Разработка годового плана экономического развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - постановка и решение конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития Абинского кирпичного завода.
Предметом исследования является Абинский кирпичный завод.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить выработку кирпича на текущий проектируемый год. Во-вторых, рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий. В-третьих, разработать организационно-технические мероприятия по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы. В четвертых, обосновать и рассчитать плановые показатели.

Содержание

Введение 5
1 Планирование: сущность, технология, организация и методы
планирования на предприятии 7
1.1Сущность, организация и методы планирования 7
1.2 Виды планирования и система планов предприятия 11
1.3 Текущее планирование на предприятии 15
2 Разработка годового плана экономического развития Абинского
кирпичного завода 20
2.1 Краткие сведения о предприятии 20
2.2 Планирование технического и организационного развития 22
2.3 Планирование производственной программы предприятия 29
2.4 Планирование материального обеспечения производством 34
2.5 Планирование труда и заработной платы 36
2.6 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 43
2.7 Планирование социального развития коллектива 50
2.8 Планирование мероприятий по охране природы и рациональному
использованию ресурсов 53
3 Сводные показатели проекта плана экономического развития
предприятия 56
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 67

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_po_planirovaniyu.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются  все остальные части общего плана  предприятия и его подразделений (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1 - Укрупненная структура плана деятельности

                                предприятия

 

Существует  несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.

Балансовый  метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические  модели зависимости показателей  на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению  с основными факторами, подготовить  несколько вариантов плана и  выбрать оптимальный.

Расчетно-аналитический  метод используется для расчета  показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый  количественный уровень. В рамках этого  метода определяется базисный уровень  основных показателей плана и  их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Программно-целевые  методы позволяют составлять план в  виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель– стратегические и тактические цели – программы работ) составляется граф типа «дерево целей» – исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею [9,с.78].

 

 

 

1.2 Виды  планирования и система планов  предприятия

 

 

 

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают  долгосрочное (перспективное), среднесрочное (текущее) и краткосрочное (оперативно-производственное) планирование.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование [1,с.48].

Долгосрочный  план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование (рисунок 2) [10,с.48].

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Виды планирования

Формулировка  стратегических, тактических и текущих  целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования. Основные параметры и показатели по видам планирования показаны в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Основные показатели по видам планирования

Основные параметры  планирования

Виды планирования

Долгосрочное (стратегическое)

Среднесрочное

Текущее

Оперативно-производственное

Номенклатура

Наименование  продукта (услуг)

Перечень важнейшей  номенклатуры продукции

Перечень и  количество всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции

Сумма затрат

Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и  пооперационные нормы расходования ресурсов по видам

Сроки исполнения

Ориентировочные сроки исполнения

Календарные сроки  исполнения

Точно установленные  сроки исполнения

Почасовые и  суточные графики исполнения

Ответственные исполнители

Ответственные исполнители без, указания соисполнителей

Ответственные исполнители и соисполнители  по этапам и видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ  и номенклатуре продукции

Подетальное распределение  работ среди исполнителей

Эффективность

Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат

Превышение  дохода над расходами (прибыль)

Сумма чистого  дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре


 

Система планов предприятия. С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:

  1. стратегический план – долговременный план, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;
  2. долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
  3. текущие планы – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании;
  4. оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
  5. инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых производственных мощностей. Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий;
  6. бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности [5,с.67].

 

 

 

 

1.3 Текущее планирование на предприятии

 

 

Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность фирме определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.  

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

    1. плана движения денежных средств;
    2. плана отчета о прибылях и убытках;
    3. плана бухгалтерского баланса.

Основной целью  построения этих документов является оценка финансового положения фирмы  на конец планируемого периода. Текущий  финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

    • финансовую стратегию фирмы;
    • результаты финансового анализа за предшествующий период;
    • планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
    • систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
    • действующую систему налогообложения;
    • действующую систему норм амортизационных отчислений;
    • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. [7,с.67].

Для составления  финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки фирмы. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен в форме таблицы.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.

Особое внимание при составлении плана отчета о прибылях и убытках уделяется  определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год. Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:

    • себестоимости сравнимой продукции;
    • цен на реализуемую фирмой продукцию;
    • цен на покупные материалы и комплектующие;
    • оценки основных средств и капиталовложений фирмы;
    • оплаты труда работников фирмы.

Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений [3,с.67].

Правильно определить плановую сумму амортизационных  отчислений для фирмы достаточно важно в силу того, что она является частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.

Планирование  затрат по центрам ответственности осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя:

    • размерность центра ответственности, т.е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат;
    • размерность производственной программы, т.е. указание цели возникновения данной статьи затрат;
    • размерность элемента затрат, т.е. указание вида используемых ресурсов.

В итоге при  суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.

Далее разрабатывается  план движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности фирмы [7,с.167].

Информация о работе Разработка годового плана экономического развития предприятия