Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 22:47, курсовая работа
Целью выполнения проекта является закрепление знаний, полученных из ранее освоенных дисциплин и использование их при проектировании механического привода.
Задачей работы является подбор электродвигателя, выполнение кинематического расчета, расчет цилиндрической передачи и редуктора, определение геометрических и контурных размеров деталей и проверок их на прочность.
Введение
1. Исходные данные для проектирования и схема привода
2. Кинематический расчет привода
2.1. Параметры на приводном валу конвейера (на выходе)
2.2. Параметры на валу электродвигателя (на выходе) и выбор электродвигателя
2.3. Передаточное число привода и разбивка его по передачам
2.4. Параметры на втором валу привода
3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений
4. Расчет быстроходной передачи
4.1. Проектный расчет
4.2. Проверочный расчет
5. Расчет тихоходной передачи
5.1. Проектный расчет
5.2. Проверочный расчет
6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников
7. Конструктивные размеры корпуса, крышки редуктора и зубчатых колес редуктора
7.1. Конструирование корпуса и крышки редуктора
7.2. Конструирование зубчатых колес
8. Проверочный расчет валов
9. Проверка подшипников по динамической грузоподъемности (на долговечность)
10. Подбор и проверка шпоночных соединений
11. Подбор муфт
12. Выбор способа смазки и типа смазочного материала
13. Сборка редуктора
14. Заключение
15. Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Выбран первый вариант.
Таким образом выбран двигатель марки 4А112М8, nном= 706,5 об/мин.
Приняты стандартные значения: uб= 5, uт= 4, uпр' = 20.
Отклонения от заданного передаточного числа
Δ= (u- uпр')/ u*100 = (19,3-20)/20*100= 3,5% < 4% ,что допустимо.
2.4. Параметры на втором валу привода
Частота вращения:
n1 = nэл=706,5 об/мин
n2 = n1/ u1=706,5/5=141,3 об/мин
n3 = n2/ u2=141,3/3,86=36,6 об/мин
Угловая скорость:
ω1 = ωэл ≈73,95 с -1
ω2 = π* n2/ 30 =3,14*141,3/30≈14,79 с -1
ω3= π* n3/ 30 =3,14*36,6/30≈3,83 с -1
Мощность на каждом валу
P1= Pномη1η4=3*0,98*0,99=2,91кВт
P2= P1 η2η4=2,91*0,97*0,99=2,79 кВт
P3= P2 η3η4=2,79*0,97*0,99=2,68 кВт
Крутящий момент:
Т1= Тэл η1≈38,9*0,98≈38,12 Н∙м
Т2= Т1 u1 η3≈38,12*5*0,97≈184,88 Н∙м
Т3= Т1 uпр η3η3≈38,12*20*0,97*0,97≈717,34 Н∙м
Все расчеты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Параметры кинематического расчета
Тип двигателя 4А112М8 Pном=3кВт nном = 706,5 об/мин | |||||||
параметр |
передача |
параметр |
вал | ||||
закр. |
закр. |
двиг. |
редуктора |
Приводной рабочей машин | |||
быстр. |
тихоход. | ||||||
Передаточное число u |
5 |
4 |
Расчетная мощность Р, кВт |
2,88 |
2,91 |
2,68 |
2,79 |
Угловая скорость ω, с -1 |
73,95 |
73,95 |
3,83 |
14,79 | |||
КПД η |
0,97 |
0,97 |
Частота вращения n, об/мин |
706,5 |
706,5 |
36,6 |
141,3 |
Вращающий момент Т, Н∙м |
38,9 |
38,12 |
717,34 |
184,88 |
3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений
Основным материалом для изготовления зубчатых колес служат термически обработанные стали. По сравнению с другими материалами они в наибольшей степени обеспечивают контактную прочность и прочность зубьев на изгиб.
В зависимости от твердости (или термообработки) стальные зубчатые колеса разделяют на две группы: твердостью НВ > 350 (с объемной закалкой, закалкой т.в.ч., цементацией, азотированием); твердостью НВ ≤ 350 (зубчатые колеса нормализованные или улучшенные).
