Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, а при необходимости — и в иных изданиях. По решению Конституционного Суда РФ в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации публикуются отдельные определения Конституционного Суда РФ, в особенности определения о распространении правовой позиции Конституционного Суда РФ на аналогичные (тождественные, сходные) случаи. Для официального опубликования направляются копии решения Конституционного Суда РФ, соответствие которых оригиналу заверяется в сопроводительном письме, визируется одним из заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и подписывается Председателем Конституционного Суда РФ. Подписи судей на копиях не воспроизводятся. Текст копии решения завершается формулой Конституционный Суд Российской Федерации. Поскольку законом не предусмотрено иное, полный текст решения Конституционного Суда РФ в названных изданиях должен быть опубликован в течение семи дней после дня его подписания судьями Конституционного Суда РФ, причем если иметь в виду Собрание законодательства Российской Федерации, то в соответствующем его разделе. решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. в решении Конституционного Суда РФ в зависимости от характера рассматриваемого вопроса указывается порядок вступления решения в силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ имеет дополнительные полномочия по установлению сроков вступления в силу его итоговых решений. Как показывает практика, в отдельных случаях Конституционный Суд РФ устанавливает срок, например в шесть месяцев, по истечении которого решение вступает в силу, либо устанавливает конкретную дату, с наступлением которой решение подлежит исполнению. В основном это связано с недопущением возможных внеплановых финансовых затрат и предоставлением законодателю времени, необходимого для осуществления нового правового регулирования.
36. 36Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Особое мнение судьи, как принято в мировой практике, — это официально выраженное судьей мнение, не совпадающее с позицией большинства в части постановляющих выводов решения или их обоснования. Особое мнение судьи может приобщаться к материалам дела либо провозглашаться после оглашения итогового решения конституционного суда или не провозглашаться, но публиковаться вместе с решением в официальных изданиях, в том числе (или) в официальном издании конституционного суда. Федеральный конституционный закон допускает два вида особых мнений судей: собственно особое мнение и мнение. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение (несогласие с решением может быть выражено и путем голосования, но такое голосование по смыслу Закона не будет считаться особым мнением судьи). Естественно, несогласие с решением означает одновременно и несогласие с его аргументацией. Правда, Закон не уточняет при этом, выражает ли судья свое несогласие с решением Конституционного Суда РФ в целом по существу рассматриваемого вопроса либо с отдельными пунктами такого решения, когда, например, Конституционный Суд РФ в одном (либо в объединенном) производстве
проверяет конституционность ряда норм оспариваемого закона. При этом Конституционный Суд РФ признает конституционность одной нормы закона, неконституционность другой нор-мы, а в отношении содержания третьей нормы выявляет ее конституционно-правовой смысл. Для признания особого мнения судьи достаточно его несогласия с одним из вариантов предложенного решения либо со всеми тремя вариантами решения, выраженными в письменной форме. Особое мнение судьи, содержащее несогласие с окончательными выводами Суда, может представляться по любому итоговому решению, включая определения по распространению правовых позиций на аналогичные дела, а также по решениям процессуального характера; может быть изложено только судьей, участвовавшим в принятии решения; излагается в письменной форме; должно быть подготовлено не позднее 14 дней со дня провозглашения итогового решения (Регламент Конституционного Суда РФ). Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с решением Конституционного Суда РФ. судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом РФ вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либодругому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Оно также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации.
37. 37Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Исправление неточностей в итоговых решениях. Конституционный Суд РФ на основании после провозглашения решения может по собственной инициативе или по просьбе участников процесса исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение. Исправление допущенных в решении Конституционного Суда РФ неточностей возможно по инициативе судей. В случае обращения в Конституционный Суд РФ сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось решение Конституционного Суда РФ, с заявлением по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд РФ обязан рассмотреть такое заявление. исправление неточностей, допущенных в решении, принятом Конституционным Судом РФ в пленарном заседании, производится в пленарном заседании, а в решении, принятом палатой, — в заседании той же палаты. Копии определения об исправлении неточностей, допущенных в решении, направляются органам и лицам, которым рассылалось решение, а при необходимости — и в официальные издания, в которых оно было опубликовано. Разъяснение итоговых решений. Потребность в разъяснении решения может возникнуть в связи с необходимостью адекватного понимания его смысла. Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ в пленарном заседаниипри-нявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым оно направлено. Возникает вопрос, возможно ли признание органов и должностных лиц, физических и юридических лиц, которые не являлись участниками конституционного судопроизводства и которым не направлялись итоговые решения, надлежащими субъектами обращения в Конституционный Суд РФ за разъяснением его итоговых решений, если таким органам и лицам надлежало исполнять итоговые решения Конституционного Суда РФ. Названные выше органы и лица, видимо, необходимо признать надлежащими субъектами обращения о разъяснении итоговых решений Конституционного Суда РФ, однако такое решение вопроса требует законодательного регулирования. Предметом разъяснения могут быть все итоговые решения
Конституционного Суда РФ, вынесенные по конкретным делам. Конституционный Суд РФ отказывает в удовлетворении ходатайства о разъяснении решений, если заявитель ходатайства: не является участником конституционного судопроизводства, ему решение не направлялось; как участник конституционного судопроизводства фактически выражает несогласие с решением и настаивает на его пересмотре; как участник конституционного судопроизводства ставит вопросы, которые в решении не затрагиваются. Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда РФ
рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу. После включения в повестку дня заседания Конституционного Суда РФ вопроса о разъяснении ранее принятого решения органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, а также органам и лицам, выступавшим в качестве сторон по делу, не позднее чем за 10 дней направляется уведомление о времени и месте такого заседания. В этот же срок копии ходатайства направляются судьям Конституционного Суда РФ. Для подготовки к рассмотрению вопроса Председатель Конституционного Суда РФ поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство и доложить о нем в заседании Конституционного Суда РФ. О разъяснении решения Конституционного Суда РФ выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа. Оно принимается судьями в закрытом совещании в установленном порядке и подлежит опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение. Копия определения о разъяснении решения направляется органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, органам и должностным лицам, которым ранее направлялось итоговое решение, а также в те официальные издания, в которых данное решение Конституционного Суда РФ было опубликовано.
38. 38Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ не обеспечивает исполнение своих решений. Исполнение решений Конституционного Суда РФ (в отличие от их непосредственного действия) требует активных действий обязанных субъектов общественных отношений. Исполнение решений Конституционного Суда РФ — обязанность всех тех, к кому они обращены. В их числе могут быть законодательные и исполнительные органы государственной власти на уровне Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суды общей юрисдикции, другие правоприменительные, а также контрольно-надзорные органы. Конкретные виды таких обязанных органов и их необходимых действий определяются характером содержания решений Конституционного Суда
РФ. Исполнение решений Конституционного Суда РФ зачастую требует от законодательных и исполнительных органов государственной власти принятия соответствующих правовых актов, ряда мер финансового, материально-технического, организационного характера, от судебных инстанций — пересмотра индивидуальных дел, рассмотренных на основании актов, признанных неконституционными, изменения практики применения Конституции РФ и законов. Нередко Конституционный Суд РФ в самом решении указывает на необходимость конкретных действий со стороны соответствующих органов по исполнению принятого им решения.
Так, признавая норму неконституционной, тем самым объявляя ее недействующей, Конституционный Суд РФ одновременно рекомендует законодательному органу осуществить необходимое правовое регулирование. При аннулировании Конституционным Судом РФ правовых норм, как правило, в правовом регулировании соответствующих общественных отношений возникает пробел. В этом случае суды общей юрисдикции и другие правоприменительные органы должны самостоятельно решить, каким способом они будут восполнять образовавшийся пробел до момента принятия новой правовой нормы. решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, если для этого нет иных препятствий. Судебные решения во всяком случае подлежат пересмотру компетентным судом в обычном порядке: судебные решения, не вступившие в законную силу, обжалуются в кассационную инстанцию, а вступившие в законную силу подлежат пересмотру в процедуре возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам (преимущество заявителю).Расходы, связанные с исполнением решений Конституционного Суда РФ, покрываются за счет средств тех государственных органов, учреждений и организаций, в обязанность которых входит исполнение решений Конституционного Суда РФ, либо тех, кто непосредственно указан в решениях Конституционного Суда РФ. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.
39. 39Понятие и виды производств в судебном конституционном процессе.
Этоурегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции. Производства в конституционном судопроизводстве имеют общие, схожие черты, определяемые общими принципами и правилами судопроизводства, но в то же время каждый вид производства имеет индивидуальные, свойственные только ему особенности. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает такие особенности производства, как субъекты, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение и его правовые последствия. Основная классификация производств в конституционном судопроизводстве зависит от юрисдикционных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из полномочий Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующих им категорий дел, указанных в статье 125 Конституции Российской Федерации, в статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в статье 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», следует выделить следующие производства в конституционном судопроизводстве: 1) о толковании Конституции Российской Федерации; 2) о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов соответствующих органов государственной власти и договоров между ними; 3) о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 4) о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; 5) о конституционности законов по запросам судов; 6) по спорам о компетенции между соответствующими органами государственной власти; 7) о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 8) о проверке конституционности инициативы проведения общероссийского референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. В зависимости от количества и характера дел, рассматриваемых Конституционным Судом Российской Федерации, производства делятся на простые (т.е. рассмотрение одного дела) и объединенные производства (т.е. рассмотрение двух и более дел одной или нескольких категорий). В объединенных производствах объединяющим началом служит единый предмет рассмотрения. Наряду с основным производством предлагается выделить дополнительное производство по разъяснению Конституционным Судом Российской Федерации своего решения. Специфика данного вида производства состоит в том, что оно носит дополнительный (субсидиарный) характер и производно от основного вида производства.
40. 40Особенности производства по разрешению дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации.
Такое производство возможно ТОЛЬКО по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Основная особенность данного производства заключается в том, что рассмотрение дела производится без слушания ( не заслушиваются объяснения сторон, заключения эксперта, объяснения специалистов). Так же итоговое решение вступает в силу после опубликования. Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком заявителю (его представителю). Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без проведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с предложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним. При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"