Привод с двухступенчатым соосным редуктором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения проекта является закрепление знаний, полученных из ранее освоенных дисциплин и использование их при проектировании механического привода.
Задачей работы является подбор электродвигателя, выполнение кинематического расчета, расчет цилиндрической передачи и редуктора, определение геометрических и контурных размеров деталей и проверок их на прочность.

Содержание

Введение
1. Исходные данные для проектирования и схема привода
2. Кинематический расчет привода
2.1. Параметры на приводном валу конвейера (на выходе)
2.2. Параметры на валу электродвигателя (на выходе) и выбор электродвигателя
2.3. Передаточное число привода и разбивка его по передачам
2.4. Параметры на втором валу привода
3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений
4. Расчет быстроходной передачи
4.1. Проектный расчет
4.2. Проверочный расчет
5. Расчет тихоходной передачи
5.1. Проектный расчет
5.2. Проверочный расчет
6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников
7. Конструктивные размеры корпуса, крышки редуктора и зубчатых колес редуктора
7.1. Конструирование корпуса и крышки редуктора
7.2. Конструирование зубчатых колес
8. Проверочный расчет валов
9. Проверка подшипников по динамической грузоподъемности (на долговечность)
10. Подбор и проверка шпоночных соединений
11. Подбор муфт
12. Выбор способа смазки и типа смазочного материала
13. Сборка редуктора
14. Заключение
15. Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

детали машин.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

 

Выбран первый вариант.

Таким образом выбран двигатель  марки 4А112М8, nном= 706,5 об/мин.

Приняты стандартные значения: uб= 5, uт= 4, uпр' = 20.

Отклонения от заданного передаточного  числа

Δ= (u- uпр')/ u*100 = (19,3-20)/20*100= 3,5%    <   4% ,что допустимо.

2.4. Параметры на втором валу привода

 

Частота вращения:

n1 = nэл=706,5 об/мин

n2 = n1/ u1=706,5/5=141,3 об/мин

n3 = n2/ u2=141,3/3,86=36,6 об/мин

Угловая скорость:

ω1 = ωэл ≈73,95 с -1

ω2 = π* n2/ 30 =3,14*141,3/30≈14,79 с -1

ω3= π* n3/ 30 =3,14*36,6/30≈3,83 с -1


Мощность на каждом валу


P1= Pномη1η4=3*0,98*0,99=2,91кВт

P2= P1 η2η4=2,91*0,97*0,99=2,79 кВт

P3= P2 η3η4=2,79*0,97*0,99=2,68 кВт

Крутящий момент:

Т1= Тэл η1≈38,9*0,98≈38,12 Н∙м

Т2= Т1 u1 η3≈38,12*5*0,97≈184,88 Н∙м

Т3= Т1 uпр η3η3≈38,12*20*0,97*0,97≈717,34 Н∙м

Все расчеты приведены  в таблице 3.

Таблица 3

Параметры кинематического  расчета

Тип двигателя 4А112М8     Pном=3кВт nном = 706,5 об/мин

параметр

передача

параметр

вал

закр.

закр.

двиг.

редуктора

Приводной рабочей машин

быстр.

тихоход.

Передаточное число u

5

4

Расчетная мощность Р, кВт

2,88

2,91

2,68

2,79

Угловая скорость ω, с -1

73,95

73,95

3,83

14,79

КПД η

0,97

0,97

Частота вращения n, об/мин

706,5

706,5

36,6

141,3

Вращающий момент Т, Н∙м

38,9

38,12

717,34

184,88


 


3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений

 

Основным материалом для изготовления зубчатых колес служат термически обработанные стали. По сравнению с другими материалами они в наибольшей степени обеспечивают контактную прочность и прочность зубьев на изгиб.

В зависимости от твердости (или  термообработки) стальные зубчатые колеса разделяют на две группы: твердостью НВ > 350 (с объемной закалкой, закалкой т.в.ч., цементацией, азотированием); твердостью НВ ≤ 350 (зубчатые колеса нормализованные или улучшенные).

