Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

82.Конституционные акты Франции: общая характеристика.

1)Французская конституция содержит три равных по юридической силе акта:2Конституция 1958г.3Декларация прав человека и гражданина 1789г4Преамбула Конституции французской республики 1946г.Конституция 1958г состоит из короткой преамбулы и нескольких разделов, разбитых на статьи. В данной конституции отсутствует обычное для современных актов глава о правах и свободах. Преамбула ограничивается отсылкой к декларации прав человека и гражданина и к преамбуле конституции 1946г. Часть положения основного закона отличается предельной четкостью и ясностью. Достаточно четко очерчена сфера компетенции парламента, регулируется  вопрос об ответственности правительства перед парламентом Франции. Согласно конституции, Франция – неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Французская республика по форме гос устройства – смешенная. В состав страны входят 22 области, разделенные на 96 департаментов. Также в состав Франции входят заморские департаменты и заморские территории. Порядок изменения включает 2 стадии:Внесение поправок и их принятиеРатификация этих поправокИнициатива внесения поправок принадлежит Президенту республики, действующему по предложению премьер-министра и парламентария. Поправки действующей конституции:1999г. – внесена поправка о равенстве мужчин и женщин2000г. – на основе проведенного референдума снижен срок полномочий Президента Франции с 7 до 5 лет2003г. – статья 1 конституции дополнена положением «Республика является децентрализованной» 1 марта 2005 – две поправки: в преамбулу внесена Хартия окружающей среды 2004 г принятия, Раздел 15 конституции «О европейском союзе» изложен в новой редакции.2007 – 3 поправки: изменения правового статуса Президента, норм избирательного права Новой Каледония, запрет на смертную казнь.23.07.2008 издан конституционный закон «О модернизации институтов 5ой французской республики. Целью принятия данного закона являлось усовершенствование государственных институтов Франции – усиление позиций парламента, расширение контроля за исполнительной властью, расширение и защита прав граждан, расширение института непосредственной демократии  и изменения порядка назначение национальных референдумов, а также ряддругих полномочий.

 

 

 

 

 

 

83.Президент Франции, его место в системе государственных органов.

Президент и правительство ФранцииПрезидент Республики согласно Конституции занимает юридически первое место в системе высших органов государственной власти. Первоначально Конституция установила семилетний срок полномочий Президента. Данная норма действовала весьма долго. Однако в целях демократизации данного института в 2000 году в Конституцию было внесено изменение, сократив­шее срок президентских полномочий до пяти лет. Однако на но­вый срок будет избран лишь следующий после вступления в силу данной нормы Президент Франции. Президент избирается всеоб­щими, равными и прямыми выборами по мажоритарной избира­тельной системе абсолютного большинства в первом туре и отно­сительного — во втором.К числу функций Президента Конституция (ст. 5) относит наблюдение за соблюдением Конституции, осуществление арбит­ража с целью обеспечения нормального функционирования пуб­личных властей, роль гаранта национальной независимости.В законодательной сфере, то есть во взаимоотношениях с парламентом, Президент созывает парламент на чрезвычайные сессии, по предложению Премьер-министра вносит в палаты предложения об изменении Конституции, по его решению для рати­фикации поправок к Конституции палаты образуют Конгресс или Доводится референдум. Президент промульгирует закон в течение 15 дней после его передачи Правительству и до истечения этого срока может потребовать нового обсуждения палатами его отдельных положений, то есть обладает правом относительного вето. Президентское вето может быть преодолено Абсолютным большинством голосов в обеих палатах. Важным и чти ничем не ограниченным правом президента является также роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента. роспуск недопустим лишь в следующих случаях: - в течение года после внеочередных выборов палаты, то есть и - если функции Президента осуществляет председатель Сената или Правительство.Роспуску Национального собрания должны предшествовать консультации Президента с Премьер-министром и председателями обеих палат парламента.Во время сессии пар­ламента по предложению Правительства или совместному пред­ложению обеих палат Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных влас­тей, ратификации международных договоров, экономических и социальных реформ. Данная статья Конституции фактически по­зволяет Президенту обращаться по перечисленным вопросам на­прямую к избирателям, минуя парламент, чем усиливает его по­зиции в государственном механизме. Наконец, третий случай назначения референдума непосредственно Конституцией не пре­дусмотрен, но следует из содержания ст. 53. Это голосование по территориальным вопросам, которые согласно данной статье не могут быть решены без согласия заинтересованного населения. Такое согласие и выражается путем референдумов, которые неод­нократно проводились по территориальным проблемам.Так и в принудительном порядке, но в лю­бом случае, ее основанием не является правонарушение. Основа­ниями же лишения гражданства являются именно правонаруше­ния: осуждение за преступление против безопасности государства, а также за иные тяжкие преступления; уклонение от исполнения Конституция впервые в истории страны включила положения, регламентирующие основы статуса партий: Политические партии содействуют  выражению мнений голосованием.Создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета.Порядок финансирования политических партий регламенти­руется в Законе о финансовой гласности политической жизни 1988 года. Он предусматривает государственное финансирование партий пропорционально их популярности, главными критериями которой являются число мест, полученных в парламенте на последних выборах, а также сумма пожертвований, собранных ей. Закон запретил финансирование политической жизни юриди­ческими лицами (за исключением самих политических ассоциа­ций), а также установил предельные суммы пожертвований парти­ям со стороны физических лиц.Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совет; министров заседает под председательством президента, а в качестве кабинета — под председательством премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней палате (так было, например, в 1986—1988гг., 1993— 1995 гг.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и президентом могут осложняться и роль правительства снижается. Левый президент не ставил подписи на декретах правого правительства, если он их не одобрял. Если же президент и правительство принадлежат к одной партии (партиям), роль исполнительной власти возрастает (такое поло­жение сложилось после выборов парламента в 1993 г. и выборов президента в 1995г.).^ Президент республики занимает главное место в системе органе! государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). К первой группе полномочий, осуществляемых президентов;самостоятельно, относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Роспуск не может быть произведен в течение года после предыдущего роспуска (поэтому президент не может использовать это право чаще, чем раз в год), с также во время чрезвычайного положения; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура: по конституции президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парла­мент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, на­против, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы ниж­ней палатой парламента; 4) право передавать на референдум законопро­екты по перечисленным выше вопросам; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях. Эти послания не подлежат обсуждению; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

 

84.Парламент Франции: структура, организация, правовое положение. Особенности законодательного процесса.

Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент подписывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского npaва он не охватывается понятием парламента.Структура парламента. Парламент состоит из двух палат: Нацио­нального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 — от заморских территорий) и сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депу­татским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обя­занность государства обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они полу­чают высокое денежное довольствие, состоящее из двух частей: основно­го жалованья и дополнительного (приблизительно четверть основного), которое должно выплачиваться в зависимости от участия членов парла­мента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удер­жания из этой части жалованья не производятся). Как уже отмечалось, депутат после избрания обязан представить в бюро палаты парламента декларацию об имущественном положении (в отличие отданных о прези­денте эти сведения секретны)..

