Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

74.Судебная система США.

Федеральные судыСудебная система США является двухуровневой: она вклю¬чает систему федеральных судов, а также судебные системы 50 штатов, федерального округа Колумбия и четырех зависи¬мых территорий. Суды каждой из систем действуют по отноше¬нию друг к другу относительно самостоятельно и независимо.Важнейшую часть судебных систем обоих уровней состав¬ляют суды общей юрисдикции. Компетенция судов фе¬дерального уровня и судов штатов формально разделена. При этом юрисдикция федеральных судов является ограниченной: она определяется лишь тем кругом дел, который установлен Конституцией США (разд. 2 ст. III). В начале XIX в. в одном из своих решений Верховный суд США разделил дела, подсуд¬ные федеральным судам, на две категории. Первую группу составляют споры, которые рассматриваются федеральными судами, исходя из самого характера дела, то есть предмета спора. В соответствии с этим критерием федеральная судебная власть распространяется на все дела, возникающие на осно¬вании Конституции США, федеральных законов и междуна¬родных договоров, а также "морские дела"(связанные с су¬доходством в открытом море) и дела адмиралтейства (споры по вопросам морских грузоперевозок, содержания портов, рыболовства). Вторую категорию дел, относящихся к юрисдик¬ции федеральных судов, составляют споры, в которых уча¬ствуют перечисленные в Конституции субъекты: послы, дру¬гие полномочные представители иностранных государств, США в целом, штаты, граждане различных штатов, иностранные государства, их граждане и подданные.Все остальные дела могут быть рассмотрены только су¬дами штатов, которые, стало быть, обладают остаточной юрис¬дикцией.Но указанный подход к разграничению юрисдикции феде¬ральных судов и судов штатов является самой общей его ха¬рактеристикой. Дело в том, что лишь некоторые из категорий дел, подсудных федеральным судам, относятся к их исключи¬тельной юрисдикции. В уголовно-правовой сфере это все "пре¬ступления против Соединенных Штатов", то есть предусмот¬ренные федеральным уголовным законодательством, например торговля наркотиками, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, шпионаж, измена и некоторые другие. В гражданско-правовой сфере исключительная юрисдикция федеральных судов распространяется, например, на "морские и адмирал¬тейские" дела, иски против США в целом, споры по поводу авторского и патентного права, иски, связанные с банкрот¬ством, а также иски, в которых стороной выступает штат или иностранный дипломат.Остальные категории дел образуют так называемую кон¬курирующую юрисдикцию, т. е. по выбору заинтересованной стороны дело может быть начато либо в соответствующем федеральном окружном суде, либо в суде первой инстанции того штата, на территории которого функционирует данный федеральный окружной суд. Гражданский иск по делу, подпа¬дающему под конкурирующую юрисдикцию, по желанию от¬ветчика уже после его подачи в суд штата может быть пере¬дан в федеральный окружной суд. Таким образом, существо¬вание конкурирующей юрисдикции обусловливает возможность применения федеральных законов судами штатов (но не на¬оборот). В доктрине и судебной практике это обосновывается так называемой клаузулой о верховенстве, сформулирован¬ной в ст. VI Конституции США: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... и все договоры, которые зак¬лючены или будут заключены Соединенными Штатами, ста-новятся верховным правом страны; и судьи в каждом из шта¬тов обязаны следовать этому праву..." В силу клаузулы о вер¬ховенстве федерального права суды штатов также обязаны принимать к своему производству даже те гражданские иски, которые поданы им, но касаются вопросов исключительной юрисдикции федеральных судов, — при обязательной после¬дующей их передаче в окружные федеральные суды.Суд.власть Федеральная суд система состоит из 3 звеньев: районные суды (низшее звено фед суд сист. Такие суды рассматривают уг и гражданские дела в качестве суда первой инстанции) Апелляционные, окружные суды (вып. проверку, рассматривают жалобы на решения некоторых административных органов).  Верховный суд – состоит из 9 судей – высшая апелляционная инстанция, проверяющее приговоры и решения нижестоящих судов, также он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя или более щтатами, а также по делам послов гос чиновников. В качестве специальных судов – претензионный суд (рассматривает имущенные иски к Конгрессу), суд по таможенным и патентным делам, налоговый и суд по делам военнослужащихСуд система штатов. Суд система в каждом штате создается на основе конституции этого штата и актов законодательного собрания. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступления, нарушающих законы штатов. Общей чертой суд системы в каждом штате то, что она состоит из нескольких инстанций (3-4): низшие суды (мировые, полицейские суды, суды магистратов и другие) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские и ряд других рассматривают основную массу дел. Апелляционные суды действуют в крупных штатов и выполняют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам.

 

75.Территориально-политическое устройство США. Муниципальная система США.