Применение материалов с НВ > 350 позволяет существенно повысить нагрузочную способность зубчатых передач. Однако колеса из таких материалов плохо прирабатываются, поэтому требуют повышенной точности изготовления, повышенной жесткости валов и опор. Кроме того, нарезание зубьев при высокой твердости затруднено. Это обусловливает выполнение термообработки после нарезания зубьев. Часто некоторые виды термообработки вызывают значительное коробление зубьев. Исправление формы зубьев требует осуществления дополнительных операций: шлифовки, притирки, обкатки. Эти трудности проще преодолеть в условиях крупносерийного и массового производства, когда окупаются затраты на специальное оборудование, инструменты и приспособления.

Твердость материала НВ ≤ 350 позволяет  производить нарезание зубьев после  термообработки. При этом можно получать высокую точность без применения дорогих отделочных операций. Колеса этой группы хорошо прирабатываются  и не подвержены хрупкому разрушению при динамических нагрузках. Для лучшей приработки зубьев твердость шестерни рекомендуется назначать больше твердости колеса на 30 - 50 единиц:

НВ1 ≥ НВ2 + (30 - 50) НВ,

где НВ1 и НВ2 – твердости рабочих поверхностей шестерни и колеса соответственно.


Технологические преимущества материала  при НВ ≤ 350 обеспечили ему широкое  распространение в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, в мало- и средне нагруженных передачах.

Учитывая, что заданием предусмотрено проектирование индивидуального привода, рекомендуется выбирать материалы для зубчатых колес с твердостью НВ ≤ 350. Для получения передач сравнительно небольших габаритов следует подобрать материал для шестерни с твердостью, близкой к НВ 300.

Так как в задании  нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками. С целью сокращения номенклатуры материалов в двух – и многоступенчатых редукторах назначают одну и ту же марку стали для всех шестерен, аналогично и для колес: шестерня – сталь 40Х, твердость поверхности зубьев 269…302 НВ; колесо – сталь 40Х, твердость поверхности зубьев 235…262 НВ.

Данные о материалах представлены в виде таблицы 4.

Таблица 4

Механические характеристики зубчатых колёс

Зубчатое колесо

Марка стали

Термообработка

Твёрдость сердцевины НВ, МПа

колесо

40Х

улучшение

235-262

шестерня

40Х

улучшение

269-302


 

Средняя твердость рабочих  поверхностей зубьев определяют по следующей  формеле:   НВср= 0,5(НВmin+ НВmax)

шестерня:    НВср= 0,5(269+ 302)= 285,5

колесо:         НВср= 0,5(235+ 262)= 248,5

Фактические числа циклов перемены напряжений:

для колеса: N2= 60 n2L = 60*141,3*(5*365*24)=371336400  > 16,5*10

для шестерни: N1= N2 u=371336400*19,3=7166792520  >  25*10

Коэффициенты  долговечности: шестерня КHL1=1, колесо КHL2=1 .


Допускаемые контактные напряжения:

шестерня: [σ H1]=(2 НВср1+70) КHL1/SН=(2*285,5+70)1/1,1=582,7 МПа

колесо: [σ H2]=(2 НВср2+70) КHL2/SН=(2*248,5+70)1/1,1=515,5 МПа

SН = 1,1 – коэффициент безопасности.

Допускаемые напряжения изгиба:

шестерня: [σ F1]=1,03НВ ср1=1,03*285,5=294,1 МПа

колесо: [σ F 2]= 1,03НВ ср2=1,03*248,5=256 МПа

Расчеты приведены в  таблице 5.

Таблица 5

Механические характеристики зубчатой передачи

Элемент передачи

Марка стали

Dпред

термообработка

НВ ср1

σв

σ -1

[σ] Н

[σ] F

Sпред

НВ ср2

Н/мм2

шестерня

40Х

125

улучшение

285,5

900

410

582,7

294,1

колесо

40Х

125

улучшение

248,5

790

375

515,5

256


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Расчет быстроходной передачи

4.1. Проектный расчет

 

При расчете передач  следует считать, что редуктор выполняется в виде самостоятельного механизма. Поэтому в соответствии с ГОСТ 21354-87 основным параметром передачи является межосевое расстояние, аω. Определяем межосевое расстояние передачи по формуле

aw = Ка(u +1) 3√Т2* К /[σ H]2 u2ѱ

где Ка – числовой коэффициент, Ка =43;

Коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 ψbd=b1/d1=0,5ψba(u1+1)= 0,5*0,25*(5+1)=0,75

К – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, принимаемый из графика (рис.2) в зависимости от коэффициента ширины венца зубчатого колеса ψbd относительно делительного диаметра, К =1,08 для косозубых колес;

Рис. 2. Сумма зубьев шестерни и колеса

 

ѱ - коэффициент ширины венца колеса, ѱ =0,25 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций;

u – передаточное отношение, u 2=5:

Т – вращающий момент на колесе ,Т2 =184,88 Н∙м.

