Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.

Содержание

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Рафиков Ильнар.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Основными блоками предмета «Технология», помогающими учащемуся определить свой будущий профиль, являются:

  • технологическая культура;
  • технология производства и общества;
  • технология основных видов жизнедеятельности человека;
  • технологическая культура и профессиональная деятельность;
  • профессиональные пробы.

Содержательный аспект выделенных блоков способствует формированию у старшеклассников выбора стратегии на рынке труда, умению адаптироваться и самореализоваться личности в профессиональной и социально-технологической среде, выстраивать индивидуально-образовательную траекторию, владеть навыками коммуникативной культуры.

Ведущим компонентами учебно-познавательной деятельности остаются, как и прежде навыки исследовательского и проектного характера. Три вида проектирования – дистанзиональное (профессиональная карьера), социальное (социальные проекты), морфологическое (материальные), охватывает предполагаемая деятельность выпускников школы. Процесс интеграции является в данном случае ключевым. Модульность содержания образования области знаний «Технология» способствует тому. Это и «интегративное поле», составляющее информационную среду, с определенными условиями, предпосылками, и интеграционный подход трактовки деятельности, и интегрирующий процесс, определяющий технологию действий. Учебно-методическое сопровождение к реализации содержания образования названных выше учебных дисциплин предполагает вариативность, исходя из вида профилизации, выбранной ОУ, социально-экономической стратегии развития региона, спроса профессий на рынке труда и т.д. Варианты элективных курсов, выбранных ОУ в рамках БУП, способствуют углублению знаний в конкретной области познания в контексте навыков построения профессиональной карьеры учащимися и формирования технологической культуры в целом.

Для успешной реализации учебных предметов образовательной области «Технология», определенных региональным компонентом БУП, необходимы определенные условия (в частности, это кадры и материально-техническая база). Участие в работе школьного психолога, социального педагога, классного руководителя, завуча по воспитательной работе и медицинского работника позволят более объективно взглянуть на ученика и помочь ему в выборе дальнейшего трудового пути.

Идея знакомства подростков и молодежи с различными аспектами профессиональной деятельности человека, приобщения к ее отдельным элементам, вовлечения в создание реальных материальных и нематериальных продуктов с последующим рефлексивным осмыслением приобретенного опыта является и продуктивной для теории и практики педагогической науки. Поэтому она привлекала внимание специалистов практически на всех этапах становления и развития педагогической мысли в России и за рубежом.

Так, почти три века назад государственным деятелем времен Петра Великого В.Н. Татищевым была предложена идея «трудовых проб» как прообраза профессиональных.

Педагогические истоки идеи проб-экспериментов, осуществляемых в ходе специально организованных ситуаций индивидуального поиска можно найти в трудах отечественных философов-космистов (Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского). Освоение внешних образовательных областей сопровождается развитием способности человека к творческому экспериментированию: созданию учеником образовательной продукции в изучаемых областях, освоении им базового содержания через сопоставление с индивидуально полученными результатами, выстраивание на этой основе планов и версий своей образовательной деятельности.

В первые годы существования  Советской власти новое правительство  признало наиболее соответствующей  идеалам социализма модель «школы труда», обогащенную идеями Джона Дьюи. В 20-е годы трудовая школа стала усиленно насаждаться ими в рамках государственной школьной политики. «Школа труда» была той благодатной почвой, на которой стала быстрыми темпами развиваться проблема помощи учащемуся в выборе профессии. Для этого периода были характерны подчеркнутое обращение к западному опыту, его заимствование и творческая переработка.

В 20-е годы XX века в отечественной педагогике в связи с повышением внимания к проблемам профориентации, к использованию различных ее методов в средней школе (профессиоведческие беседы, лекции, экскурсии на производство и в учреждения, беседы с демонстрацией производственных фильмов о профессиях, встречи с родителями-специалистами, диспуты, чтение биографий знаменитых людей, подбор библиотекой книг по выбору профессии и рекомендации их для чтения учащимся, привлечение в школу психологов и психотехников), активизировался и интерес к пробе сил учащимися в тех или иных областях профессиональной деятельности.

Так, несомненный интерес представляет опыт осуществления практической пробы сил в специальных кружках, созданных для ознакомления школьников с содержанием профессионального труда, а также в профессиональных школах. В первый период в таких школах учащиеся проделывают «профессиональную пробу» в нескольких отраслях, переходя во время занятий, если понадобится из одной мастерской в другую. И только после такого практического ознакомления с профессиями учащиеся выбирают себе наиболее подходящую [38, с. 26].