Применение материалов с НВ > 350
позволяет существенно повысить
нагрузочную способность
Твердость материала НВ ≤ 350 позволяет производить нарезание зубьев после термообработки. При этом можно получать высокую точность без применения дорогих отделочных операций. Колеса этой группы хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при динамических нагрузках. Для лучшей приработки зубьев твердость шестерни рекомендуется назначать больше твердости колеса на 30 - 50 единиц:
НВ1 ≥ НВ2 + (30 - 50) НВ,
где НВ1 и НВ2 – твердости рабочих поверхностей шестерни и колеса соответственно.
Технологические преимущества материала при НВ ≤ 350 обеспечили ему широкое распространение в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, в мало- и средне нагруженных передачах.
Учитывая, что заданием предусмотрено проектирование индивидуального привода, рекомендуется выбирать материалы для зубчатых колес с твердостью НВ ≤ 350. Для получения передач сравнительно небольших габаритов следует подобрать материал для шестерни с твердостью, близкой к НВ 300.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками. С целью сокращения номенклатуры материалов в двух – и многоступенчатых редукторах назначают одну и ту же марку стали для всех шестерен, аналогично и для колес: шестерня – сталь 40Х, твердость поверхности зубьев 269…302 НВ; колесо – сталь 40Х, твердость поверхности зубьев 235…262 НВ.
Данные о материалах представлены в виде таблицы 4.
Таблица 4
Механические характеристики зубчатых колёс
Зубчатое колесо |
Марка стали |
Термообработка |
Твёрдость сердцевины НВ, МПа |
колесо |
40Х |
улучшение |
235-262 |
шестерня |
40Х |
улучшение |
269-302 |
Средняя твердость рабочих поверхностей зубьев определяют по следующей формеле: НВср= 0,5(НВmin+ НВmax)
шестерня: НВср= 0,5(269+ 302)= 285,5
колесо: НВср= 0,5(235+ 262)= 248,5
Фактические числа циклов перемены напряжений:
для колеса: N2= 60 n2L = 60*141,3*(5*365*24)=371336400 > 16,5*10
для шестерни: N1= N2 u=371336400*19,3=7166792520 > 25*10
Коэффициенты долговечности: шестерня КHL1=1, колесо КHL2=1 .
Допускаемые контактные напряжения:
шестерня: [σ H1]=(2 НВср1+70) КHL1/SН=(2*285,5+70)1/1,1=582,
колесо: [σ H2]=(2 НВср2+70) КHL2/SН=(2*248,5+70)1/1,1=515,
SН = 1,1 – коэффициент безопасности.
Допускаемые напряжения изгиба:
шестерня: [σ F1]=1,03НВ ср1=1,03*285,5=294,1 МПа
колесо: [σ F 2]= 1,03НВ ср2=1,03*248,5=256 МПа
Расчеты приведены в таблице 5.
Таблица 5
Механические характеристики зубчатой передачи
Элемент передачи |
Марка стали |
Dпред |
термообработка |
НВ ср1 |
σв |
σ -1 |
[σ] Н |
[σ] F |
Sпред |
НВ ср2 |
Н/мм2 | ||||||
шестерня |
40Х |
125 |
улучшение |
285,5 |
900 |
410 |
582,7 |
294,1 |
колесо |
40Х |
125 |
улучшение |
248,5 |
790 |
375 |
515,5 |
256 |
4. Расчет быстроходной передачи
4.1. Проектный расчет
При расчете передач следует считать, что редуктор выполняется в виде самостоятельного механизма. Поэтому в соответствии с ГОСТ 21354-87 основным параметром передачи является межосевое расстояние, аω. Определяем межосевое расстояние передачи по формуле
aw = Ка(u +1) 3√Т2* КHβ /[σ H]2 u2ѱbа
где Ка – числовой коэффициент, Ка =43;
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ψbd=b1/d1=0,5ψba(u1+1)= 0,5*0,25*(5+1)=0,75
КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, принимаемый из графика (рис.2) в зависимости от коэффициента ширины венца зубчатого колеса ψbd относительно делительного диаметра, КHβ =1,08 для косозубых колес;
Рис. 2. Сумма зубьев шестерни и колеса
ѱbа - коэффициент ширины венца колеса, ѱbа =0,25 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций;
u – передаточное отношение, u 2=5:
Т – вращающий момент на колесе ,Т2 =184,88 Н∙м.
Подставив значения в формулу получим:
aw= 43(5 +1)3√184,88*1,08/515,52*52*0,
Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 : aw=280 мм.
Модуль зацепления:
m=2Кm Т2/d2b2[σ F]
Кm – вспомогательный коэффициент, для косозубых Кm = 5,8;
Делительный диаметр колеса: d2= 2 aw u/(u +1)= 2*280*5/6= 464,8 мм;
Ширена зубчатого венца колеса: bw= ѱbа aw = 0,25*280=70мм, тогда
m=2*5,8*184,88/464,8*70*256=2,
Принимаем стандартное значение: m=2,75 мм (ГОСТ 9563-60 ).
Угол наклона и суммарное число зубьев колеса и шестерни. Минимальный угол наклона зубьев колес:
βmin=arcsin(4m/ b2)= arcsin(4*2,57/70)=arcsin0,147=
Суммарное число зубьев:
zS=2awcosβmin/ m= 2*280*cos(8,4531)/2,75=560*0,
Фактический угол наклона:
β=arccos(zSm/(2aw))= arccos (201*2,75/2*280)=arccos(0,987)
Число зубьев шестерни: z1= zS/(u +1)=201/6=33,5 принимаем Z1=34
колеса: z2= zS - z1=201-34=167.
Фактическое передаточное число: uф= z2 /z1=167/34=4,91
Отклонение от заданного:
Δu= (uф- u)/ u*100=(4,91-5)/5*100=1,8% ≤ 4% , что допустимо.
Основные геометрические размеры шестерни и колеса:
- делительные диаметры:
d1= m z1/cosβ=2,75*34/0,987=95 мм.
d2= m z2/cosβ=2,75*167/0,987=465 мм.
- диаметры вершин зубьев:
dа1= d1+2m=95+2*2,75=100 мм.
dа2= d2+2m=465+2*2,75=470 мм.
- диаметры впадин:
df1= d1- 2,5m=95-2,5*2,75=88 мм.
df1= d1- 2,5m=465-2,5*2,75=458 мм.
- ширина зубчатого венца:
b2= bw=70 мм,
b1=1,06*70=74 мм
Проверка на межосевое расстояние: aw= (d1+d2) /2
aw= (95+465)/2=280 мм
Проверка пригодности заготовок шестерни и колеса.
Предельный размер заготовки шестерни: Dпр=125 мм, фактический размер заготовки:
Dзаг= dа1+6= 100+6= 106 мм < 125 мм, - заготовка пригодная.
Предельный размер заготовки колеса: Sпр =125 мм, фактические размеры заготовки:
колесо с выточками: Сзаг=0,5b2=0,5*70=35 мм <125 мм, -заготовка пригодная;
Sзаг=8m=8* 2,75= 22 мм < 125 мм, - заготовка пригодная;
колесо без выточек: Sзаг= b2+4 =70+4=74 мм < 125 мм, - заготовка пригодная.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная Ft = 2 Т2103/d2=2*184,88*103/465=795 Н;
радиальная Fr = Ft tgα/cosβ=795*tg20/cos9,2487=
осевая Fa=Ft tgβ= 795*tg9,2487=795*0,163=130 Н.
Проверка на выносливость по напряжениям изгиба.
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса:
σ F 2=KFYβYF2 Ft KFa /( b2m)
Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:
σ F 1= σ F 2YF1/YF2
где: KF – коэффициент нагрузки, KF = KFβ KFυ;
KFa– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Окружная скорость колеса:
υ= ω2d2/2*103=14,79*465/2*103=3,
Назначаем 8ю степень точности, тогда KFa= 0,91;
Информация о работе Привод с двухступенчатым соосным редуктором