Подставив значения в формулу получим:

aw= 43(5 +1)3√184,88*1,08/515,52*52*0,25=2583√199,6704/265740,25 *25*0,25= =2583√199,6704/1660876,56=2583√1,202=258*1,063=274,25 мм

Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 :       aw=280 мм.

Модуль зацепления:

m=2Кm Т2/d2b2 F]

Кm – вспомогательный коэффициент, для косозубых Кm = 5,8;

Делительный диаметр  колеса: d2= 2 aw u/(u +1)= 2*280*5/6= 464,8 мм;

Ширена зубчатого венца колеса: bw= ѱ aw = 0,25*280=70мм, тогда

m=2*5,8*184,88/464,8*70*256=2,57 мм.

Принимаем стандартное  значение: m=2,75 мм (ГОСТ 9563-60 ).

 

Угол наклона и суммарное  число зубьев колеса и шестерни. Минимальный угол наклона зубьев колес:


 βmin=arcsin(4m/ b2)= arcsin(4*2,57/70)=arcsin0,147=8,4531 градусов.

Суммарное число зубьев:

 zS=2awcosβmin/ m= 2*280*cos(8,4531)/2,75=560*0,987/2,75=201

Фактический угол наклона:

β=arccos(zSm/(2aw))= arccos (201*2,75/2*280)=arccos(0,987)=9,2487 0.

Число зубьев шестерни: z1= zS/(u +1)=201/6=33,5  принимаем Z1=34

   колеса: z2= zS - z1=201-34=167.

Фактическое передаточное число: uф= z2 /z1=167/34=4,91

Отклонение от заданного:

 Δu= (uф- u)/ u*100=(4,91-5)/5*100=1,8%    ≤ 4% , что допустимо.

Основные геометрические размеры шестерни и колеса:

- делительные диаметры:

d1= m z1/cosβ=2,75*34/0,987=95 мм.

d2= m z2/cosβ=2,75*167/0,987=465 мм.


- диаметры вершин зубьев:

dа1= d1+2m=95+2*2,75=100 мм.


dа2= d2+2m=465+2*2,75=470 мм.

- диаметры впадин:

df1= d1- 2,5m=95-2,5*2,75=88 мм.

df1= d1- 2,5m=465-2,5*2,75=458 мм.

- ширина зубчатого  венца:

b2= bw=70 мм,

b1=1,06*70=74 мм

 

      1. Проверочный расчет

 

Проверка на межосевое  расстояние:   aw= (d1+d2) /2

 aw= (95+465)/2=280 мм

Проверка пригодности  заготовок шестерни и колеса.

Предельный размер заготовки  шестерни: Dпр=125 мм, фактический размер заготовки:

 Dзаг= dа1+6= 100+6= 106 мм < 125 мм, - заготовка пригодная.

Предельный размер заготовки  колеса:  Sпр =125 мм, фактические размеры заготовки:

колесо с выточками: Сзаг=0,5b2=0,5*70=35 мм <125 мм, -заготовка пригодная;

Sзаг=8m=8* 2,75= 22 мм  < 125 мм, - заготовка пригодная;

колесо без выточек: Sзаг= b2+4 =70+4=74 мм < 125 мм, - заготовка пригодная.

Силы, действующие в  зацеплении:

окружная  Ft = 2 Т2103/d2=2*184,88*103/465=795 Н;

радиальная Fr = Ft tgα/cosβ=795*tg20/cos9,2487=795*0,364/0,987=293 Н;

осевая Fa=F tgβ= 795*tg9,2487=795*0,163=130 Н.

Проверка на выносливость по напряжениям изгиба.

Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса:

σ F 2=KFYβYF2 Ft KFa /( b2m)

Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:

σ F 1= σ F 2YF1/YF2

где: KF – коэффициент нагрузки,     KF = K K;

KFa– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Окружная скорость колеса: υ= ω2d2/2*103=14,79*465/2*103=3,44 м/с

Назначаем    8ю  степень   точности, тогда KFa= 0,91;

Информация о работе Привод с двухступенчатым соосным редуктором