Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику организации предпрофильной подготовки школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1 Изучить и проанализировать основные понятия и термины профильной и предпрофильной подготовки школьников.
2 Определить содержание работы с учащимися 8-9-х классов по выбору профиля обучения.
3 Рассмотреть возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся.
4 Разработать содержание теоретической и практической части урока по технологии на тему «Профессиональные жизненные планы. Профессиональная пригодность» в 8 классе.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Основные понятия профильного обучения и предпрофильной подготовки 7
1.2 Содержание и организация предпрофильной подготовки школьников 9
1.3 Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 14
1.4 Портфолио в предпрофильной подготовке 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1 Возможные методы и формы организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках образовательной области «Технология» 23
2.2 Содержание урока по технологии в 8 классе на тему «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность» 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Как уже было отмечено нами, в документах Министерства образования РФ портфолио рассматривается как пакет сертифицированных документов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащихся в учебной деятельности.
Несмотря на различные подходы в определении, можно с уверенностью сказать, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Исходя из сказанного выше, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Использование портфолио
в качестве накопительной оценки
дает возможность
Портфолио состоит из трех разделов: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Каждый раздел имеет описание подходов к его наполнению, преимуществ и существующих ограничений.
В портфолио документов ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п.
В портфолио работ учащийся представляет, во-первых, ведомость или зачетную книжку о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах, при обучении в учреждениях дополнительного образования или самостоятельно, не получив подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований, не имеющих официального признания на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы, участие в городских молодежных фестивалях, обучение в рамках муниципальных образовательных программ и т.п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например, модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.
В портфолио отзывов ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, анализ собственной деятельности. Бывает, что ребенок представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а работу при этом выполняет с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку найти себя, грамотно выстроить профориентацию можно с помощью этого раздела портфолио, где будет представлен самоанализ разнообразной выполняемой деятельности, начиная с учебной и урочной, и заканчивая хобби.
Портфолио при переходе на профильное обучение будет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных — русский язык и алгебра, и двух по выбору), в схему исчисления образовательного рейтинга включается портфолио ученика. Однако вопрос веса портфолио в формировании образовательного рейтинга остается нерешенным.
Работая над первой главой нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1 Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2 Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
3 Содержание предпрофильной подготовки включает в себя деятельность по следующим трем основным направлениям:
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Постиндустриальное общество характеризуется резким увеличением объемов информации, с которым столкнулось человечество в конце ХХ века, появлением высоких технологий и быстрой сменой технологий производства. Как показывает статистика, в течение своей трудовой жизни человек 5-7 раз вынужден менять направление своей деятельности и это предполагает широкую технологическую подготовку учащихся общеобразовательной школы. Главным в современном производстве становится работа с новой информацией и творческое, в том числе дизайнерское решение постоянно возникающих производственных задач [26].
Лидерами мирового развития становятся страны, способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, общей культуры, технологической дисциплины производства и, конечно, науки как созидательной силы общества. В современных условиях развития мировой цивилизации ключевая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит средней общеобразовательной школе. Об этом говорит опыт США, Англии, Японии, Южной Кореи и других развитых стран. Средняя школа должна заложить основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи. Широта и уровень общего среднего образования определяют качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях.
В последние годы существенно изменилось содержание понятия «Технология». Если раньше это понятие означало знания о последовательности действий человека и необходимом оборудовании при преобразовании материалов, энергии, информации, то теперь понятие «Технология» означает науку о преобразовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интересах человека. Наука технология – вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [26, с. 6] .
Технологии как знания о последовательности действий существуют столько же, сколько существует человечество, однако в последние десятилетия, в период третьей технологической революции в истории человечества количество конкретных технологий непрерывно увеличивается и образует необозримое множество. Однако можно выделить общие элементы технологии, элементы технологической культуры человека, которыми и должны овладеть учащиеся общеобразовательных школ.
В конце XX века, когда
начало формироваться новое
Технология в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека [12].
«Технология» по сути
дела является важнейшей практико-
Подготовка выпускников школы к трудовой деятельности, его профессиональное самоопределение, была и остается одной из ведущих целей образовательного учреждения.
В основе деятельности образовательного учреждения (ОУ) лежит государственный образовательный стандарт, реализуемый в рамках базисного учебного плана. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный (устанавливается РФ – не менее 75%), региональный (устанавливается субъектом РФ – не менее 10%), компонент ОУ (устанавливается самостоятельно ОУ – не менее 10%). Федеральный компонент БУП определяет основу содержания образования (инвариантная часть), его вариативная часть позволяет школе выстроить свою комбинацию реализации профильного компонента с учетом местных потребностей и возможностей.
Сегодня во многих регионах России, в том числе и Татарстане, приоритетной является проблема подготовки высоко квалифицированных рабочих кадров. Следовательно, необходимо расставить приоритеты и в профориентационной работе со школьниками на всех ступенях общего среднего образования и отборе содержания учебного материала на старшей ступени обучения с учетом ведущих задач.
Моделируя содержание учебного материала, в его основу необходимо положить: процесс профессионального самоопределения школьника с учетом рынка труда, включая особенности региона, психолого-педагогическую поддержку подростка, информационно-просветительскую деятельность. Эти компоненты должны способствовать формированию экологического мировоззрения, экономического мышления, коммуникативной, информационной, графической, проектной и технологической культуры.
«Технология», более многих других школьных предметов, имеет и должна иметь отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей.
Более того, образовательная
область «Технология», по мнению С.Н.
Чистяковой, вполне может претендовать
на положение среды и средства
реализации новой воспитательно-
Информация о работе Предпрофильная подготовка учащихся на уроках технологии