Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
Форма государственного устройстваФРГ—федеративное государство, каждая
из земель которого имеет свконституцию,
парламент и правительство.Нормативная база местного
управления и самоуправленияМестное
управление в Германии принято называть
коммунальным. IВ основном законе ФРГ нет
специального раздела, посвященного административно-
Общины принимают решения по вопросам развития инфраструктуры, общинного транспорта, дорожного строительства, пожарной охраны, туризма, строительства жилья, детских садов, школ, дорог, больниц, содержания театров, библиотек, музеев, социальных и спортивных сооружений. Общины устанавливают размеры налогов, сборов и пр.Округа и города в ранге округов выполняют следующие функции:1) генеральное планирование строительства, городское планирование, окружное планирование, финансовое планирование;
2) в области образования и обслуживания населения: управление подготовительными школами, общеобразовательными курсами для взрослых, реальными училищами, общеобразовательными школами, средними школами, детскими садами, детскими площадками, спортивными сооружениями, системой водоснабжения и подачи тепла, местным транспортом, больницами, клиниками для умственно неполноценных, домами для престарелых, поддержание дорог, охрана водоемов, служба здоровья, театры, развлечения и др.;3) контрольные функции: выдача лицензий, дорожный контроль, контроль за загрязнением воздуха; контроль за продуктами питания, пожарная служба, ветеринарная служба, служба регистрации и межевания земель.Подавляющее большинство указанных функций входит в исключительную компетенцию местных органов округа, а часть из них находится в совместном ведении общин округа.
97.Конституция Российской Федерации 1993 г., общая характеристика.
(1)Коституция РФ принята 12 декабря 1993г и действует с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 №6 – ФКЗ и от 30.12.2008 №7 – ФКЗ.
Структура:ПреамбулаОсновная часть (9 глав): 1 – Основы конст строя, 2 – права и свободы человека и гражданина, 3 – федеральное устройство 4 – Президент РФ, 5- федеральное собрание 6 – Правительство РФ, 7 – суд власть, 8 – Местное самоуправление, 9 – Конституционные поправки и пересмотр КонституцииЗаключительные и переходные положения.Основные принципы конституционного строя России:Россия – федеративное правовое государство с респ формой правления (Ст.1. Конституции РФ)Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - многонациональный народРФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ (ст5)Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город фед значения, автономная область и т.д имеют свой устав и законодательство (ст5)Гос власть осущ а основе разделения властей (ст10)Признается идеологическое многообразие, полит многообразие, многопартийность (ст13)РФ – светское государство.Конституция РФ 1993 г.Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К исключительной компетенции федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом установила, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Конституция закрепляет основные обязанности граждан: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество.Конституция определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда. Устанавливается система органов прокуратуры.Конституция устанавливает законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.
98.Основы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
Вопрос 2. Конституционно-правовой статус Президента РФ
Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в Прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.
Конституционный статус главы государства предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающими президента ключевой фигурой во властных структурах государства.Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение Президента РФ такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.Особый статус главы государства проявляется в том, что он обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции), имеет свой штандарт, оригинал которого находится в его кабинете, а дубликат поднимается над его резиденцией, а также имеет такой символ, как Знак Президента РФ и специально изготовленный официальный текст Конституции. Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.Описание штандарта (флага) Президента Российской Федерации, порядок его использования установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.В соответствии с Конституцией (ст. 91) неприкосновенность Президент России означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном законом порядке. Особенностью конституционного статуса главы государства Конституцией (ст. 92, 93) является особый порядок прекращения его полномочий.В Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации (шестилетний срок), в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.2. В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции), издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.3. В области внешней политики, обороны и национальной безопасности Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.
99.Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовой статус.
Конституционно-правовой статус
Государственной Думы- это закрепленное Конституцией РФ и
иными источниками конституционного,
парламентского права положение ГД как
представительного и законодательного
органа государственной власти страны
в составе Федерального Собрания (парламента).
Этот статус характеризуется социально-политическим
назначение данного органа государственной
власти, его ролью, задачами и функциями,
порядком формирования и полномочиями,
внутренней структурой, взаимоотношениями
с иными органами государственной власти,
статусом его членов - депутатов и др. В
данной работе были рассмотрены лишь некоторые
асᴨȇкты конституционно-правового статуса
ГД.Важнейшая роль в процессе демократизации
российского общества принадлежит именно
парламенту - Федеральному Собранию Российской
Федерации и, прежде всего, его нижней
палате - Госдуме - как представительному
и законодательному органу власти. Она
является палатой Федерального Собрания,
главной функцией которого является осуществление
законодательной власти.Основной закон,
регулирующий деятельность ГД РФ - Конституция
РФ. Возглавляет её Председатель, также
в её состав входят Совет Госдумы, депутатские
объединения, комитеты и комиссии. Депутаты
обладают статусом неприкосновенности.Работа
в Госдуме представляет собой кропотливое
изучение предмета законопроекта, области,
в которой он будет реализовываться, практики
его исполнения. Государственная Дума
в Российской Федерации является палатой
Федерального Собрания, органом законодательной
власти. По Конституции Российской Федерации
1993 г.[2] Государственная Дума формируется
на основе прямых выборов и представляет
население страны в целом. В состав Государственной
Думы входят 450 депутатов, избираемых по
партийным спискам, на основе пропорциональной
избирательной системы, по единому федеральному
избирательному округу. федерального
конституционного закона, о принятии федерального
закона;- о согласии Президента Российской
Федерации на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации;-о
недоверии Правительству Российской Федерации;-
о доверии Правительству Российской Федерации;-
о назначении на должность и освобождении
от должности Председателя Центрального
банка Российской Федерации;- о назначении
на должность и освобождении от должности
Председателя Счетной палаты Российской
Федерации и половины состава ее аудиторов;Конституционно-
100.Совет Министров (Правительство) Российской Федерации.
Правительство в любом государстве является
высшим коллегиальным органом исполнительной
власти. Оно обладает наиболее важными
полномочиями исполнительно-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"