Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств - участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.

Главное управление международно-правового сотрудничества

Основными задачами Главного управления являются:

1. Организация выполнения обязательств  и реализации прав, вытекающих  из международных договоров и  законодательства РФ по вопросам  выдачи и правовой помощи по  уголовным делам, а также по  другим вопросам международного  сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

2. Организация сотрудничества Генеральной  прокуратуры с международными  органами и организациями, а также  органами, организациями и учреждениями  иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры.

3. Участие в нормотворческой  деятельности, в т.ч. в подготовке  проектов международных договоров  и нормативных правовых актов  по вопросам выдачи, правовой  помощи по уголовным делам  и другим вопросам борьбы с  преступностью.

4. Координация деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества.

В Главное управление входят следующие структурные подразделения:

управление экстрадиции в составе четырех отделов;

управление правовой помощи в составе трех отделов;

управление международного права в составе двух отделов;

отдел документационного обеспечения.

Основные функции управления экстрадиции:

  1. организует подготовку и направление иностранным государствам запросов о выдаче в РФ лиц для привлечения их к уголовной ответственности либо для исполнения приговора, а также рассматривает запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц, находящихся на территории России, для привлечения к уголовной ответственности либо для исполнения приговора;
  2. рассматривает поступившие из-за рубежа обращения и готовит запросы в компетентные органы иностранных государств о передаче лиц, совершивших общественно опасные деяния, для дальнейшего прохождения принудительного лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, а также организовывает рассмотрение обращений и принятие решений о передаче таких лиц, для прохождения принудительного лечения в иностранных государствах.

Управление правовой помощи осуществляет следующие основные функции:

  1. организует подготовку и направление компетентным органам иностранных государств следственных поручений по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных органов РФ, а также рассматривает запросы иностранных государств о производстве следственных действий на территории РФ и организует их исполнение;
  2. организует подготовку и направление в иностранные государства запросов об уголовном преследовании лиц, совершивших преступления на территории РФ, а также по запросам иностранных государств обеспечивает рассмотрение иностранных запросов об уголовном преследовании в Российской Федерации лиц, совершивших преступления за рубежом.

Основные функции управления международного права:

  1. обеспечивает сотрудничество и взаимодействие Генеральной прокуратуры с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры, в т. ч. организует участие представителей российской прокуратуры в международных мероприятиях, проводимых в РФ и за рубежом;
  2. участвует в нормотворческой деятельности, в том числе в разработке проектов международных договоров по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры, а также нормативных правовых актов по указанным вопросам;
  3. обеспечивает разработку и подписание соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве Генеральной прокуратуры с соответствующими органами других государств и международными органами и организациями.
 

47. Прокурорский надзор за законностью  применения административных наказаний

В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по  делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении  дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять  ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление  по делу об административном  правонарушении независимо от  участия в деле, а также совершать  иные предусмотренные Федеральным  законом действия;

4) прокурор извещается о месте  и времени рассмотрения дела  об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а  также дела об административном  правонарушении, возбужденном по  инициативе прокурора.

В КоАП РФ указан исчерпывающий перечень, в соответствии с которым непосредственно прокурором и только им возбуждаются дела об административных правонарушениях:

1) нарушение права гражданина  на ознакомление со списком  избирателей, участников референдума;

2) принуждение к участию или  отказу от участия в забастовке;

3) незаконное ограничение прав  на управление транспортным средством  и его эксплуатацию;

4) разглашение информации с ограниченным  доступом и т. д.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и действующего законодательства на территории РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Задачи при осуществлении надзора:

1) целенаправленное и эффективное  осуществление надзора за органами  и должностными лицами, наделенными  административной юрисдикцией;

2) привлечение лиц, виновных в  нарушениях законодательства, к  ответственности;

3) выявление причин и условий  способствующих правонарушениям, а  также принятие мер к их  устранению;

4) своевременное выявление законов  и иных правовых актов, противоречащих требованиям КоАП РФ, Конституции РФ и федеральному законодательству.

Для предотвращения правонарушений прокуроры должны обеспечивать тщательное изучение КоАП РФ всеми работниками прокуратур, полный учет всех государственных органов и должностных лиц, наделенных административной юрисдикцией, регулярный сбор данных о совершенных административных правонарушениях, проводить обобщение и анализировать правонарушения на определенных территориях.

Основания для проведения проверок: сообщения средств массовой информации, которые содержат данные, указывающие на административные правонарушения, заявления, обращения, жалобы граждан и юридических лиц, материалы и документы органов власти, общественных объединений, собственника имущества унитарного предприятия, кредитора и т. д

 

48. Поддержание прокурором государственного  обвинения в судах первой инстанции. Особенности поддержания обвинения  в суде присяжных

Сущность и значение функции поддержания государственного обвинения. Установление в законе положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом обусловливает выделение судебного разбирательства в качестве центральной стадии уголовного судопроизводства, а участие прокурора в судебном заседании является одним из важнейших участков его деятельности.

Уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, районным судом, судом уровня субъекта РФ и Верховным судом РФ в зависимости от подсудности.

УПК РФ устанавливает обязательное участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбужденно следователем или дознавателем с согласия прокурора.

Государственный обвинитель - поддерживает от имени государства обвинение в суде по уголовному делу, должностное лицо органа прокуратуры. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.

Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве - необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности. Освобождение суда от обвинительной функции связано с возложением ответственности за доказывание обвинения на прокурора.

Поддержание государственного обвинения в суде должно быть объективным, предполагающим выявление как уличающих, так и оправдывающих подсудимого обстоятельств.

Особенности участия прокурора в суде присяжных

Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, но с учетом своих особенностей.

На подготовительной стадии судебного заседания прокурор должен проверить, правильно ли производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, вручены ли данным кандидатам извещения в срок, установленный процессуальным законом. После доклада о явке в суд присяжных заседателей стороны могут заявить немотивированный отвод, причем дважды, первым его заявляет государственный обвинитель, который согласовывает собственную позицию с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя, т. е. прокурора, и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. После проведения судебного следствия стороны переходят к прениям сторон, в которых первым выступает государственный обвинитель. В своей обвинительной речи прокурор должен убедить присяжных заседателей, что данное преступление имело место, что подсудимый имеет отношение к данному преступлению и не заслуживает снисхождения. После прений сторон суд переходит к репликам сторон и последнему слову подсудимого, по окончании которых председательствующий произносит напутственное слово присяжным заседателям, разъясняет им суть поставленных перед ними вопросов, и присяжные удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта. После тайного голосования старшина провозглашает вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ закреплено, что если вынесен оправдательный вердикт, то он обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора, а если обвинительный вердикт, то он так же обязателен для председательствующего, но это не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано, участие подсудимого в совершении преступления то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке

 

49. Формы прокурорского реагирования  на выявленные нарушения в  местах лишения свободы

  • Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в надзоре за тем, чтобы:
    1. вступившие в законную силу приговоры своевременно и правильно обращались к исполнению;
    2. обращенные к исполнению приговоры приводились в исполнение в строгом соответствии с законом;
    3. содержание осужденных производилось не иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом;
    4. соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания;
    5. обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных;
    6. исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении и досрочном освобождении по болезни;
    7. исполнялись требования закона при исполнении приговоров, решений судебными приставами-исполнителями.
    8. Приказ Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 года " О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" – не действует

    Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"