Аналогичный опыт нарабатывался  и за рубежом. Так, в г. Провидансе (США) создавались специальные технические школы, задача которых заключалась не в том, чтобы давать специальное профессиональное образование, а в том, чтобы предоставить возможность ученику произвести правильный выбор профессии, испробовать свои силы в различных отраслях, проделать ряд «профессиональных проб» и, выбрав себе специальность, продолжать обучение в этом направлении. В США педагогами в термин «профессиональная проба» вкладывался несколько иной смысл, нежели в настоящее время. Под профессиональной пробой подразумевалась практическая работа, состоящая из части трудовых действий какого-либо специалиста, которые можно осуществить в школьных мастерских.

В отечественной педагогической теории и практике в 60-70-е годы XX века возобновился интерес к проблемам профессиональной ориентации и, соответственно, к вопросам предоставления учащимся возможности знакомства с различными профессиями через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки.

В 70-80-е годы XX века среди стран, являющихся в известной степени эталоном межцивилизационного культурно-педагогического синтеза, выдвинулась Япония с её довольно привлекательной системой профориентации и, в частности, профессиональных проб, складывающейся на фоне исключительно высокой динамики социально-экономического развития.

Идеологом, теоретиком и  организатором японской системы  профориентации явился профессор С. Фукуяма. Профессиональная ориентация, с его точки зрения – это динамичный процесс развития человека в течение всей жизни. Особенно важен этап, который охватывает развитие ребенка от рождения до завершения образования. На этом этапе формируется способность к профессиональному самоопределению, включающая три основных фактора: самоанализ, анализ профессий и профессиональные пробы.

Идея осуществления практической пробы сил учащимися в качестве обязательного этапа педагогического сопровождения профессионального самоопределения в наиболее полной мере получила осуществление в разработанном в 80-90-е годы XX века ВНИКом «Школьник-труд-профессия» под руководством профессора С.Н. Чистяковой интегративном профориентационном курсе «Твоя профессиональная карьера» [42].

Коллектив ученых ВНИКа  «Школьник-труд-профессия», используя опыт С. Фукуямы, попытался его модифицировать применительно к специфике российских условий в разработке экспериментального интегративного профориентационного курса.

В 1992 г. письмом Министерства образования РФ рекомендовало курс «Твоя профессиональная карьера» для введения в практику образовательных учреждений наряду с образовательной областью «Технология» (письмо МО РФ N52/22-с от 30.11.92).

Профессиональная  проба, по мнению разработчиков курса «Твоя профессиональная карьера» [42], это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемый в условиях, максимально приближенных к реальным (производственным); а также средство развития интереса и способности учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки сознательности и обоснованного выбора профессии.

Основная идея курса «Твоя профессиональная карьера» была направлена на реализацию личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.

Основной целью учебного курса «Твоя профессиональная карьера» является актуализация процесса профессионального  самоопределения школьников за счет активизации психологических ресурсов личности и обеспечения их системой сведений о мире современного профессионального труда, развитие у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей карьеры в новых социально-экономических условиях.

В современных условиях подобный учебный курс может быть реализован за счет часов предпрофильной подготовки учащихся.

Знание мира профессий, способность школьников к анализу  профессиональной деятельности может быть достигнуто за счет предоставления им широкой информации об экономических, социальных, педагогических основах профессиоведения. Взаимообусловленность общего, особенного и единичного позволяет выделить уровни профессиональной деятельности.

Педагогическое описание профессиональной деятельности может дать общую ориентировку школьников в мире труда за счет выделения основных признаков профессиональной деятельности и формирования на этой основе психологических образов-регуляторов, стимулирующих понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних могут быть использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность и коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряженности и ответственности) признаки профессиональной деятельности, образующие семь типов классификации по: предмету труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цели труда (гностическая, преобразующая, изыскательская); средствам труда (ручные, механизированные, автоматические, функциональные); проблемности трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективности процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственности в труде (моральная, материальная); условиям труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклиматические, специфические).

Указанная типология  позволяет выделить совокупность классификационных  признаков, характеризующих требования и возможности анализируемой  и выбираемой профессиональной деятельности. Подобный подход позволяет использовать модульный принцип описания профессий в виде формулы профессии.

Профессиональные пробы должны составить практическую часть профориентационного курса и могут проводиться по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ». Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.

Профессиональная проба рассматривается учеными-педагогами как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В этой связи особенностями  профессиональной пробы являются:

  • В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
  • Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.
  • Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.
  • Развивающий характер профессиональной пробы направлен на развитие интересов, склонностей, способностей, ПВК личности школьника, достигается за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
  • Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Последовательность осуществления  проб следующая:

Сначала учащиеся выполняют  пять профессиональных проб, каждая из которых относится к одной  из сфер профессиональной деятельности по предмету труда, затем пробуют  свои силы в следующей группе проб, состоящей также из пяти сфер, отличающихся от первой целями, средствами, орудиями труда, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и потребностей с особенностями профессиональной деятельности.

Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время по расширенной программе.

Одним из основных отличий  данного процесса является преобладание познавательно-оценочного аспекта, в  то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную  роль и служит средством диагностики  своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.

Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии