19. Политическая система современного
общества. Кроме государства в обществе функционирует
множество других социальных институтов,
которые вместе с государством в своей
деятель¬ности образуют политическую
систему общества. Политика - форма жизнедеятельности
людей, связанная с от¬ношениями между
социальными группами (классами, нациями,
сословиями и др.) внутри страны и между
государствами в связи с удовле¬творением
и обеспечением наиболее значимых для
людей и общностей экономических, военных,
национальных, социальных, религиозных
и иных потребностей и интересов, в том
числе и главным образом по поводу захвата,
удержания, использования, охраны государственной
власти, оказания на неё влияния. Политическая
деятельность в обществе реализуется
в рамках поли¬тической системы. Политическая
система общества - это целостная, упорядочен¬ная
совокупность политических организаций,
принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих
функционирование политической власти.
Элементами политической системы являются:
1) Субъекты политической жизни. Это, в
первую очередь, полити¬ческая организация
общества как совокупность политических
объединений общества, выражающих его
интересы (государство, политические партии,
иные общественные организации и движе¬ния).
В периоды активных (революционных) общественных
из¬менений субъектами политической жизни
может выступать на¬ род, отдельные классы,
нации, группы, которые являются в то же
время объектом управления политической
власти. 2) Политические отношения, которые
складываются между субъек¬тами политической
деятельности; 3) Политическая деятельность,
включающая деятельность
всех субъектов политической жизни. 4)
Политические принципы и нормы, регулирующие
политическую жизнь страны. Большинство
политических норм имеют право¬вую форму закрепления,
например, многие конституционные нормы
имеют ярко выраженный полити-ческий характер.
5) Политическое сознание как осознанное
отражение сферы поли¬тики субъектами
политической и, в целом, социальной жизни
(индивидами, группами, класса-ми, общностями),
представляющее собой совокупность соответствующих
знаний, оценок и со¬ответствующих установок.
Ряд авторов отождествляют понятия «политическая
система» и «по¬литическая организация».
Думается, что это терминологически и
содер-жательно неверно. Политическая
организация входит в политическую систему
и включает в себя лишь институциональную
её часть: 1) государ¬ство; 2) все иные политические
организации. Политический режим современного
рос¬сийского государства характеризуется
переходом от тоталитарного про¬шлого
к демократическим институтам. Для демократического
государства характерно наличие в обществе
множества создаваемых населением организаций.
Наиболее распростра¬нённым политическим
институтом в России являются общественное
объ¬единение - добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирова¬ние, созданное
по инициативе граждан, объединившихся
на основе общ¬ности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе обще¬ственного
объединения. Все они, как это уже вытекает
из самого опреде¬ления «общественного
объединения», характеризуются добровольностью
создания, самоуправлением, некоммерческим
характером деятельности. Особую роль
среди общественных объединений играют
политиче¬ские партии. Они при-званы выражать
политические интересы различных слоев
и групп общества. В условиях идеологического
многообразия, от¬сутствия государственного
диктата политические парии в России дейст¬вительно
могут активно участвовать в политической
жизни страны: сво¬бодно пропагандировать
свои программы, бороться за их реализа¬цию
на практике.
20. Место и роль государства
в политической системе. Политическая система общества - это
целостная, упорядочен¬ная совокупность
политических организаций, принципов,
норм, средств, методов, обеспечивающих
функционирование политической власти.
Государство, являясь частью политической
системы, играет в ней особую роль, придавая
ей целостность и устойчивость. Оно выполняет
основной объём деятельности по управлению
общественными процесса¬ми, поэтому его
место в политической системе можно определить
как центральное, ведущее. Это, в частности,
проявляется в том, что, во-первых, государство
в той или иной степени регламентирует
создание и деятельность всех дру¬гих
политических объединений общества; во-вторых,
деятельность всех политических объединений
связана, в конечном счёте, с проблемой
госу¬дарственной власти. Центральное
место государства в политической системе
обусловле¬но его существенными признаками.
Во-первых, государство представлено специальным
аппаратом (публичной властью), возможности
по управления которого гораздо больше,
чем у любой другой политической организации.
Кроме того, государственный аппарат в
своей деятельности опирается на специаль¬ные
«силовые» элементы: армию, милицию, принудительные
учрежде¬ния. Во-вторых, государство в
масштабах всего общества обладает вер¬ховенством,
независимостью и самостоятельностью.
Все иные политиче-ские субъекты, таким
образом, оказываются у него в подчинённом
поло¬жении (диалектика взаимоотношений
«государство-народ» выходит за пределы
политической системы). В-третьих, государство
использует для регулирования обществен¬ных,
политических процессов такой эффективный
инструмент как право. Возможности правового
регулирования иных субъектов, в том числе
по¬литических, весьма ограничены и определяются
государством. В-четвёртых, государство самый богатый
собственник в обществе, причём набор
его материальных ресурсов специфичен,
он включает объ¬екты, имеющие стратегическое
значение для всего общества - землю, водные,
лесные ресурсы, недра, казну и т.п.
21. Место и роль общественных
объединений в политической системе. Государство
занимает центральное место в политической
системе общества, но помимо государства
в неё входят многочисленные общест¬венные
объединения (политические партии, профсоюзы,
религиозные, женские и иные организации).
Роль общественных объединений в политической
системе определяется тем, что они выражают
интересы различных социальных групп.
Воздействуя через определённые политические
механизмы на государство, общественные
объединения способствуют удовлетворению
данных интересов посредством использования
государственной власти. Особенно это
характерно для политических партий, которые,
выражая интересы определённых групп
населения, ставят своей целью получение
государственной власти или иное воздействие
на неё. Политическая партия, участвуя
в парламентских, президентских и иных
выборах, получает тот или иной объём государственной
власти. Таким образом, через механизм
государственной власти она получает
возможность в пределах своей компетенции
реализовать свою предвыборную программу,
то есть способствует удовлетворению
потребностей и интересов представляемых
ею социальных групп. Активное взаимодействие
государства и политических организаций
способствует вовлечению населения в
решение общественных задач, делает государственную
политику более эффективной. Подавление
государством политических организаций
может привести к утрате связи верховной
власти с народом, бюрократизации государственного
аппарата, снижению эффективности государственной
власти. Но в любом случае, следует иметь
ввиду, что политические организации могут
быть использованы для выражения и достижения
своих целей антиобщественными, антигосударственными
элементами. Это становиться особенно
актуальным сегодня в условиях глобализации
всех сфер человеческой деятельности,
когда западная цивилизация активно экспортирует,
насаждает свои идеологические, культурные,
политические и прочие ценности по всему
миру, в том числе, с помощью огромной «паутины»
неправительственных организаций. Политическая
система общества - это целостная, упорядоченная
совокупность политических организаций,
принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих
функционирование политической власти.
Политическая партия – это наиболее активная
и организованная часть социальной группы
или класса, выражающая их интересы, связанная
идеологической общностью и борющаяся
за политическую власть. Общественно-политическое
движение – это наиболее активная часть
общества, призванная выражать интересы
определенных социальных групп граждан
и направленная на достижение какой-либо
значительной политической цели. Общественно-политические
движения отличаются от политических
партий тем, что социальная база движений
более широка, аморфна; общественно-политические
движения, как правило, придерживаются
только одной политической концепции
и добиваются решения одной крупной политической
задачи.
22. Теории происхождения государства. Наукой было
разработано множество теорий происхождения
государств, рассмотрим основные из них.
Одной из древнейших является теологическая
теория. Высокую степень развития она
получила в трудах Фомы Аквинского. В соответствии
с теологической теорией государство
возникло и вечно существу-ет в силу божественной
воли, поэтому каждый должен подчинятся
государственной воле, как власти от бога.
В трудах некоторых мыслителей, (Ф. Аквинского),
данное положе¬ние дополнялось идеей
о необходимости подчинения самого государства
религиозным органи-зациям (католической
церкви), обладающим монопо¬лией на установление
истинной божественной воли. Патриархальная
теория. Ее основателем являлся Аристотель.
Среди других разработчиков следует назвать
русского ученого Михайловского. С позиций
данной теории основой воз¬никновения
государства являлась семья. Процесс возникнове-ния
государ¬ства это процесс разрастания
из поколения в поколение патриархальной
семьи. Аристотель считал, что государственная
власть есть продолжение и развитие отцовской
власти. Патриархальная семья перерастает
в сель¬скую общину, а сельская община
в городскую (в «полис», т.е. в город-государство,
коими и являлись большинство древнегреческих
госу¬дарств). Договорная теория (Спиноза,
Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Радищев).
Сторонники данной теории исходили из
того, что до появления государства, общество
находится в естественном состоя¬нии,
которое они характеризовали по разному
(«золотой век» у Руссо, «война всех против
всех» у Гоббса). В естественном состоянии
каждый человек обладает личной свободой
и другими неотъемлемыми естествен¬ными
правами. Это, в конечном счете, приводит
к противоречиям между людьми и к стремлению
их разрешения. Следствием этого является
за¬ключение договора о создании государства, которому люди
передают часть своих прав. Но государство
обязано защищать свою территорию, права
граждан, их собственность. Теория насилия.
Основной причиной возникновения государства
они считали войны между людьми, завоевания
и порабощения сильным слабого. Для закрепления
власти победителя над завоеванным народом,
для его эксплуатации и создается го¬сударство.
Марксистская теория происхождения государства
(К. Маркс, Ф.Энгельс). Данная теория связывает
возникновение государства с воз¬никновением
частной собственности и делением общества
на классы. Го¬сударство возникает как
результат классового антагонизма, как
орудие подавления эксплуататорским классом
класса эксплуатируемых. Органическая
теория – по мнению представителей данной
доктрины, государство – это организм,
постоянные отношения между частями которого
аналогичны постоянным отношениям между
частями живого существа. Государство,
будучи разновидностью биологического
организма, имеет мозг (правителей) и средства
выполнения его решений (подданных). Подобно
тому как среди биологических организмов
в результате естественного отбора выживают
наиболее приспособленные, так и в социальных
организмах в процессе борьбы и войн (тоже
естественного отбора) возникают государства,
формируются правительства, совершенствуется
структура управления. Психологическая
теория – (Петражицкий, Фрейд). Они связывали
появления государственности с особыми
свойствами человеческой психики: потребность
людей во власти над другими людьми, стремление
подчиняться. Ирригационная теория. Процесс
возникновения государства связан со
строительством ирригационных сооружениях
в восточных аграрных сообществах.
23. Современная наука о происхождении
государства. Вопрос о происхождении государства
имеет не только научное, но и важное практическое
значение. Установление причин, лежащих
в основе появления государственной власти
позволяет лучше понять социальную природу
государства - его социальную роль, осуществляемые
им функ¬ции и т.д. Современная наука, оценивая
различные теории происхождения го-сударства,
отмечает, что многие из них содержат элементы
истины, но ни одной из них не удалось отразить
сложный и противоречивый характер процесса
происхождения государства. Следует отметить
близость современного подхода классовой
тео¬рии. Налицо материалистический подход,
применительно к социальным процессам
означающий, что в качестве основе общественного
развития рассматривают экономические
факторы. Власть в родовой общине имела
общественный характер, т.е. выс¬шей властью
было общее собрание всех взрослых членов
общины, это было прямое правление. Власть
старейшин, вождей имела временный, выборный
характер, не передавалась по наследству.
Данную систему вла¬сти в науке называют
первобытной демократией. Экономика первобытного
общества характеризовалась обществен¬ной
формой собственности, крайне низкой производительностью
труда при наличии примитивных орудий
труда и, как следствие, присваиваю¬щим
способом воспроизводства. Основной формой
социальной организации была родовая
община, в основе которой лежали родственные
отношения, передаваемые по материнской
линии. Женщина играла в обществе ведущую
роль, основанную на её более высоком,
по сравнению с мужчиной, хозяйственном
значении. Межполовые отношение имели
форму групповых браков, постепенно за¬меняемых
парными браками. В целом, социальная структура
общества отличалась однородностью, все
члены рода выполняли сходные функции.
Даль нейшее
развитие человечества было ускорено
благодаря эколо¬гическому фактору. Примерно
10 тыс. лет назад на всей планете происхо¬дит
резкое понижение температуры, наступает
великое оледенение. Это заставляет человека
интенсифицировать свою деятельность
с тем, чтобы уменьшит зависимость от природы.
На протяжении нескольких тысячеле¬тий
происходит неолитическая революция.
В экономике на базе более совершенных
орудий труда происходит рост его производительности
и появление прибавочного продукта, кото¬рый
начинает накапливаться, порождает появление
различных форм собственности. В этот
период происходят три знаменитые разделения
труда: разделение земледелия и скотоводства,
отделение ремесла от земледелия, появление
торговли. Как инструмент грабежа, обогащения
начинают ис¬пользоваться войны. На этой
основе существенно усложняется социальная
структура об¬щества. Общество разделилось
на разные группы - по имущественному,
по профессиональному статусу. На смену
парному браку приходит патриар¬хальная
семья, основанная на ведущей хозяйственной
роли мужчины в ско¬товодстве, земледелии,
ремесле, торговле. С появлением семьи
процесс имущественного расслоения и
разложения родовой общины многократно
усиливается. Следует также отметить резкий
рост численности людей. В результате
общество настолько усложнилось, что традиционные
институты власти родового строя не могли
справиться с управлением. Постепенно
формируются надобщинныё имеющие публичный
характер институты власти. Так появляется
государство.Следует учитывать, что процесс
перехода от родовых структур к го-сударственным
не был одномоментным, он длился порой
сотни лет. Кро¬ме того, отмечаются существенные
отличия формирования государствен¬ных
структур у разных народов. (азиатский,
афин¬ский и германский пути появления
государства.)
24-25. Типология государств – это специфическая классификация,
предназначенная для разделения всех
прошлых и настоящих гос-в на группы с
целью раскрытия их социальной сущности.
Так, исходя из размеров территории, гос-ва
делят на великие, средние и малые. На базе
исторического подхода выделялись древние,
средневековые и современные государства,
а по характеру цивилизации - на восточные,
западные и смешанные. Рассматривая вопрос
о типологии, следует учитывать, что она
в от¬личие от простой классификации призвана
раскрыть закономерности ор¬ганизации
и развития государств. Т.о., типология
позволяет: 1) выделить основные этапы
развития гос-ва; 2) установить общие черты
гос-в, относя-щихся к одному типу. В науке
существует два наиболее разработанных
подхода к типоло¬гии гос-ва: формационный
и цивилизационный. Формационный подход
базируется на разработанном в трудах
Мар¬кса и Энгельса понятии «общественно-экономическая
формация» (ОЭФ). В соответствии с положениями
формационного подхода, сущность гос-ва,
как и других социальных институтов определяется
экономическими факторами. Этот подход
выделяет первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, буржуазную и коммунистическую
ОЭФ и соответствующие им, кроме первой,
типы государств. Эти типы различаются
в зависимости от того, какой класс является
господствующим в системе общественных
отношений, обладает основной массой господствующей
в тот или иной период формы собственности
и имеет соответственно в своих руках
го¬сударственную власть. Достоинства
этой теории: 1) убедительно была доказана
зависимость типа гос-в от экономики; 2)
были объединены в единые классификационные
группы гос-ва, имеющие единый характер
гос. власти.. Недостатки: 1) однолинейность;
2) умаление роли социо культурных факторов в развитии гос-ва.
Иначе решается вопрос о типе государства
в рамках цивилизационного подхода. Впервые
данный подход был сформулирован и всесто-ронне
обоснован русским мыслителем Н.Я. Данилевским.
Этот подход отказывается от абсолютизации
эконо¬мических факторов и определяет
тип государства через духовно-культурные
факторы. Он базируется на утвердившимся
еще в эпоху Про¬свещения понятии «цивилизация».
Цивилизация — это локальная общественная
система, обладаю-щая общностью культурных,
нравственных, религиозных, простран¬ственно-географических
и ряда других характеристик. Таким образом,
в отличие от формационного подхода цивилизационная
теория доказывает зависимость развития
государства от культурно-духовных факторов,
таких как стереотипы поведения, менталитет,
нормы морали, религия и т. п. (египетская
цивилизация, китайская, западная, православная,
иранская, мексиканская и др.)