 Полномочия парламента. Как и другие парламенты, французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия за­конов.Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие консти­туцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский парламент по конституции 1958 г. — это парламент с ограниченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).В конституции содержится перечень вопросов, по которым парла­мент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает зако­ны-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регла­ментацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, ор­ганизация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в консти­туции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти — ордонансами и иными актами правительства. Право парламента издавать законы ограничивается также полномочия­ми президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя парламент.Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Прави­тельственный законопроект представляется в любую палату, законода­тельное предложение депутата — только в бюро его палаты. Предло­жение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Воз­можно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокированного голосования» — с учетом только поправок правительства.Поскольку проект передается в другую палату не после его оконча­тельного принятия, а после первого или последующих чтений, возможно длительное его хождение из палаты в палату — «челнок». Преодолеть сопротивление верхней палаты (а проект не станет законом без ее согла­сия, как и без согласия нижней палаты) можно, если этого желает прави­тельство: оно может потребовать от парламента создать смешанную паритетную комиссию (по 7 человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с прави­тельством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами парламента, правительст­во может потребовать от нижней палаты принять окончательное реше­ние. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопро­екта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный «челнок»; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуру верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Таким образом, роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.Закон после принятия передается президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необхо­димыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифицированным) большинством голосов и потому практически почти не используется (в 1946—1996 гг. оно использовалось в среднем 1 раз в три с половиной года, но президент Миттеран, например, применял его за 14 лет лишь 2 раза). Новое обсуждение законопроекта после применения президен­том права вето оформляется его декретом, в котором указывается, какая часть акта подлежит обсуждению и какая палата должна его начать. Для вторичного обсуждения законопроект сначала поступает в соответст­вующую постоянную комиссию, а оттуда уже на пленарное заседание.Некоторые акты до их подписания президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направля­ются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона президентом могут депутаты и сенаторы (60 членов каждой палаты).Издание органических законов также жестко регламентировано. Ус­тановлены определенные сроки для изучения проекта законодателями (не менее 15 дней с момента его внесения). По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами. По другим законопроектам, если они приняты смешанной паритетной комиссией, нижняя палата может преодолеть вето верхней только большинством списочного состава (т.е. все воздержавшиеся и неучаствующие в голосо­вании автоматически зачисляются в число голосовавших против).Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осущест­вления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.Французский парламент применяет почти все известные формы кон­троля за деятельностью правительства, кроме интерпелляции (хотя она и названа в регламенте, но на деле осуществляется по процедуре резолю­ции порицания). Для контроля применяются вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, след­ственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее падате. Возможна подача петиции парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосред­ственно председателю палаты). В контроле участвует посредник парла­мента, назначаемый, однако, правительством на 5 лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномо­чий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, он только может сообщать об этом парламенту.Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа з доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о юверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку.

 

85.Правительство Франции: характеристика полномочий, взаимоотношения с Парламентом и Президентом.

Центральная исполнительная власть явл основным и наиболее существенным элементом гос механизма. Правительство – коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. Совет министров – собрание министров под председательством Президента республики.  Кабинет министров – под председательством премьер-министром. Совет Министров выполняет все полномочия, принадлежащие правительству согласно конституции. Все акты изданные этим органом подписываются президентом. Правительство назначается след образом: Президент назначает на пост премьер-министра, после чего премьер-министр подбирает кандидатуры министров и представляет их Президенту, которых их назначает.Полномочия правительства:Полномочия осущ коллегиальноОсущ лично премьер-министромПарламент состоит из 2 палат: нижняя – Национальное собрание, верхняя – Сенат. Парламент собирается на одну сессию в году, начинается она в первый день октября. Для руководства каждая плата создает бюро. Помимо председателя палаты, в бюро входят вице-председатели, секретари, квесторы. В состав французского парламента входят различные полит фракции. Формируются   постоянные и временные комиссии. Палаты парламента заседают отдельна.(3) Сист местных органов строится в соответствии с адм-тер делением.Звенья: коммуны (возглавляет муниципальный совет и мэр), департаменты, регионы.Взаимоотношения: Во Франции же законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Во Франции же законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

В США “Исполнительная власть осуществляется Президентом...”[6], его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

86.Конституционный Совет Франции: порядок формирования и компетенция. Государственный Совет.

Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.ФормированиеГосударственный совет Франции является высшим органом административной юстиции. Государственный совет Франции (фр. Conseil d'État) — орган французского правительства, призванный подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти. ФормированиеКонституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004 году, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 года пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 года. С 2012 года в Совет пожизненно входит также экс-президент Николя Саркози.Следует отметить, что в ходе конституционной реформы 23 июля 2008 года, Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра[1].Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"