3. Политико-территориальное устройство  штатовСША — одно из немногих  государств, образовавшихся "сни¬зу": первые колонисты селились небольшими  общинами. Посте¬пенно происходил  процесс объединения общин в более крупные территориальные образования — поселки, города, графства — с целью совместного решения проблем и рационализации управ¬ления. Таким образом, как отмечал Алексис де Токвиль, "община была образована раньше, чем графство, графство появилось прежде штата, а штат — прежде, чем вся конфедерация"*. По¬этому местное самоуправление и децентрализация власти оказа¬лись в США изначально сильными и прочными.Система политико-административного деления штатов ус¬танавливается их конституциями. Основными видами политико-административных единиц являются графства (их более 3 тыс.), муниципалитеты — собирательное наименование инкорпори¬рованных (см., ниже п. 4) поселений: большой город (сити), го¬род (таун), поселок (бороу), село (вилидж), которых в сово¬купности насчитывается более 19 тыс., тауншипы — объеди¬нения нескольких малых сельских поселений (около 17 тыс.). Кроме того, имеется около 33 тыс. специальных администра¬тивного характера округов, в числе которых примерно 14,5 тыс. школьных*.

Штаты (кроме Аляски, Коннектикута и Род-Айленда) не¬посредственно подразделяются на графства. Значительное большинство других местных единиц входит в состав графств, хотя некоторые крупные города сами подразделяются на граф¬ства, например город Нью-Йорк состоит из пяти внутригород¬ских графств. В целом по стране на их территории проживает около 89% населения. По размерам территории, численности населения и формам управления графства представляют собой чрезвычайно пеструю картину. Около 60% из них имеют ме¬нее 25 тыс. жителей, в то же время в 0,3% графств прожива¬ют 43,5% общего числа жителей всех графств*. В южных шта¬тах графства играют существенную роль в управлении, в се¬верных же они сохранились в основном как территориальные ячейки для осуществления функций юстиции.Муниципальные корпорации представляют собой важней¬шую группу единиц местного самоуправления. В них прожива¬ют 2/3 населения страны. Различия между территориальными единицами внутри этого клана особенно велики. Свыше поло¬вины муниципальных корпораций имеет менее 1 тыс. жителей, а в 130 крупных городах страны проживает около четверти всего населения США. Однако статус муниципальных корпо¬раций уравнивает их в правах. Большинство муниципальных корпораций входит в состав графств. 36 городов выделены из графств (это аналог английских метрополитенских графств) — их органы осуществляют функции, свойственные и муници¬пальным корпорациям, и графствам.В 21 штате (в основном на севере и северо-востоке страны) имеются тауншипы и приравненные к ним единицы, образо¬ванные в сельской местности. Не будучи инкорпорированны¬ми единицами, они рассматриваются судами как квазикорпо¬рации, уступая по объему функций муниципальным корпора-циям.

Наконец, более половины всех местных единиц в США со¬ставляют специальные округа, которые образуются либо феде¬ральной властью, либо штатами, либо совместно нескольки¬ми графствами или (и) городами, либо отдельными графства¬ми или городами.

 

76.Особенности Конституции Великобритании. Роль конституционных обычаев и судебных прецедентов.

1) (1)К предмету КП Вел относят: институт главы гос, порядок организации  деятельности законодательной власти, взаимоотношения палат, полномочия  и привилегии депутатов парламента, статус министров и гос служащих, полномочия в области закл  международных договор, гражданские свободы и их пределы, избирательные права, публичные финансы, общие системы судов, вооруженные силы и контроль за ними.Исторические особенности развития государства объясняет нестандартный характер британской конституции. Особенности конституции относятся к форме (неписанная), явл комбинированной, состоит из двух частей (писанной и неписанной). В данной части имеют достаточно разнообразные источники. К неписанной части относят: конституционное соглашения, которые нигде юридически не зафиксированы, но, как правило, регулируют важнейшие вопросы гос жизни. Также к неписанной части относят обычаи, представляющее собой сложившиеся на практике правила поддерживаемые государством и имеющее обязательную силу исполнения. Суверенитет является фундаментальным принципом брит КП. Неписанная часть по форме неопределенная по форме и не содержит прямого указания на то, что именно ее составляет. Сюда относят судебные прецеденты, которые больше всего проявляются в отношениях связанных с британской короны. Также составной частью неписанной британской конституции док источники.Писанная часть конституции содержит различные документы нормативного характера:1) «Билль о правах» 1689г., который окончательно признал парламент законодательным органом,2) «Акт о соединении Шотландии» 1707г.,3) «Акт о престолонаследии» регламентирующий статус монарха,4) «Акт о палате общин» 1978г,5) «Акт о пэрах» 1963г.,6) «Хабеас корпус акт», запрещающий произвольные аресты, уст суд контроль за задержанными, предусматривал ответственность чиновников.7) и т.д.Великобритания имеет сложную унитарную форму государственного устройства, включая автономии с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах. В состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия + несколько островов. Великобритания владеет колониальными владениями. Все эти части различаются по этническим особенностям населения, по условиям быта. Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс автоматически пользуются административной автономией. Северная Ирландия обладает политической автономией. Графства поделены на округа. Шотландия разделена на регионы (области), каждый регион делиться на округа. Северная Ирландия делиться непосредственно на округа, каждый округ делиться на приходы или общины.2) Прецеденты – решения и принципы, сформулированные в конкретных делах. Они имеют большое значение для защиты индивидуальных прав.Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений.Принципы доктрины судебного прецедента:для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;суды (за исключением Палаты лордов) связаны своими собственными решениями;апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям; апелляционные суды не связаны собственными решениями, противоречащими более поздним решениям Палаты лордов;Судебный комитет Тайного совета не связан собственными решениями и решениями Палаты лордов.Обычаи и конституционные конвенционные нормы (т. е. соглашения) – политическая практика, представляющая собой правило или соглашение между политическими силами, которое в результате этого превращается в норму. Судебный прецедент[править | править исходный текст]Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.Конституционный обычай[править | править исходный текст]Регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

 

 

77.Парламент Великобритании: структура и правовое положение палат.

