Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Уже в 9-м классе учащийся должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-м классе в своей школе и системой профессионального образования, то теперь по окончании основной школы нормой становится переход из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников должна значительно повыситься.
В работе С.А. Писаревой отмечается, что «предпрофильная подготовка является чрезвычайно важным элементом целостной системы профильного обучения, так как подготовка учащихся к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения многократно снижает риски неудовлетворенности учащихся образованием» [20, с. 47].
Можно также сказать, что предпрофильная подготовка учащихся — это условное название планируемого комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам 9-х классов приблизительно определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе. Если профильная школа характеризуется диверсификацией учебных планов, разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18–20 часов (по выбору учащихся). Прототипом этих предпрофильных курсов можно считать теперь уже позабытые факультативные курсы, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам.
В Концепции [11] подчеркивается, что основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (и его семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» [5].
Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но эта ошибка легко исправима, ибо поможет им более точно выбрать профиль в старшей школе. Таким образом, в профильном обучении изменяется весь учебный план, а в предпрофильной подготовке к стандартному, базовому учебному плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов.
Исходя из анализа
действующих учебных планов и
минимально необходимых объемов
предпрофильной подготовки, базовый
минимальный объем
Из имеющихся в базовом варианте 100 часов предполагается большую часть времени (ориентировочно 2 часа в неделю) отводить на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание и форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. На курсы по выбору отводится примерно 70 часов.
Треть объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30–35 часов за год, предлагается отводить на информационную работу (не менее половины этого времени — на знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др.), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников. Значительная часть такой работы ложится на плечи классного руководителя.
Обозначим некоторые аспекты возможных вариантов организации предпрофильной подготовки [13; 16; 21].
Все более актуальной видится проблема сетевой организации профильного обучения и, соответственно, учет этого при организации предпрофильной подготовки. Следующие обстоятельства играют здесь важную роль.
Предпрофильная подготовка — это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Чтобы ориентировать в каждом городе или районе на профильные классы и школы, нужно их иметь. В условиях все более широкого развертывания профильных форм старшей школы необходимой становится работа по проектированию всей сети учреждений старшего звена на каждой территории. Упрощенно говоря, педагогам и воспитателям следует ориентировать детей не на статичную совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая сама в этом процессе динамично будет меняться.
Здесь очень важно, что, согласно Концепции, решение о введении профильного обучения в той или иной школе принимает учредитель (по представлению администрации школы, согласованному с органом ее самоуправления). Тем самым учредитель должен будет принимать то или иное решение в отношении конкретной школы, руководствуясь не только собственно ее характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база в первую очередь), но и своим видением, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.
Определенные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и, например, в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физико-математической школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно. Образование старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и распределяется по нескольким. Оно по-прежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельная школа «монополию на ученика» при этом уже утрачивает.
Имеются и иные серьезные идеи относительно моделей организации предпрофильной подготовки. Так, на Федеральном координационном совете по общему образованию (17 июня 2003 г.) многие члены совета говорили о необходимости более раннего начала предпрофильной подготовки — с 8-го или даже с 7-го класса. Возможности реализации данного предложения сейчас обсуждаются [28].
Предпрофильная подготовка является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени [21, с. 12].
В этих целях в школе:
Целями профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки являются:
В процессе реализации целей предполагается пройти 3 этапа подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завершающий.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в процессе обучения в профильной школе путем пробы сил на курсах по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется:
На основном этапе предусматривается:
На завершающем этапе:
Как указывается в документах Министерства образования РФ, целесообразно, чтобы в ранжировании факторов независимо друг от друга принимали участие сами учащиеся, учителя и родители. Это может обнаружить отличия приоритетов мотивов профильной ориентации.
Сложным и не имеющим однозначного ответа в рамках предпрофильной подготовки остается вопрос определения критериев готовности учащихся 9 класса к выбору профиля.
При завершении профильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения, но и портфолио, особенно раздел «Отзывы и рекомендации» [34]. Именно в этом разделе предполагается получить самооценку ученика по различным составляющим его деятельности: отношение к обучению, к какому-либо конкретному разделу или предмету, изучаемому в рамках общеобразовательной школы или в системе дополнительного образования, к полученному опыту работы, социальным практикам, коммуникативной деятельности и т.п. Именно в подходах к самооценке можно увидеть уровень социальной зрелости и определить готовность к самостоятельному построению своего жизненного и профессионального пути.
Одним из новых механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу является портфолио, который учитывает различные достижения учащихся, позволяет объективно оценить уровень их подготовки к продолжению образования по тому или иному профилю и создает основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.
Результаты экзаменов, проводимых на объективной, внешней основе (государственные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации девятиклассников. Важнейшей, но не единственной. Очевидно, что нельзя пренебрегать и иными реальными образовательными достижениями ученика, полученными им в иных, внеэкзаменационных формах. Особенно значимым это становится, когда речь идет о выявлении объективных оснований выбора профиля обучения в ближайшем будущем. Вероятность ошибки при выборе профиля достаточно велика. Предпрофильная подготовка как раз помогает ее избежать, способствует обоснованному и правильному выбору ученика, от которого в дальнейшем, возможно, будет зависеть его судьба.
В настоящее время не только и, возможно, не столько школа может предоставить исчерпывающую информацию об ученике: его знаниях, умениях, опыте и прочих достижениях. Существует система различных учреждений: центры детского творчества, дворцы молодежи, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, художественные студии, образовательно-воспитательные центры и комплексы, которые способствуют развитию учащихся. Соответственно, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и системах, крайне важны для оценки их уровня и направленности, и они обязательно должны учитываться при определении возможностей обучения по избранным профильным направлениям.
Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений, или портфолио.
В версии Министерства образования РФ под портфолио понимается совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений [21, с. 18]. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. К сожалению, в настоящее время идея включения в портфолио результатов, достигнутых внутри своей школы проблематична, в силу общей проблемы крайней необъективности самой системы школьного оценивания.
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Остановимся на некоторых из них [21, с. 19].
Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии