. Для президента. 1. Он использовал согласительные процедуры 2. Спор подведомственен КС РФ.
Пределы проверки.
Ст.94 ФКЗ
КС РФ рассматривает споры с т.з. разделения властей и разделения предмета ведения и полномочий между РФ и её субъектами
Итоговое решение.
Итоговое решение – постановление. ФКЗ – ст. 95. Существует два варианта итогового решения: 1. Подтвердить полномочие органа и 2. дать вывод, отрицающий полномочия.
Если были полномочия по изданию актов, и их отменили, то этот акт утрачивает силу.
Практика.
П от 1 дек.1999 года - №17-П (СФ спорил с Президентом о полномочии ген.прокурора в связи с возб.уг.дела)2. П от 6 апреля.1998 г№11-п.
44. 44Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
1.Полномочие. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Это дела конкретного, последующего, факультативного конституционного нормоконтроля. 2.Субъекты обращения. правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным конкретном деле. Устанавливается три категории лиц: 1.индивидуальеые субъекты (граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, если законом нарушены их права и законные интересы, гарантированные КРФ. Может быть подана коллективная жалоба. Обращаются несколько граждан по одной жалобе, которая нарушает законные интересы каждого.); 2. Коллективные субъекты – объединения граждан различных организационно-правовых форм (религиозные организации/группы, профсоюзы, коммерческие юр.лица, муниципальное образование); 3. Органы и лица, уполномоченные на такое обращение законом ( прокурор, уполномоченные по правам человека).3. объект разбирательства. Любые законы, издаваемые в РФ, кроме закобна РФ о поправке к К РФ, Постановление Правительства, которое принято во исполнение закона, содержащее непосредственно правовое регулирование общественных отношений и неразрывно связанное с ним.
4. Допустимость жалобы. Два критерия: 1. Обжалуется закон, который затрагивает Конституционные права и свободы граждан; 2. Закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. 5.Пределы проверки. Выявляя конституционно-правовой смысл закона, Конституционный Суд РФ принимает решение по конституционной жалобе, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого закона, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.). Иными словами, Конституционный Суд РФ рассматривает фактически действующую норму закона, определяемую интерпретационной и правоприменительной практикой. Несоответствие хотя бы одному из названных критериев (параметров) обязывает Конституционный Суд РФ признать закон или отдельное его положение неконституционным. 6.Итоговые решения. Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. Следует учитывать особенности решений Конституционного Суда РФ, которыми устанавливается неконституционное истолкование и применение оспариваемого закона, т. е. расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционном Судом РФ. Следствием такого решения Конституционного Суда РФ является необходимость исключения неконституционного истолкования закона в его применении. Признание закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ подтверждает его действие, обязательность и исключает повторную его проверку на конституционность. Признание Конституционным Судом РФ закона или отдельного его положения неконституционным создает пробел в правовом регулировании. Этот факт ставит перед законодателем задачу принять новый закон либо внести изменения и (или) дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной его части (ч. 4 ст. 79 Закона). Порядок и сроки устранения пробелов в правовом регулировании установлены ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. До осуществления нового правового регулирования, согласно ч. 4 ст. 79 Закона, суд, иной правоприменитель может непосредственно применить Конституцию РФ правовые позиции Конституционного суда РФ либо использовать иные способы восполнения пробелов в правовом регулировании.
45. 45Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.
Полномочие. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле. 2. Субъекты обращения. Правом обращения в форме запроса в КС РФ обладают федеральные суды (судьи) и суды субъектов РФ. С Запросом о проверке конституционности закона может обратится любой федеральный суд (общей юрисдикции, арбитражный суд и др.) при рассмотрении дела в любой инстанции, а так же при рассмотрении дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. 3.Допустимость запроса. Запрос суда допустим если закон подлежит применению в рассматриваемом им конкретном деле. Суд может ставить вопрос перед КС РФ о конституционности закона в отношении закона подлежащего к применения, т.е. до вынесения решения. Запрос должен быть всестороннее аргументированным, с прямой ссылкой на установления Конституции РФ, который оспариваемый закон не соответствует. Это обязанность суда – обратиться в КС РФ с запросом о проверке конституционности такого закона. Таким образом, в запросе дула должно быть указано, вынес ли суд какое-либо решение по ходатайству сторон. К запросу должны быть приложены документы и материалы, подтверждающие невозможность применения подлежащего проверке закона в конкретном деле, определение суда (судьи) о приостановлении производства по делу. 4. Пределы проверки. Предметом являются ФЗ и законы субъектов РФ. КС РФ устанавливает соответствие К РФ оспариваемого закона: по содержанию норм; по форме акта; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования, или введения в действие; с точки зрения установленного К РФ разделения государственной власти; с точки зрения установленного К РФ разграничения компетенции; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. Власти РФ и органами гос.власти субъектов Федерации. 5. Итоговое решение. Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"