Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 22:47, курсовая работа
Целью выполнения проекта является закрепление знаний, полученных из ранее освоенных дисциплин и использование их при проектировании механического привода.
Задачей работы является подбор электродвигателя, выполнение кинематического расчета, расчет цилиндрической передачи и редуктора, определение геометрических и контурных размеров деталей и проверок их на прочность.
Введение
1. Исходные данные для проектирования и схема привода
2. Кинематический расчет привода
2.1. Параметры на приводном валу конвейера (на выходе)
2.2. Параметры на валу электродвигателя (на выходе) и выбор электродвигателя
2.3. Передаточное число привода и разбивка его по передачам
2.4. Параметры на втором валу привода
3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений
4. Расчет быстроходной передачи
4.1. Проектный расчет
4.2. Проверочный расчет
5. Расчет тихоходной передачи
5.1. Проектный расчет
5.2. Проверочный расчет
6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников
7. Конструктивные размеры корпуса, крышки редуктора и зубчатых колес редуктора
7.1. Конструирование корпуса и крышки редуктора
7.2. Конструирование зубчатых колес
8. Проверочный расчет валов
9. Проверка подшипников по динамической грузоподъемности (на долговечность)
10. Подбор и проверка шпоночных соединений
11. Подбор муфт
12. Выбор способа смазки и типа смазочного материала
13. Сборка редуктора
14. Заключение
15. Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
KFβ =1,17 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба; выбираем по таблице. Так как назначена 8 степень точности и окружная скорость колеса υ=3,44 м/с, при твердости НВ рабочей поверхности зубьев < 350, то KFυ - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки, KFυ= 1,11.
KF =1,17*1,1=1,3
Эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
zυ1= z1/cos3β= 34/0,9873=34/0,961=35,38
zυ2= z2/cos3β=167/0,9873=167/0,961=
Коэффициенты формы зуба: YF1=3,8; YF2=3,6.
Определяем допускаемые напряжения и отношения [σ F]/ YF:
для шестерни [σ F1]/ YF1= 294,1/3,8=77,4 МПа
для колеса [σ F2]/ YF2= 256/3,6=71,1 МПа
Найденное отношение меньше для колеса, следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса. Повышение прочности косых зубьев учитываем коэффициентом Yβ: Yβ= 1- β0/1400= 1- 9,2487/1400=0,93.
Проверяем зубья колес:
σ F2 = 1,3*0,93*3,6*795*0,91/70*2,75=
Проверяем зубья шестерни:
σF1=16*3,8/3,6= 17МПа < 294,1 МПа, следовательно, условие прочности по напряжениям изгиба выполняется.
Расчет недогрузки или перегрузки:
Δ σ F2 =(16-256)/256*100= - 94% составляет недогрузки колеса;
Δ σF1=(17-294,1)/294,1*100= - 94% составляет недогрузки шестерни.
Проверка на контактную выносливость.
σ Н = К√ KНα KНβKНυFt(uф+1)/(d2b2), где:
К - вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376;
КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для косозубых колес КНα =1,09;
КНυ – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,04;
KНβ= 1,08 – коэффициент концентрации нагрузки.
σ Н =376√1,09*1,08*1,04*795(4,91+
=376√1,767=376*1,329=499,7 МПа
Расчет недогрузки или перегрузки:
ΔσН=(516,25–515,5)/515,5*100%
Все расчеты приведены в виде таблицы 6.
Таблица 6
Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм
Проектный расчет | |||||||
параметр |
значение |
параметр |
значение | ||||
Межосевое расстояние aw |
280 |
Угол наклона зубьев β |
9,2487 | ||||
Модуль зацепления m |
2,75 |
Диаметр делительной окружности: Шестерни d1 Колеса d2 |
95 465 | ||||
Ширина зубчатого венца: Шестерни b1 Колеса b2 |
74 70 | ||||||
Число зубьев: Шестерни z1 Колеса z2 |
34 167 |
Диаметр окружности вершин: Шестерни dа1 Колеса dа2 |
100 470 | ||||
Вид зубьев |
косозубые |
Диаметр окружности впадин: Шестерни df1 Колеса df2 |
88 458 | ||||
Проверочный расчет | |||||||
параметры |
допускаемые значения |
расчетные значения |
примечания | ||||
Контактные напряжения σ ,МПа |
515,5 |
499,7 |
-3,1% недогружено | ||||
Напряжения изгиба, МПа |
σF1 |
294,1 |
17 |
-94% недогружено | |||
σF2 |
256 |
16 |
-94% недогружено |
5. Расчет тихоходной передачи
5.1. Проектный расчет
Межосевые расстояния быстроходной аωб и тихоходной аωт передач (ступеней) редуктора этого типа равны между собой: aw=280 мм.
ѱbа - коэффициент ширины венца колеса, ѱbа =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ψbd=b1/d1=0,5ψba(u1+1)= 0,5*0,315*(4+1)=0,79
Модуль зацепления для
тихоходной ступени в целях увеличения
плавности и бесшумности
Принимаем стандартное значение: m= 4,5 мм ( ГОСТ 9563-60 ).
Делительный диаметр колеса: d2= 2 aw u/(u +1)= 2*280*4/5= 448 мм;
Ширена зубчатого венца колеса: bw=ѱbаaw=0,315*280=88,2 мм, принимаем bw= 88 мм.
Угол наклона и суммарное число зубьев колеса и шестерни.
Минимальный угол наклона зубьев колес:
βmin=arcsin(4m/ b2)= arcsin(4*4,5/88)=arcsin0,204=
Суммарное число зубьев:
zS=2awcosβmin/ m= 2*280*cos(11,771)/4,5=560*0,
принимаем zS=122.
Фактический угол наклона:
β= arccos (ZSm/ (2aw))= arccos (122*4,5/2*280)= arccos (0,9804)=11,3626 0.
Число зубьев шестерни: Z3= ZS/(u +1)=122/5=24,4 принимаем Z1=24
колеса: Z4= ZS – Z3=122 - 24=98.
Фактическое передаточное число: uф= Z4 /Z3=98/24=4,08
Отклонение от заданного:
Δu= (uф- u)/ u*100=(4,08-4)/4*100=2% ≤ 4% , что допустимо.
Основные геометрические размеры шестерни и колеса:
- делительные диаметры:
d3= m Z3/cosβ=4,5*24/0,9804=110 мм.
d 4= m Z4/cosβ=4,5*98/0,9804=450 мм.
- диаметры вершин зубьев:
dа3= d3+2m=110+2*4,5=119 мм.
dа4= d4+2m=450+2*4,5=459 мм.
- диаметры впадин:
df3= d3- 2,5m=110-2,5*4,5=99 мм.
df4= d4- 2,5m=450-2,5*4,5=439 мм.
- ширина зубчатого венца:
b4= bw=88 мм,
b3=1,05*70=92 мм
5.2 Проверочный расчет
Проверка на межосевое расстояние: aw= (d3+d4) /2= (110+450)/2=280 мм
Проверка пригодности заготовок шестерни и колеса.
Предельный размер заготовки шестерни: Dпр=125 мм, фактический размер заготовки:
Dзаг= dа3+6= 119+6= 125 мм ≤ 125мм, - заготовка пригодная.
Предельный размер заготовки колеса: Sпр =125 мм, фактические размеры заготовки:
колесо с выточками: Сзаг=0,5b4=0,5*88=44мм< 125 мм, - заготовка пригодная;
Sзаг=8m=8* 4,5= 36мм < 125 мм, - заготовка пригодная;
колесо без выточек: Sзаг= b4+4 =88+4=92мм < 125 мм, - заготовка пригодная.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная Ft = 2 Т3103/d3=2*717,34*103/110=3085 Н;
радиальная Fr = Ft tgα/cosβ=3085*tg20/cos11,3626=
осевая Fa=Ft tgβ= 3085*tg11,3626=3085*0,201=620 Н.
Проверка на выносливость по напряжениям изгиба.
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса: σ F 4=KFYβYF4 Ft KFa /( b4m)
Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни: σ F 3= σ F 4YF3/YF4 где:
KF – коэффициент нагрузки, KF = KFβ KFυ;
KFa– коэффициент, нагрузки между зубьями.
Окружная скорость колеса: υ= ω3d4/2*103=3,83*450/2*103=0,86 м/с
Назначаем 8ю степень точности, тогда KFa= 0,91;
KFβ =1,17 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба.Так как назначена 8 степень точности и окружная скорость колеса υ=0,86 м/с, при твердости НВ рабочей поверхности зубьев < 350, то KFυ= 1,03 - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки.
KF =1,17*1,03=1,2
Эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
zυ3= z3/cos3β= 24/0,98043=24/0,942=25,48
zυ4= z4/cos3β=98/0,98043=98/0,942=
Определим коэффициенты формы зуба: YF3=3,9; YF4=3,6.
Определяем допускаемые
для шестерни [σ F3]/ YF3= 294,1/3,9=75,4 МПа
для колеса [σ F4]/ YF4= 256/3,6=71,1 МПа
Найденное отношение
меньше для колеса, следовательно, дальнейшую
проверку проводим для зубьев колеса.