(2)Особенностью функционирования  брит парламента явл отсутствие  в государстве писанной конституции, поэтому многие нормы парламентской  жизни регулируются конституционными  соглашениями и правовыми обычаями, в основу парламентской деятельности закладываются два основных принципа: парламентское верховенство, принцип парламентарного (ответственного) правления. Брит парламент состоит из 2 палат: палата общин, палата Лордов. Неотъемлемой частью парламента явл монарх. Плата лордов формируется по наследственному принципу. Членство в данной палате обуславливается получением дворянского титула. Традиционно выделяют 4 основных видов членства:Духовные лорды – епископы, архиепископы англиканской церквиСудебные лорды – высшие судебные чиныНаследственные пэрыПожизненные пэры – получили титул за заслуги перед короной и имеют передавать свой титул по наследству.Палату лордов возглавляет лорд-канцлер, который получает свою должность внутри палатной выборной системы. Данное должностное лицо не входит в состав правительства. По традиции лорд-канцлер принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, что явл основной обязанностью спикера палаты общин.Компетенция палаты лордов:ЗаконодательныеКонтрольные (контроль над правительством)Судебные (палата лордов – высшая суд инстанция в Вел)Палата общин – выборный центральный орган. Срок полномочий 5 лет. Распущена может быть только монархом. Возглавляется спикером. Выборы проводятся по мажоритальной системе.Полномочия:Принятие законов, бюджетов.Парламентский контроль за деятельностью правительстваВотум недоверия правительствуСоставПарламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей, которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти . Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть — Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

78.Монарх Великобритании: особенности статуса.

(3)Статус монарха регулируется  «Актом о престолонаследии» и важнейшими судебными прецедентами. В стране закреплена кастильская система престолонаследия. Глава королевства – Елизавета II с 1952, явл 42 монархом по счету. Ее власть – номинальная. При Елизавете состоит Совет, который помогает ей управлять.Полномочия:Явл главой государства, имеет право назначать министров, главу кабинета, осущ руководство вооруж  силами, управление собственностью короны. Жаловать почетное звание, дворянские титулы и назначать членов палаты лордов.Законодательные полномочия. Имеет право подписи законопроектов, право абсолютного вето. Все акты исходящие от королевы проходят контрасигнации.Внешнеполитические. Право подписания международных договоров, право назначения дипломатических представителей.Судебные полномочия. Право помилования.

Монарх ВеликобританииСогласно доктрине монарх является главой государства и источником суверенитета, именно он занимает юридически первое о в системе государственных органов. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, согласно которой королевский трон монархии передается по старшему сыну бывшего монарха, а если сыновей нет, старшей дочери. С 1952 года престол занимает Елизавета II, принадлежащая к династии Виндзоров. Полномочия монарха подразделяются на две группы. Это ста­рые и прерогативные полномочия. Статутные полномочия '"оставлены монарху Парламентом, они регламентированы в принимаемых им актах. Парадокс состоит в том, что, являясь частью парламента, монарх не вправе посещать его заседания без специального разрешения. Из этого правила есть одно исключение. Оно связано с еще одной королев­ской прерогативой. Это прерогатива открытия ежегодной сессии парламента и выступления на совместном заседании палат с трон­ной речью, подготовленной премьер-министром. По сути, тронная речь королевы представляет собой программу правительства на предстоящий год. Королевской прерогативой является и санкцио­нирование законов, принятых палатами парламента. Формально монарх обладает также правом абсолютного вето, которое, одна­ко,  уже почти 300 лет не используется. Наконец, именно монарху принадлежит право роспуска нижней палаты парламента.Во взаимоотношениях с правительством королевская прерогатива охватывает право назначения Премьер-министра, а по его предложению — министров. Образованное Правительство действует от имени Короны. Судебные прерогативы монарха харак­теризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и поми­лование,  назначаются судьи,  возбуждаются и ведутся все уголовные дела. Монарх является главнокомандующим воору­женными силами страны, назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания, награждает знаками отли­чия. Внешнеполитические полномочия монарха определяются во многом тем, что он выступает главой Содружества. Наконец, специфика статуса британского монарха состоит в том, что он является главой государственной религии: главой англиканской церкви, а когда пересекает границу Шотландии — становится главой пресвитерианской церкви. Все акты, исходящие от Королевы, подлежат контрассигнации Премьер-министра.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"