Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Указанные особенности определяют успешность выбора профиля обучения в старших классах, профессиональной адаптации выпускников в новых условиях, предоставляют возможность смены видов профессиональной деятельности на этапе профессионального самоопределения.
Профессиональные пробы могут осуществляться в следующих формах или их сочетании: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.); осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и многое другое.
Все эти виды деятельности учащихся возможно осуществить в рамках учебного процесса по технологии.
В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли её характер их предпочтениям, способностям и умениям.
Цели урока: раскрыть сущность понятий «жизненный план», «профессиональный план», «карьера», «профессиональная пригодность»; показать их взаимосвязь и взаимообусловленность; изучить методику Дж. Холланда.
Теоретическая часть
Известно несколько определений слова «план»:
а) заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы;
б) основные вехи;
в) способ подхода к чему-либо или построение чего-либо.
Планы человека могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистичными или фантастическими.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.
Профессиональный план – представление человека о своем профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяженность во времени.
Планирование бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперед); на средний срок (несколько месяцев или лет); краткосрочное (несколько дней, недель).
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего
профессионального пути часто используется
схема профессионального
В профессиональном плане должна найти отражение программа самовоспитания: какие профессионально важные качества надо сформировать и развить, как укрепить свое здоровье и т.д. Особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую литературу читать, в каких кружках или группах по интересам заниматься, какие выставки посещать.
К составленному
Между двумя словами – профессия и карьера – тесная взаимосвязь. Каждый человек хочет добиться своего профессионального самоопределения, задумывается и о своей будущей карьере.
Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 годы XIX века как конкурент слова «поприще». Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижении профессионального мастерства, признанного общественным мнением.
Сегодня о человеке, который
успешен в своей
По предмету труда можно выделить пять типов профессий.
1. К профессиям типа «человек-
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
3. Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4. К типу «человек-художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5. Наконец, к типу «человек-
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?
По характеру труда выделяются два класса профессий.
А) Профессии исполнительского класса связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Остановимся на характеристике взаимодействия «человек – профессия».
Любому человеку свойственны определенные личные качества, особенности. И по тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о пригодности человека к той или иной профессии – его профпригодности.
Различают четыре степени профпригодности.
Но противопоказания могут быть не только медицинские. Дело в том, что есть целая группа профессий, предъявляющих такие требования к человеку, которым могут соответствовать люди, обладающие специальными способностями. Отсутствие их практически невозможно компенсировать. В этом случае говорят, что от человека требуется абсолютная профессиональная пригодность.
Абсолютная профессиональная
пригодность к профессии
В этом случае говорят, что от человека требуется относительная профессиональная готовность.
Относительная профессиональная пригодность к профессии формируется в процессе трудовой деятельности. К таким профессиям нет особых противопоказаний. Круг этих профессий очень велик. Это все так называемые массовые профессии: учитель, врач, инженер, строитель, продавец и др. Соответственно тем усилиям, которых достигает человек в труде, можно судить о его высокой (хорошей) или низкой (плохой) профпригодности к конкретной профессии.
Профессиональная пригодность – это не просто свойство человека, она складывается из:
Профессиональная пригодность – не врожденное качество. Она формируется в трудовой деятельности. В труде развиваются не только профессиональное восприятие, память и мышление, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективистическая направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности.
Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, его профессиональной мотивации (т.е. того, что побуждает стремиться к одной профессии и избегать другую) и соответствующей профессиональной подготовки человека (знаний, умений, навыков).
Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии