Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И МАШИНОВЕДЕНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнил студент группы 554
Рафиков Ильнар Фаритович
_____________________
подпись
Научный руководитель:
к. п. н., доцент О.В. Шатунова
_____________________
подпись
ВКР допущена к защите ВКР защищена
«___»___________2010 г. «___»_________________2010 г.
Зав. кафедрой____________
________________________
Ф.И.О.
________________________
подпись
ЕЛАБУГА 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Содержание образовательной области «Технология» как составная часть общего образования вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору на основе самоопределения профессии, дальнейшего пути получения профессионального образования. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, физико-математическим и естественным компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности школьников.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуальное обучение и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и коопераций старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Именно профильное обучение
школьников позволит наиболее полно
учитывать интересы, способности
и потребности учащихся, создавать
условия для обучения в соответствии
с их профессиональными и образовате
Профильное обучение в 10–11-х классах и предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов – новые аспекты деятельности для педагогов, психологов и администрации средней школы. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе.
Предпрофильная подготовка позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
В современных условиях предпрофильную подготовку в школе следует проводить, ориентируясь на решении таких сложных образовательных задач, как получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (например, учащихся коррекционных классов и школ, девушек классов социально-экономического профиля обучения и др.); выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и общественностью микрорайона, города, региона.
Учитывая важность проблемы организации предпрофильной подготовки школьников, мы выбрали следующую тему нашего исследования – «Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии».
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс предпрофильной подготовки школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы работы по организации предпрофильной подготовки учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую базу исследования составляют личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход к познанию и преобразованию педагогической деятельности, отраженный в работах по проблеме содержания образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); основные положения концепции профильного обучения (А.Г. Каспаржак, П.С. Лернер, Л.Н. Серебренников, С.Н. Чистякова и др.); труды ученых по профессиональной ориентации Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Серебренникова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.
Методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта деятельности образовательных учреждений по организации предпрофильной подготовки школьников; наблюдение, опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания урока технологии на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» для учащихся 8-х классов, а также в подготовке справочно-методического пособия «Мир профессий: от А до Я», которое можно использовать для оказания помощи учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (43 источника).
Профильное обучение
в 10–11-х классах и
Определим основные понятия, использующиеся в профильном обучении.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы [11, с. 3].
Профильное обучение
направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. При этом существенно
расширяются возможности
Само понятие предпрофильной подготовки также является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения. Ранее, на фазе общественно-профессиональных обсуждений проекта Концепции, отдельные специалисты высказывались, что введение профильного обучения в 10–11-х классах не должно никак затрагивать основную школу, что профильное обучение может состояться «само собой», то есть без проведения системной подготовительной работы в конце основной школы и фактического включения основной школы в процесс профилизации [27, с. 127].
Однако эта точка зрения не нашла поддержки. Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору – в предстоящих условиях более вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в унифицированной традиционной школе сегодня – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
На сегодня здесь достигнут существенный прогресс. Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое понятие и, во-вторых, получает широкую и интенсивную экспериментальную апробацию. Сейчас уже можно дать ее следующее общее определение. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [11]. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по существу, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что наше общество в будущем получит хорошего специалиста, знатока своего дела [18, с. 7].
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе.
Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии