Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
В России число судей возросло с 15 до 19, в Беларуси — с 11 до 12, в Узбекистане, напротив, сократилось с 11 до 9.Эти изменения были обусловлены главным образом необходимостью участия законодательной и исполнительной, а также судебной ветвей гос -ной
власти в формировании КС.
КС России согласно Конституции РСФСР должен был состоять из 15 судей (ч. 1 ст. 165). 29—30 октября 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 судей КС (остались две вакансии). Такой численный состав соответствовал требованиям закона о кворуме, что позволило КС действовать при избрании 13 судей вместо 15 по закону.Постановлением седьмого Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. № 4079-1 «О стабилизации конституционного строя РФ» было установлено: «На период до принятия новой Конституции (Основного Закона) РФ не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе КС РФ» (п. 4)2.Конституция РФ 1993 г. увеличила число судей КС с 15 до 19 (ч. 1 ст. 125). Это объясняется прежде всего созданием в КС двух палат, а также стремлением изменить наметившуюся в его составе фракционность. Переходные положения ФКЗ от 21 июля 1994 г. устанавливали, что избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря, формирование персонального состава палат и возобновление деятельности в целом было возможно только при полном составе Суда. Для формирования полного состава КС РФ был установлен срок не позднее 30 дней после вступления в силу ФКЗ от 21 июля 1994 г. Фактически полный состав КС РФ был сформирован в феврале 1995 г.
Порядок формирования КС .Порядок формирования КС охватывает способы и процедуру формирования, органы, участвующие в этом процессе, характеристику кандидатов на должности судей и приведение избранных (назначенных) конституционных судей к присяге.
Состав КС не может формироваться по принципу представительства от субъектов федерации, автономных образований, партий (партийных фракций), национальных меньшинств и др. Отрицание этого принципа обусловлено природой КС а как независимого органа от каких- либо влияний.При формировании состава КС следует учитывать соотношение конституционных судей по их профессиональной специализации, по представительству различных научных школ и направлений, соотношению университетских профессоров, карьерных судей и представителей других юридических профессий, ибо неучет этих факторов может повлиять на научно-интеллектуальный уровень КС , эффективность и стиль работы, его престиж.
Существует два основных способа
формирования КС : избрание и назначение судей.
Порядок формирования КС РФ.
По Закону РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-1 «О Конституционном Суде РСФСР» КС РСФСР избирался в составе 15 судей Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР. Кандидатуры на должности судей предварительно обсуждались на заседаниях соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР, а затем на заседании Верховного Совета РСФСР. Каждый судья избирался в индивидуальном порядке.
Согласно п. ≪е≫ ст. 83, ч. 1 ст. 128 Конституции РФ, ч. 1 ст. 4 ФКЗ от 21 июля 1994 г. судьи КС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей КС . По его поручению это вправе сделать полномочный представитель Президента в Совете Федерации. — согласно ст. 9 ФКЗ от 21 июля 1994 г. предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Гос. Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ , высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юр. сообществами, юр. научными и учебными заведениями. Несмотря на широкий круг субъектов, которые управомочены предлагать кандидатуры судей Президенту РФ, последнее слово остается за главой государства. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении судей в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае необходимости созывается внеочередное
заседание палаты. Вопрос о назначении конституционных судей включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса. В соответствии с Регламентом Совета Федерации кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному
законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой из них. С данным заключением знакомятся члены Совета Федерации. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета. На заседании Совета Федерации председатель Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам знакомит членов Совета Федерации с заключениями Комитета по представленным кандидатурам. После обсуждения все кандидатуры включаются в бюллетень для тайного голосования (оно может быть проведено с использованием электронной системы). Судья КС РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если Президент РФ представит большее число кандидатур на вакантную должность судьи Конституционного Суда (как это случилось 3 ноября 1994 г.), применяется постановление Совета Федерации от 15 ноября 1994 г. № 246-1 СФ «О порядке назначения на вакантные места судей КС РФ из числа кандидатур, представленных Президентом РФ 3 ноября 1994 года». Если одна или несколько кандидатур, представленных для назначения на должности судей КС РФ, при голосовании не наберут требуемого числа голосов, то Президент РФ в двухнедельный срок представляет Совету Федерации новые кандидатуры. В последующем, если Совет Федерации вновь отклоняет кандидатуры, представленные Президентом РФ на должности судей КС РФ, Совет Федерации принимает постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций в целях преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в течение трех суток направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.
Заполнение вакансии при выбытии судьи из состава КС РФ. В случае выбытия судьи из состава КС РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее одного месяца со дня открытия вакансии. Период, в течение которого заполняется вакансия, не ограничен во времени; кандидатуры представляются до тех пор, пока не будет найдено взаимопонимание Президента с Советом Федерации. Вакансии в КС РФ возникали в случаях смерти судей, удаления в почетную отставку судей, достигших предельного возраста пребывания в должности, и добровольного ухода в отставку. Чтобы обеспечить непрерывность конституционного правосудия, установлено, что судья, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.
12. 12.Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура КС . Председатель и другие должностные лица КС РФ . Аппарат КС РФ..
Существует две основные модели структурной организации КС : 1) КС выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей; 2) КС состоит из специальных структурных подразделений — коллегий судей (палаты, сенаты, секции и др.). Первая модель предполагает, что КС как единая судебная коллегия рассматривает дела в общих, пленарных заседаниях, которые являются единственной организационно- правовой формой его юрисдикционной деятельности по осуществлению его функций и полномочий. Вторая модель предполагает действие КС как в качестве единой коллегии в пленарных заседаниях, так и в составе самостоятельных структурных подразделений единой коллегии, именуемых по-разному — палатами, сенатами и т. п.Коллегии позволяют сделать работу КС более оперативной и решить проблемы, вызванные нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел. Структура КС РФ. До 1994 г. в соответствии с ранее действовавшим законом КС РФ функционировал как единая коллегия судей, которая выносила решения исключительно в пленарном заседании при наличии установленного законом кворума. С 1994 г. согласно ст. 20 ФКЗ от 21 июля 1994 г. КС РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях
Председатель и иные должностные лица КС
Существует два способа формирования руководства КС : 1) избрание должностных л и ц самим составом суда; 2) особый порядок их избрания (назначения). Выбор способа избрания (назначения) руководства конституционного суда зависит от того, какая роль отводится председателю и другим должностным лицам КС . Избрание председателя КС и иных его должностных лиц самими судьями из своего состава в пленарном заседании является важной гарантией равенства прав судей, независимости КС . Такой порядок исходит из того, что председатель рассматривается в качестве представителя КС как коллективного органа, а во всем остальном он судья, имеющий равные права со всеми другими судьями. Он ослабляет политизацию выборов председателя КС , снижает его политическую ангажированность. Как правило, председатель КС избирается тайным голосованием на определенный срок (от двух до пяти лет), по истечении которого возможно его переизбрание. Председатель и заместители Председателя КС РФ .
Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. и ФКЗ от 21 июля 1994 г. предусматривали наличие в КС РФ следующих должностных лиц: председатель, заместитель, судья-секретарь (до 1994 г. — секретарь), которые избирались судьями тайным голосованием большинством голосов из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года. Первые выборы на основе ФКЗ от 21 июля 1994 г. состоялись при наличии полного состава КС РФ, а последующие проводились не позднее двух месяцев со дня, когда та или иная должность становилась вакантной. Предусматривалась возможность их досрочного освобождения от соответствующей должности.
ФКЗ от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ1 должность судьи-секретаря КС РФ была упразднена и введена должность еще одного, второго заместителя Председателя КС РФ, а также изменен порядок занятия этих должностей и сроки пребывания в них. Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ и заместитель Председателя КС РФ, избранные судьями до дня вступления в силу принятых изменений в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., осуществляют свои полномочия до истечения их трехлетнего срока. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Председатель и его заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ. По инициативе не менее пяти судей КС РФ, считающих, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием. Если должность Председателя или заместителя Председателя КС РФ окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя КС РФ назначается на должность в установленном порядке не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя КС РФ продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя КС РФ.Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 г. Председатель КС РФ на основании ст. 24 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.:
руководит подготовкой пленарных заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;
вносит на обсуждение КС РФ вопросы,подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает от его имени;
осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуре аппарата;
Временно исполняющий обязанности Председателя КС РФ.
Во всех случаях, когда Председатель КС РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя КС РФ по уполномочию Председателя КС РФ. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя КС РФ временное исполнение этих обязанностей последовательно переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи КС РФ, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье КС РФ. Из буквального текста закона не совсем ясно, переходит ли автоматически исполнение обязанностей Председателя КС РФ к другому заместителю Председателя КС РФ или для этого необходимо специальное поручение Председателя КС РФ. Заместители Председателя КС РФ . Заместители Председателя КС РФ осуществляют по уполномочию Председателя КС РФ его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем КС РФ. В число полномочий, осуществляемых заместителями Председателя КС РФ по поручению Председателя КС РФ, войдут следующие полномочия, которые ранее осуществлялись заместителем Председателя КС РФ и судьей-секретарем:
непосредственное руководство работой аппарата КС РФ;
организационное обеспечение подготовки и проведения заседаний КС РФ;
доведение до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решений, принятых КС РФ, и информирование КС РФ об их исполнении;
организация информационного обеспечения судей КС РФ;
контроль работы Секретариата по подготовке материалов к заседаниям КС РФ по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям КС РФ с законодательной инициативой;
контроль работы Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений КС РФ, по обобщению данных этой работы по мере необходимости и направления их судьям КС РФ;
Аппарат КС.
Аппарат как вспомогательный орган КС имеет существенное значение. Он осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение конституционного суда, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и совещаниях, проводит прием посетителей, изучает и обобщает деятельность государственных органов по исполнению решений КС .
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"