Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

92.Федеральное правительство Германии. Особенности правового положения федерального канцлера.

Федеральное правительство Германии - орган исполнительной власти, который осуществляет функции управления государством, координирует и контролирует работу всех министерств.Состоит из федерального канцлера и федеральных министров. Министры назначаются президентом по предложению канцлера и увольняются канцлером. Канцлер определяет основные направления федеральной политики.Федеральный канцлер выбирается Бундестагом (высший представительный орган ФРГ). Кандидатуру на данный пост предлагает президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг.Правительство находится в прямой зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность: Бундестаг может вынести вотум недоверия правительству в лице канцлера, что в конечном итоге приводит к отставке канцлера и правительства.

Особенности правового положения КанцлераПолномочия Федерального канцлера делятся на его полномочия внутри Правительства (внутренние) и по отношению к другим конституционным органам власти (внешние).К внутренним полномочиям канцлера относится право формирования кабинета и предоставляемое Основным законом ведущее положение по сравнению с компетентными министрами и кабинетом в целом. К этим полномочиям относятся:- право ходатайства перед Федеральным президентом о назначении и увольнении федеральных министров (ст. 64, абз. 4 Основного закона) и связанные с этим полномочия то созданию отдельных министерств, наделению их соответствующей компетенцией и разграничению сфер деятельности (§ 9 Регламента Федерального правительства);- выбор и назначение заместителя (ст. 69, абз. 1);- обращение к федеральному министру с просьбой продолжить исполнение обязанностей в случае окончания срока полномочий до назначения преемника (ст. 69, абз. 3);- определение основных направлений политики, процедуры ведения дел в правительстве и контроль за ними (ст. 65 Основного закона; § 1, абз. 1-2 Регламента Федерального правительства);- руководство делами Правительства (ст. 65). Важнейшие полномочия Федерального канцлера состоят в праве обращаться к Федеральному президенту с предложениями о назначении и увольнении федеральных министров (ст. 64, абз.1), основанном главным образом на идее внутреннего контроля в рамках Правительства.Выражением парламентской ответственности Федерального канцлера служат:- право созыва Бундестага и Объединенного комитета (ст. 39, абз. 3 Основного закона; § 8, абз. 2 Регламента Объединенного комитета);- право доступа на заседания Бундестага и Объединенного комитета и выступления там (ст. 43, абз. 2 Основного закона, § 11, абз. 2 Регламента Объединенного комитета);- право ходатайствовать о выражении Федеральному канцлеру вотума доверия (ст. 68, абз. 1 Основного закона).Единство руководства государством обеспечивается следующими полномочиями Федерального канцлера:- право контрассигнации (ст. 58 Основного закона);- информирование Федерального президента о своей политике и ведении дел федеральными министрами (§ 5 Регламента Федерального правительства).Обмену информацией между Правительством и причастным к полномочиям федерации Бундесратом служит право министров на доступ на заседания Бундесрата и выступление там (ст. 53 Основного закона).

 

 

93.Судебная система ФРГ.

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции -- Федерального конституционного суда и конституционных судов земель -- действуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (верховный суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовные, и они существуют. Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия (скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совещание (оно называется «сенат») из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.Каждая ветвь судебной власти (кроме конституционной юстиции имеет несколько инстанций: четыре инстанции у общих судов (участке вые суды как низшее звено, несколько земельных судов. Высший земельный суд и Федеральная судебная палата), три -- у остальных видов судов (кроме участковых).

Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Суда, работу второго сената -- вице-председатель. Избранные Бундестагом и Бундесратом судьи назначаются на должность Федеральным Президентом на 12 лет. Предельный срок пребывания судьи в должности - 68 лет.Полномочия Конституционного суда включают рассмотрение следующих категорий дел:а) о толковании Основного закона;б) споры о компетенции между Федерацией, причём в ФКС можно обращаться только после решения Бундесрата о нарушении землёй права и только оспаривая это решение;в) конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав;г) о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага);д) конституционные жалобы общин или объединений в связи с нарушением права на самоуправление;е) конституционные жалобы религиозных обществ, если их фундаментальное право на свободу вероисповедания было нарушено вторжением в сферу их автономии;Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда, а также судебных следователей, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, пять -- по уголовным делам и семь для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.).В компетенцию суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Под кассационным в ФРГ понимается обжалование (ревизия) приговора или решения суда по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела.[7; с.168]

 

94.Конституционный суд ФРГ: порядок формирования и компетенция.

СозданиеПредусмотрен Основным Законом ФРГ в 1949, сформирован в 1951. До постройки специального здания размещался во Дворце Принца Макса. Этот суд стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Он возник практически на пустом месте: никаких процедур пересмотра законов судом в Германии ранее не было.Конституционный суд изначально сосуществует с пятью ветвями судов специальной юрисдикции, возникшими ещё в традиции германского правового государства (Rechtstaat). Во главе этих ветвей стоят пять федеральных верховных судов. В начале 1950-х годов остальные судебные органы были в процессе реформирования, и, в отличие от нового Конституционного суда, над ними тяготел груз нацистского прошлого (см. Народная судебная палата (Третий рейх), Последующие Нюрнбергские процессы). Кроме того, в обстановке послевоенных реформ германского права одним из основных принципов новой системы было признание верховенства Конституции, и разработчкии реформы особенно рассчитывали на Конституционный суд как на главный механизм этого принципа. Соответственно, он был наделён полномочиями, более широкими, чем его австрийский и итальянский аналоги. Так, предусмотрена процедура, посредством которой частные лица могут подавать конституционную жалобу против окончательных решений специализированных судов. С 2002 года председателем Конституционного суда Германии был Ханс-Юрген Папир. С марта 2010 года им является Андреас Фоскуле.[1]Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Суда, работу второго сената -- вице-председатель. Избранные Бундестагом и Бундесратом судьи назначаются на должность Федеральным Президентом на 12 лет. Предельный срок пребывания судьи в должности - 68 лет.Полномочия Конституционного суда включают рассмотрение следующих категорий дел:а) о толковании Основного закона;б) споры о компетенции между Федерацией, причём в ФКС можно обращаться только после решения Бундесрата о нарушении землёй права и только оспаривая это решение;в) конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав;г) о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага);д) конституционные жалобы общин или объединений в связи с нарушением права на самоуправление;е) конституционные жалобы религиозных обществ, если их фундаментальное право на свободу вероисповедания было нарушено вторжением в сферу их автономии;е) об утрате и лишении граждан основных прав; об антиконституционности политических партий;ж) об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, представленным Бундестагом и Бундесратом; о жалобах на решения Бундестага, касающихся действительности выборов, приобретения или утраты членства депутатом Бундестага; о перемещении или увольнении судей, нарушивших свои служебные обязанности. [6; с.47]

95.Германская федерация.

^ 90. Федерация ФРГ.Прежде всего  следует сказать, что федерация — традици­онная для Германии форма государственного устройства. Герма­ния как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны располагались десятки независимых государств. После объедине­ния в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им были сохранены некоторые атрибуты государственности. Веймарская республика сохранила федеративную организацию государства. 12 лет гитлеровской уни­фикации и централизации серьезно подорвали, но не смогли пол­ностью уничтожить традиции регионализма, тем более что их поддержание препятствовало антидемократическим тенденциям в строительстве новой германской государственности.Германия сегодня — это конститутивная федерация, т. е. фе­дерация, основанная конституции, а не на союзном или феде­ративном договоре между ее субъектами. Хотя после 1945 г. земли как государственные образования появились раньше, чем образо­валась ФРГ, создание последней явилось не результатом догово­ра или иного соглашения земель, а следствием принятия Основ­ного закона, вступление в силу которого и означало рождение нового государства. В конституции ФРГ нет специального раздела о федеративном устройстве, соответствующие положения можно найти в Преамбуле и практически в каждой главе Основного за­кона. В конституции нашли закрепление принципы взаимоотно­шений Федерации и ее субъектов, а также основы разграничения компетенции между ними. Согласно ч. 3 ст. 79 деление Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве, а также сам принцип федерализма не могут быть отменены даже в случае пересмотра конституции. В конституции закрепляется так­же перечень земель, образующих германскую Федерацию.Германская Федерация построена по территориальному прин­ципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме земель в составе ФРГ нет. Подавляющее боль­шинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего об­щего с исторически самостоятельными германскими государствами.Исключение составляют Бавария и Саксония, история кото­рых как самостоятельных государств насчитывает не одно столе­тие, а также ганзейские города Бремен и Гамбург, имеющие в прошлом статус свободных ("вольных") имперских городов. По своим объективным характеристикам (размер территории, численность населения, экономические показатели и др.) земли сильно раз­нятся, однако в конституционно-правовом отношении они равно­правны.Конституционный статус земель в Основном законе не опре­делен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из тек­ста Ос: овного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли нельзя считать государствами в общепринятом значении этого сло­ва, это скорее особые государственные образования, самостоя­тельность которых ограничена федеральной конституцией. Сказан­ное подтверждается тем, что конституционный строй земель дол­жен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная конституция не предусматривает права сецессии, существует воз­можность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей.Взаимоотношения Федерации и земель строятся на основе следующих ключевых положений: во-первых, как уже отмеча­лось, конституционный строй земель должен соответствовать ос­новным принципам республиканского, демократического и соци­ального правового государства в духе Основного закона (ч. 1 ст. 28); во-вторых, закрепляется презумпция компетенции земель (осу­ществление государственных полномочий и решение государствен­ных задач относится к ведению земель, если Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования, — ст. 30), одновременно закрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст. 31); в-третьих, устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35); в-четвертых, на всей территории Федерации должен быть обеспечен единый уро­вень жизни (п. 2 ч. 3 ст. 106), каждый немец в любой земле имеет равные права и обязанности (ст. 33), в федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель. В остальных ведомствах Федерации сотрудники дол­жны, как правило, набираться из той земли, в которой действуют эти учреждения (ч.1 ст. 36).Разграничение компетенции между Федерацией и землямиЕсли кратко обрисовать фактическое разграничение компе­тенции между Федерацией и землями, то можно сделать вывод, что в сфере законодательной компетенции доминирует Федера­ция, а в сфере управления и правосудия — земли.В сфере законодательной компетенции различаются:• исключительная компетенция федерального законодателя;• конкурирующая компетенция Федерации и земель

