Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы – попытка рассмотреть процессы совершенствования системы информационного обеспечения управления. Для раскрытия темы необходимо определить и решить круг вопросов:
- выявить роль и значение информации в процессах управления;
- охарактеризовать и привести классификацию информационных систем в управлении;
- раскрыть особенности информационного обеспечения государственных органов власти;
- определить негативные тенденции развития системы информационного обеспечения государственного управления в России;
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Сущность, значение и роль системы информационного
обеспечения управления
1.1. Роль и значение информации в процессах управления …………. 5
1.2. . Характеристика и классификация
информационных систем в управлении …………………………….. 11
1.3. Особенности информационного обеспечения
государственных органов власти ……………………………………. 17
Глава 2. Анализ и проблемы организации информационного
обеспечения управления
2.1. Негативные тенденции развития системы информационного
обеспечения государственного управления в России ………………. 22
2.2. Анализ деятельности Управления информационного
и документационного обеспечения Президента РФ ……………….. 26
Глава 3. Перспективные направления совершенствования
информационного обеспечения управления
3.1. Перспективы построения эффективной системы
информирования персонала …………………………………………. 32
3.2. Повышение информационной компетентности
государственных служащих ………………………………………… 36
3.3. Обеспечение информационной безопасности организации …… 40
Заключение …………………………………………………………….. 43
Список использованной литературы……………
В первую очередь персонал необходимо информировать о следующем:
- о стратегии и перспективах развития организации, ее миссии, долгосрочных и краткосрочных целях;
- о корпоративных ценностях;
- об имидже, который организация стремится создать себе на рынке;
- о всех значимых событиях в жизни организации (победы в конкурсах, присуждение премий, оценки влиятельных лиц);
- о достижениях компании (достижение определенных объемов продаж, количества клиентов, завоевание определенной доли рынка, выход на другие рынки, выпуск новых продуктов, развитие сети и т.д.);
- о кадровых перемещениях (основные назначения и увольнения);
- о персонале (возможность обучения и его итоги, внутренние конкурсы на замещение вакантных мест, критерии и итоги аттестаций, показатели и критерии стимулирования и т.д.);
- о социальных гарантиях персонала и возможностях их получения;
- о внутренней распорядительной документации;
- о нововведениях и их предварительном обсуждении (возможность вносить предложения до принятия окончательного решения);
- о маркетинговой информации (характеристики клиентов, конкурентов, ситуация на рынке);
- о регламентирующих документах (документально и неформально закрепленные правила и процедуры, нормативные документы, должностные инструкции, полномочия и т.д.);
- и другая информация в зависимости от специфики организации.
Эффективная система информирования предполагает построение оптимальных каналов распространения информации, создание правил работы с информацией, контроль соблюдения этих правил, а также разработку и осуществление мероприятий по соблюдению правил работы с информацией. Если система обеспечивает своевременное и без искажения получение информации персоналом, информация не теряется, то это можно считать дополнительным конкурентным преимуществом компании на рынке.
Сотрудники должны верить тому, что информация, которую они получают, точная и отражает самый высокий уровень знания и мышления и их компании. Это особенно важно в отношении информации, распространяемой в организации по иерархии снизу вверх.
Эффективная система информирования предполагает двустороннюю связь. С одной стороны, руководство информирует персонал, а с другой - получает информацию от сотрудников. В процессе работы обмен информацией осуществляется еще и непосредственно между сотрудниками компании и ее подразделениями. Для того чтобы люди могли обмениваться друг с другом информацией, особенно информацией негативного характера, нужна культура общения с высоким уровнем доверия. Недоверие препятствует обмену информацией из-за опасения возможных последствий.
Руководителю следует получать от сотрудников следующую информацию:
- О текущем состоянии дел. Когда руководителем не ведется учет раздаваемых поручений, есть большая вероятность что-то забыть, не проконтролировать. Регулярные отчеты сотрудников о проделанной работе помогают руководителю вести контроль.
- Мнения по изменению установленного порядка деятельности. Интересуясь мнениями сотрудников, с одной стороны, руководитель получает ценную информацию, а с другой стороны, привлекает персонал к управлению компанией, усиливает вовлеченность, формирует чувство причастности к организации.
- Отношения к нововведениям. Анализ предложений и ожиданий сотрудников от нововведений, учтенные в программах их внедрения, помогают уменьшить неизбежное сопротивление.
- Экспертное мнение по разным вопросам. Эта информация помогает руководителю принимать решения и привлекать сотрудников к управлению компанией. Например, руководитель, чтобы принять решение о прохождении новым сотрудником испытательного срока, может попросить некоторых своих подчиненных оценить новичка, написать плюсы и минусы его работы. Проблемы здесь могут возникнуть, если руководитель перекладывает ответственность за принятие решения на специалистов, с которыми он советуется.
Таковы перспективные направления построения эффективной системы
информирования персонала.
3.2. Повышение информационной компетентности
государственных служащих
Процессы информатизации, которые протекают в государстве и обществе, самым непосредственным образом затрагивают и сферу государственной службы. В силу развития процессов информатизации публичного управления государственные служащие вовлечены в целую систему информационных правоотношений, поэтому представить себе их контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность без получения и использования соответствующей информации практически невозможно. С учетом этого в современный период представляется необходимой разработка новой модели административно-правового регулирования информационных правоотношений в системе государственной службы, которая учитывала бы принципиально новые проблемы глобальной информатизации современного общества.[19]
Так например, в настоящее время информационное обеспечение государственной гражданской службы нуждается в совершенствовании, особенно это касается вопросов информационного обмена как в системе государственной службы в целом, так и в системе государственной гражданской службы в частности.
В настоящее время назрела объективная необходимость пересмотра многих устоявшихся положений относительно информационного обеспечения и информационной открытости государственной гражданской службы, а также внедрения в систему государственно-служебных отношений современных информационных технологий и методов работы с информацией. Новые информационные технологии позволили бы оптимизировать служебную деятельность государственных служащих, а также минимизировать их неоправданные временные затраты на получение, обработку и использование полученной служебной и иной социально значимой информации. Совершенствование информационного обеспечения государственной гражданской службы позволило бы гражданам, институтам гражданского общества, а также самим служащим иметь больше возможностей для получения информации о государственной гражданской службе, которая реализуется в различных министерствах и ведомствах.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.
Несмотря на то что информационные технологии играют важную роль в управленческой деятельности, отдельные государственные служащие относятся к их использованию и освоению с определенным пренебрежением.
В этой связи не случайно Президент России на заседании Президиума Государственного Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации заявил, что в России не должно оставаться чиновников, не владеющих компьютером. В связи с этим особого внимания заслуживает Закон Франции от 24 ноября 2009 г. «О профессиональной ориентации и подготовке в течение всей жизни».[20]
В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров, на основе которой осуществляются:
- определение требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих;
- внедрение унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников;
- развитие инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих на базе высших учебных заведений;
- разработка и финансирование программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;
- профессиональное обучение и сертификация персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;
- улучшение материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение рабочих мест государственных служащих современной вычислительной техникой, создание в федеральных органах государственной власти учебных компьютерных классов, внедрение технологий дистанционного обучения;
- информирование государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий;
- создание системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти и управления, а также их служащих являются:
- достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;
- создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информации;
- учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
Современный государственный служащий любого уровня должен ежечасно, ежеминутно быть готов к ситуации мобильного, компетентного реагирования на обращения граждан, организаций, что предполагает профессионализм и высокий уровень информационной компетентности.
Что бы ни говорили сегодня о недостаточности финансирования процессов информатизации государственных органов власти и проблемах, связанных с их оснащением компьютерной техникой и доступом к сети Интернет, а также прочих преградах на пути ломки сложившихся в предыдущие годы стереотипов взаимоотношений властно-управленческих структур и граждан, организаций, основной камень преткновения информационного развития государственной сферы - это информационная компетентность государственных служащих.
Недостаточный уровень информационной компетентности государственных служащих становится естественной причиной неэффективности государственной службы в плане взаимодействия этого института с гражданами, медленных темпов смены сложившегося забюрократизированного стиля управления. От повышения уровня компетентности государственных служащих сегодня также напрямую зависит эффективность проводимых административных реформ и оптимизация в этой связи административных процессов.
3.3. Обеспечение информационной безопасности организации
Обеспечение информационной безопасности организации является одним из приоритетных направлений деятельности администрации компании в настоящее время. Очевидно, что надежность защиты информации напрямую зависит от ее ценности. Для защиты информации компании требуется комплекс мер, образующих систему.
Правовой элемент является обязательным для любого типа организации и для любой даже самой простой системы защиты информации. При его отсутствии организация не сможет должным образом защитить конфиденциальную информацию, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в ее разглашении и утрате. Правовой элемент, то есть меры юридического характера, направлен в основном на надлежащее оформление документов, а также на грамотную работу с персоналом организации, поскольку в основе системы защиты информации лежит человеческий фактор. Вообще, в решении проблемы информационной безопасности организации значительное место занимает выбор эффективных методов работы с персоналом, а вопросы управления персоналом включаются в число главных при обеспечении безопасности информации.[21]
В деле защиты конфиденциальной информации организации от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Необходимо внедрять такую систему управления персоналом, которая бы помогала в деле обеспечения информационной безопасности, играла профилактическую роль по отношению к указанным угрозам. Мотивация сотрудников при разглашении конфиденциальной информации может быть различна. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.
Для того чтобы защитить информацию, нередко при заключении трудового договора от сотрудника требуется соблюдение такого условия, как неразглашение коммерческой тайны организации. Помимо условий о коммерческой тайне в трудовом договоре не исключена и возможность подписания отдельного документа о защите информации, составляющей коммерческую тайну, что по своей сути является логическим завершением юридического оформления защиты информации на уровне хозяйствующего субъекта.[22]
Так, в организации может существовать локальный нормативный акт, посвященный коммерческой тайне, - положение о коммерческой тайне (далее - Положение). Принимая на работу сотрудника, который будет иметь доступ к закрытой информации, работодатель должен под расписку ознакомить его с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими непосредственное отношение к трудовой функции данного работника (ст. 68 Трудового кодекса РФ; ст.11 Закона о коммерческой тайне), в том числе с Положением. Оно может содержать перечень конфиденциальных сведений, который устанавливает руководитель исходя из специфики работы компании. То есть работник должен быть ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, а также с установленным режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение.