Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Основными блоками предмета «Технология», помогающими учащемуся определить свой будущий профиль, являются:
Содержательный аспект выделенных блоков способствует формированию у старшеклассников выбора стратегии на рынке труда, умению адаптироваться и самореализоваться личности в профессиональной и социально-технологической среде, выстраивать индивидуально-образовательную траекторию, владеть навыками коммуникативной культуры.
Ведущим компонентами учебно-познавательной деятельности остаются, как и прежде навыки исследовательского и проектного характера. Три вида проектирования – дистанзиональное (профессиональная карьера), социальное (социальные проекты), морфологическое (материальные), охватывает предполагаемая деятельность выпускников школы. Процесс интеграции является в данном случае ключевым. Модульность содержания образования области знаний «Технология» способствует тому. Это и «интегративное поле», составляющее информационную среду, с определенными условиями, предпосылками, и интеграционный подход трактовки деятельности, и интегрирующий процесс, определяющий технологию действий. Учебно-методическое сопровождение к реализации содержания образования названных выше учебных дисциплин предполагает вариативность, исходя из вида профилизации, выбранной ОУ, социально-экономической стратегии развития региона, спроса профессий на рынке труда и т.д. Варианты элективных курсов, выбранных ОУ в рамках БУП, способствуют углублению знаний в конкретной области познания в контексте навыков построения профессиональной карьеры учащимися и формирования технологической культуры в целом.
Для успешной реализации
учебных предметов образователь
Идея знакомства подростков и молодежи с различными аспектами профессиональной деятельности человека, приобщения к ее отдельным элементам, вовлечения в создание реальных материальных и нематериальных продуктов с последующим рефлексивным осмыслением приобретенного опыта является и продуктивной для теории и практики педагогической науки. Поэтому она привлекала внимание специалистов практически на всех этапах становления и развития педагогической мысли в России и за рубежом.
Так, почти три века назад государственным деятелем времен Петра Великого В.Н. Татищевым была предложена идея «трудовых проб» как прообраза профессиональных.
Педагогические истоки идеи проб-экспериментов, осуществляемых в ходе специально организованных ситуаций индивидуального поиска можно найти в трудах отечественных философов-космистов (Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского). Освоение внешних образовательных областей сопровождается развитием способности человека к творческому экспериментированию: созданию учеником образовательной продукции в изучаемых областях, освоении им базового содержания через сопоставление с индивидуально полученными результатами, выстраивание на этой основе планов и версий своей образовательной деятельности.
В первые годы существования Советской власти новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель «школы труда», обогащенную идеями Джона Дьюи. В 20-е годы трудовая школа стала усиленно насаждаться ими в рамках государственной школьной политики. «Школа труда» была той благодатной почвой, на которой стала быстрыми темпами развиваться проблема помощи учащемуся в выборе профессии. Для этого периода были характерны подчеркнутое обращение к западному опыту, его заимствование и творческая переработка.
В 20-е годы XX века в отечественной педагогике в связи с повышением внимания к проблемам профориентации, к использованию различных ее методов в средней школе (профессиоведческие беседы, лекции, экскурсии на производство и в учреждения, беседы с демонстрацией производственных фильмов о профессиях, встречи с родителями-специалистами, диспуты, чтение биографий знаменитых людей, подбор библиотекой книг по выбору профессии и рекомендации их для чтения учащимся, привлечение в школу психологов и психотехников), активизировался и интерес к пробе сил учащимися в тех или иных областях профессиональной деятельности.
Так, несомненный интерес представля
Аналогичный опыт нарабатывался и за рубежом. Так, в г. Провидансе (США) создавались специальные технические школы, задача которых заключалась не в том, чтобы давать специальное профессиональное образование, а в том, чтобы предоставить возможность ученику произвести правильный выбор профессии, испробовать свои силы в различных отраслях, проделать ряд «профессиональных проб» и, выбрав себе специальность, продолжать обучение в этом направлении. В США педагогами в термин «профессиональная проба» вкладывался несколько иной смысл, нежели в настоящее время. Под профессиональной пробой подразумевалась практическая работа, состоящая из части трудовых действий какого-либо специалиста, которые можно осуществить в школьных мастерских.
В отечественной педагогической теории и практике в 60-70-е годы XX века возобновился интерес к проблемам профессиональной ориентации и, соответственно, к вопросам предоставления учащимся возможности знакомства с различными профессиями через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки.
В 70-80-е годы XX века среди стран, являющихся в известной степени эталоном межцивилизационного культурно-педагогического синтеза, выдвинулась Япония с её довольно привлекательной системой профориентации и, в частности, профессиональных проб, складывающейся на фоне исключительно высокой динамики социально-экономического развития.
Идеологом, теоретиком и организатором японской системы профориентации явился профессор С. Фукуяма. Профессиональная ориентация, с его точки зрения – это динамичный процесс развития человека в течение всей жизни. Особенно важен этап, который охватывает развитие ребенка от рождения до завершения образования. На этом этапе формируется способность к профессиональному самоопределению, включающая три основных фактора: самоанализ, анализ профессий и профессиональные пробы.
Идея осуществления практической пробы сил учащимися в качестве обязательного этапа педагогического сопровождения профессионального самоопределения в наиболее полной мере получила осуществление в разработанном в 80-90-е годы XX века ВНИКом «Школьник-труд-профессия» под руководством профессора С.Н. Чистяковой интегративном профориентационном курсе «Твоя профессиональная карьера» [42].
Коллектив ученых ВНИКа «Школьник-труд-профессия», используя опыт С. Фукуямы, попытался его модифицировать применительно к специфике российских условий в разработке экспериментального интегративного профориентационного курса.
В 1992 г. письмом Министерства образования РФ рекомендовало курс «Твоя профессиональная карьера» для введения в практику образовательных учреждений наряду с образовательной областью «Технология» (письмо МО РФ N52/22-с от 30.11.92).
Профессиональная проба, по мнению разработчиков курса «Твоя профессиональная карьера» [42], это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемый в условиях, максимально приближенных к реальным (производственным); а также средство развития интереса и способности учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки сознательности и обоснованного выбора профессии.
Основная идея курса «Твоя профессиональная карьера» была направлена на реализацию личностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха.
Основной целью учебного
курса «Твоя профессиональная карьера»
является актуализация процесса профессионального
самоопределения школьников за счет
активизации психологических
В современных условиях подобный учебный курс может быть реализован за счет часов предпрофильной подготовки учащихся.
Знание мира профессий, способность школьников к анализу профессиональной деятельности может быть достигнуто за счет предоставления им широкой информации об экономических, социальных, педагогических основах профессиоведения. Взаимообусловленность общего, особенного и единичного позволяет выделить уровни профессиональной деятельности.
Педагогическое описание профессиональной деятельности может дать общую ориентировку школьников в мире труда за счет выделения основных признаков профессиональной деятельности и формирования на этой основе психологических образов-регуляторов, стимулирующих понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних могут быть использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность и коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряженности и ответственности) признаки профессиональной деятельности, образующие семь типов классификации по: предмету труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цели труда (гностическая, преобразующая, изыскательская); средствам труда (ручные, механизированные, автоматические, функциональные); проблемности трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективности процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственности в труде (моральная, материальная); условиям труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклиматические, специфические).
Указанная типология позволяет выделить совокупность классификационных признаков, характеризующих требования и возможности анализируемой и выбираемой профессиональной деятельности. Подобный подход позволяет использовать модульный принцип описания профессий в виде формулы профессии.
Профессиональные пробы должны составить практическую часть профориентационного курса и могут проводиться по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ». Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.
Профессиональная проба рассматривается учеными-педагогами как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются:
Последовательность
Сначала учащиеся выполняют пять профессиональных проб, каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной деятельности по предмету труда, затем пробуют свои силы в следующей группе проб, состоящей также из пяти сфер, отличающихся от первой целями, средствами, орудиями труда, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и потребностей с особенностями профессиональной деятельности.
Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время по расширенной программе.
Одним из основных отличий данного процесса является преобладание познавательно-оценочного аспекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии