Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка
1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).
14. Формы и методы осуществления
функций государства. Формы осуществления функций государства
- это внешнее выражение деятельности
государства, специфика её проявления.
Формы осуществления функций государства
– это деятельность органов государства,
посредством которой реализуются его
функции. Цыганов. Формы характеризуют
связь государства с правом, как одним
из основных средств властвования. Выделяют
правовые и не правовые формы. К правовым
формам относятся: 1) Правотворческая -
деятельность по подготовке и изданию
нормативных актов. 2) Правоприменительная
- деятельность по
реализации нормативных актов путём принятия
правоприменительных актов; это повседневная
оперативная управленческая деятельность.
3) Правоохранительная - деятельность,
направленная на поддержание правопорядка,
защиту прав и свобод человека и гражданина;
это меры, которые государство принимает
по предупреждению, пресечению правонарушений
и привлечению к юридической ответственности
виновных лиц. Не правовые формы включают
в себя весь объём организационной работы
по осуществлению функций государства
непосредственно не связанной с правом.
Следует иметь в виду, что и не правовые
(организационные) формы, в основном, реализуются
в рамках права, связаны с правом. Однако,
здесь связь с правом не является настолько
тесной и непосредственной как при правовых
формах. Виды не правовых форм: 1) Организационно-
15. Форма государства, ее
16. Форма правления современных государств. Форма государственного правления — это элемент формы госу-дарства, характеризующий организацию верховной государствен¬ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше¬ния с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правле¬ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Признаки монархии: власть передается по наследству; бессрочна; не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх, и ограни¬ченными (конституционными), в которых наряду с монархом но¬сителями суверенитета выступают другие высшие государствен¬ные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Монархия была господствующей формой правления на протя-жении нескольких столетий. В специфической форме она сохраня¬ется и сегодня почти в трети стран мира. Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства яв¬ляется выборным и сменя-емым, а его власть считается производ¬ной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность; 3) зависимость от избирате-лей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на пре¬зидентские, парламентские и смешан-ные. В президентских республиках (США) именно президент выполняет эту роль, в парламент¬ских (Германия, Италия) — парла¬мент, в смешанных (Франция) — совместно президент и парламент. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правитель¬ства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельнос¬тью. В парламентской республике правительство формируется зако¬нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон¬кретного министра. Официально главой государства является пре¬зидент, реальным же главой государства выступает руководитель правительства. Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полу¬парламентских) республик является двойная ответственность пра¬вительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подоб¬ных республиках президент и парламент избираются непосредст¬венно народом. Главой государства здесь выступает президент. Особенности формы Росс. гос-а. Форма правления. Статья 1 К. определяет Россию как республику. Полномочия П. РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Фед. собрания (Гос. Думы) имеются важные пол¬номочия в отношении правительства. 1) Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Предс. Правительства РФ. 2) Гос. Дума может выраз.недоверие Пр-ву, в результате ко¬торого Пр-во м.б. отпр. в отставку
17. Форма устройства современных государств.Форма государ-ственного устройства - это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных ор¬ганов. Двумя основными формами являются унитарная и федеративная. Унитарные государства (Китай, Франция, Италия, и т.д.) - это единые, централизованные, целостные образования, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой го¬сударственной власти обладают только центральные органы. Федеративное государство (США, ФРГ, Индия и др.) - это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом. От унитарной и федеративной формы государственного устройства, следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой союза государств. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации. У конфедерации нет единой системы законодательства, общего граж-данства, общей границы. Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)). Форма государственного устройства РФ. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавли¬вает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нор¬мы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках прини¬маются конституции, а в других субъектах - уставы. В-третьих, респуб¬лики вправе устанавливать свои государственные языки (наряду с рус¬ским) В силу этого многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России действует на основе ряда принципов: государ¬ственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ СРФ, равно¬правие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ве¬дения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспе-чивают единство, целостность, суверенность России. Выделяется также сфера совместного ведения РФ и СРФ, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её государственным органам. СРФ наделены сферой ведения по остаточному принципу. Акты СРФ не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты СРФ, принятые в пределах ведения субъектов, имеют приоритет перед федеральными актами. Конституционно-правовой статус России характеризуется тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, единую правовую систему, обладает территориальным единством, общими для всей Федерации ОГВ, единым гражданством, единым экономическим пространством, единой денежной единицей, собственностью и т.д. Конституционно-правовой статус СРФ характеризуется тем, что они обладают своей территорией, входящей в территорию РФ; имеют право самостоятельно устанавливать систему ОГВ на своей территории; формируют собственную систему законодательства.
18. Политические режимы в