• компетенция по принятию основ федерального законодатель­ства (то, что в Российской Федерации относится к совмест­ной компетенции Федерации и ее субъектов);• исключительная компетенция земельного законодателяВ исключительном ведении Федерации находятся внешние сношения, оборона ибезопасность, регулирование отношений по поводу свободы передвижения и выбора места жительства, пас­портизация, иммиграция, финансовое и валютное регулирова­ние, денежная эмиссия, федеральный, железнодорожный и воз­душный транспорт, информация и связь, федеральная государ­ственная служба, охрана промышленной собственности, авторское и издательское право, таможенное регулирование и некоторые другие (ст. 73). В сфере исключительной компетенции федераль­ного законодателя законы могут приниматься только на уровне Федерации.Федерация вправе принимать основы законодательства, ре­гулирующие правовое положение должностных лиц, которые со­стоят на государственной службе в органах земель, муниципали­тетах и других органах местного самоуправления, а также устанавливающие общие принципы организации и функционирования высшей школы, прессы и кинематографии, охраны природы, зем­леустройства и водопользования, службы регистрации и инфор­мации, охотничьего хозяйства. Землям предоставлено право конкретизации основ законодательства. На практике основы столь полно и подробно регулируют эти отношения, что никакой конк­ретизации просто не требуется.Все, что не относится к исключительной компетенции Феде­рации, к конкурирующей компетенции и к основам законодатель­ства, входит в исключительную компетенцию земель. В ведении земель прежде всего находятся:

96.Муниципальная система ФРГ.

Смешанная модель (Германия, Австрия, Япония) имеет сходства как с европейской (континентальной), так и с англосаксонской, обладая при этом своими собственными специфическими чертами. Так, например, в Германии бургомистры и ландраты имеют двойной статус — органа местного самоуправления и низового звена исполнительной государственной власти.Губернатор японской префектуры, избираемый местным населением и считающийся главой местной власти, выполняет целый ряд общегосударственных функций.Следует иметь ввиду, что в современных демократических государствах происходит сближение муниципальных систем (англосаксонской и континентальной), однако сочетание в них местного (государственного) управления и местного самоуправления остается, независимо от того, присутствует ли представитель центральной власти на местах или местное самоуправление осуществляется выборными органами власти. В любом случае в той или иной стране местное самоуправление осуществляется на основании собственных полномочий в интересах местного населения, тогда как местное управление функционирует в рамках обязательных или делегированных полномочий для удовлетворения государственного интересаСм. подробнее: Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект. 2006. — С. 3—40)..Таким образом, можно говорить о превалировании именно смешанной модели местного самоуправления. Форма правления и организация власти на разных уровняхФРГ—парламентская республика. Глава государства — федеральный президент. Вся полнота исполнительной власти принад­лежит федеральному канцлеру и правительству. Верховным зако­нодательным органом ФРГ является бундестаг (парламент), из­бираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, остальные—по партийным спискам, выставляемым в каждой земле. В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по спискам или проведшие трех депутатов по избирательным ок­ругам. Интересы земель представляет бундесрат, где каждая земля располагает минимумом 3, но не более 6 местами (в зависимости от численности населения).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"