Повышение прочности косых
Проверяем зубья колес:
σ F4 = 1,2*0,92*3,6*3085*0,91/88*4,5=
Проверяем зубья шестерни:
σF3=28*3,9/3,6= 30 МПа < 294,1 МПа, следовательно, условие прочности по напряжениям изгиба выполняется.
Расчет недогрузки или перегрузки:
Δ σ F4 =(28-256)/256*100= - 89% составляет недогрузки колеса;
Δ σF3=(30-294,1)/294,1*100= - 90% составляет недогрузки шестерни.
Проверка на контактную выносливость.
σ Н = К√ KНα KНβKНυFt(uф+1)/(d4b4), где:
К - вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376;
КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, для косозубых колес КНα =1,06;
КНυ – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,01;
KНβ= 1,08 – коэффициент концентрации нагрузки.
σ Н =376√1,06*1,08*1,01*3085(4,08+
=376√1,885=376*1,373=516,25 МПа
перегрузка составляет:
ΔσН=(516,25–515,5)/515,5*100%=
Все расчеты приведены в таблице 7.
Таблица 7
Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм
Проектный расчет | |||||||
параметр |
значение |
параметр |
значение | ||||
Межосевое расстояние aw |
280 |
Угол наклона зубьев β |
11,3626 | ||||
Модуль зацепления m |
4,5 |
Диаметр делительной окружности: Шестерни d1 Колеса d2 |
110 450 | ||||
Ширина зубчатого венца: Шестерни b1 Колеса b2 |
92 88 | ||||||
Число зубьев: Шестерни z3 Колеса z4 |
24 98 |
Диаметр окружности вершин: Шестерни dа1 Колеса dа2 |
119 459 | ||||
Вид зубьев |
косозубые |
Диаметр окружности впадин: Шестерни df1 Колеса df2 |
99 439 | ||||
Проверочный расчет | |||||||
параметры |
допускаемые значения |
расчетные значения |
примечания | ||||
Контактные напряжения σ ,МПа |
515,5 |
516,25 |
0,1% перегружено | ||||
Напряжения изгиба, МПа |
σF3 |
294,1 |
30 |
-90 недогружено | |||
σF4 |
256 |
28 |
-89 недогружено |
6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников
Проектирование вала начинаем с ориентировочного определения диаметра выходного конца, его из расчета на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям без учета влияния изгиба:
dв1= 3√Т/0,2[t]К,
где Т – крутящий момент, Н·мм;
[t]К =25 – допускаемые напряжения на кручение, Н/мм2.
Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:
ведущего Т1 = 38,12·103 Н·мм;
промежуточного Т2 = 184,88·103 Н·мм;
ведомого Т3= 717,34·103 Н·мм.
Входной вал.
Диаметр выходного конца вала.
d1= 3√Т1/0,2[t]К=3√38,12·103/0,2*
Т.к. вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора d1и dдв.
У подобранного электродвигателя dдв= 32 мм.
Принимаем d1 ≥ 0,75* dдв≥ 0,75*32 ≥ 24=25
Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dдв=32 мм и d1= 25 мм.
Рис.3. Входной вал
Диаметр вала под уплотнение, мм:
dупл= d1 + 2 · t;
где: t = 2– высота буртика, мм;
dупл = 25 + 2 · 2 = 29мм;
Диаметр dупл округляем до целого стандартного значения dупл= 30 мм.
Диаметр вала dп в месте посадки подшипника может быть равен диаметру вала под уплотнением или больше его, но кратен пяти, т.е.
dп ≥ dупл1;
dп= 30 мм;
Между подшипником и шестерней на том же диаметре, что и подшипник, располагают разделительное кольцо. Диаметральные размеры кольца определяются из условия контакта его торцов с колесом и внутренним кольцом подшипника.
Диаметр кольца со стороны подшипника, мм:
dδ.п. = dп + 3 · r;
где: r = 2 – координата фаски подшипника:
dδ.п. = 30 + 3 · 2 = 36 мм;
Диаметр dδ.п округляем до целого стандартного значения dδ.п. = 40 мм.
Диаметр вала под шестерней, мм:
dδ.п. ≥ dк > dп;
40 ≥ 35 > 30;
dк = 35 мм.
Диаметр разделительного кольца со стороны шестерни, мм:
dδ.к. = dк1 + 3 · f;
где: f = 1 – размер фаски, мм:
dδ.к. = 36 + 3 · 1 = 39 мм;
Диаметр dδ.к округляем до целого стандартного значения dδ.к. = 40 мм.
Информация о работе Привод с двухступенчатым соосным редуктором