Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка
1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).
8. Признаки государства. Государство — это политико-территориальная суверенная орга¬низация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Признаки государства – его качества, выражающие особенности государства в системе иных политических организаций, осуществляющих в обществе властные функции. Признаки государства: - признак публичной власти – государство как аппарат управления отчуждено от общества как объекта управления. - признак территориальности – государство возникает и функционирует как аппарат управления особой территории (страной), пределы государственной власти определяются государственными хранилищами данной страны. - признак суверенитета – именно данный признак отличает государство от иных политических организаций и предает государственной власти верховенство.
Суверенитет государства – верховенство и независимость государства по отношению к иным источникам власти, самостоятельное определение внутренней и внешней политики. . Означает, что государство располагается на определённой территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздуш¬ное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц находящихся на этой территории.
Существует два элемента суверенитета: *внутренний – верховенство власти внутри страны или недопустимость подмены государства иными источниками власти (армии, анархии).
*внешний – независимость государственной власти в отношении с иными государствами, международными организациями и союзами государств. Суверенитет государства полностью раскрывается в системе особых качеств государства: 1. универсальность и исключительность государственной власти в пределах государственных границ. 2. устойчивая юрисдикция, связь государства с населением, которое проживает на данной территории, которая выражается в формировании статуса гражданина или подданного государства. 3.право государства на издание юридических норм, регулирующих общественные отношения внутри государственных границ. 5. государство является представителем своего общества на международной арене. 6.государство имеет свои символы (герб, гимн
9. Государственный аппарат и органы государства. Государ-ственный аппарат — это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат имеет следующие признаки: 1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом; 2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели; 3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства. Орган государства - понятие, признаки. Орган государства - это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями. Орган государства обладает следующими признаками: 1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения; 2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей; 3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной; 4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность; 5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами. + Функции государства. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами.
10. Разделение властей как
11. Структура (механизм) аппарата современного государства. Государ-ственный аппарат — это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Меха-низм государства - это система властных государственных органов, воору-жённых сил и других силовых структур, государст¬венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю¬щих функции государства. Единый и целостный государственный аппарат представляет собой сложную систему государственных органов, связанных между собой отношениями координации и соподчинения. Структура государственного аппарата истори-чески очень изменчива и существенно различается у разных государств. В то же время в структуре аппарата современного государства можно выде-лить определённые общие и устойчивые элементы. Во-первых, по уровню государственный аппарат делится обычно на две подсистемы. Первую образуют высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство и др.). Вторую составляют местные органы государственной власти (в федеративных государствах - органы государственной власти субъектов федерации). Во-вторых, в соответствии с принципом разделения властей государственный аппарат представляет собой три относительно самостоятельных и независимых ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную - между которыми распре-делены все органы государственной власти. Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важ¬нейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права. Малько. Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и матери альная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про¬водит ту или иную политику. Характерные черты механизма государства: 1) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; 2) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; 3) его основным элементом выступают государственные органы; 4) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет власть, достигая конкретных результатов. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элемен¬тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы. Их особенностью является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре¬шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве¬домства, государственные комитеты, губернаторы, администра¬ции краев и областей и т.п.); 2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция); 3) государственные учреждения — это такие подразделения ме-ханизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непо-средственную практическую деятельность по выполнению функ¬ций государства в социальной, культурной, образо¬вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, почта, телеграф, вуз, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия — (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственные служащие
12. Законодательная,
13. Задачи и функции современного государства.. Функции гос-ва - это основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению основными сферами общественной жизни. Функции гос-ва тесно связаны с сущностью и социальным назначением государства. Посредством изучения функций можно установить истинное содержание сущности, социального назначения общества, обусловленное социальной структурой общества, потребностями его различных социальных групп. Непосредственную связь функции гос-ва имеют с его целями и задачами. Но их не следует смешивать. Цель государства - это тот результат, к которому государство стремиться. Задача государства - это цель, а также средства и способы её достижения. А функции - это сама деятельность по решению стоящих перед государством задач. Таким образом, функции государства определяются его целями и задачами. В функциях государства отражаются только наиболее важные, основные направления деятельности, ибо не всё, чем занимается государство, имеет существенное значение для общества. Функции государства имеют сквозной характер, затрагивают всю его деятельность. Функции государства объективны, они обуславливаются существующими потребностями общества. Если государство не выполняет своих функций, в обществе и в государстве неизбежно начинаются негативные процессы. Виды функций современного государства. В зависимости от критерия функции государства можно распределить по различным классификационным группам. 1) По времени осуществления: постоянные; временные 2) В зависимости от социальной значимости: основные; не основные 3) По сферам политической направленности: внутренние; внешние 4) По сфере по объекту: экономическая; политическая; социальная; идеологическая и др. 5) По содержанию государственной власти: законодательная; исполнительная; судебная. Наибольшее распространение получило деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами. Рассматривая вопрос о классификации функций, следует иметь ввиду, что всякое деление во многом условно, в том числе, деление функций на внутренние и внешние. Деятельность государства внутри страны в экономической, политической, социальной, идеологической и других сферах - зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, внешнеполитических и др. связей. Кроме того, следует учитывать, что функции не остаются неизменными, они постоянно развиваются, одни отмирают, другие появляются.