Привод с двухступенчатым соосным редуктором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения проекта является закрепление знаний, полученных из ранее освоенных дисциплин и использование их при проектировании механического привода.
Задачей работы является подбор электродвигателя, выполнение кинематического расчета, расчет цилиндрической передачи и редуктора, определение геометрических и контурных размеров деталей и проверок их на прочность.

Содержание

Введение
1. Исходные данные для проектирования и схема привода
2. Кинематический расчет привода
2.1. Параметры на приводном валу конвейера (на выходе)
2.2. Параметры на валу электродвигателя (на выходе) и выбор электродвигателя
2.3. Передаточное число привода и разбивка его по передачам
2.4. Параметры на втором валу привода
3. Выбор материалов и расчет допускаемых контактных напряжений
4. Расчет быстроходной передачи
4.1. Проектный расчет
4.2. Проверочный расчет
5. Расчет тихоходной передачи
5.1. Проектный расчет
5.2. Проверочный расчет
6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников
7. Конструктивные размеры корпуса, крышки редуктора и зубчатых колес редуктора
7.1. Конструирование корпуса и крышки редуктора
7.2. Конструирование зубчатых колес
8. Проверочный расчет валов
9. Проверка подшипников по динамической грузоподъемности (на долговечность)
10. Подбор и проверка шпоночных соединений
11. Подбор муфт
12. Выбор способа смазки и типа смазочного материала
13. Сборка редуктора
14. Заключение
15. Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

детали машин.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

K =1,17 - коэффициент  неравномерности  распределения  нагрузки  по  длине   зуба; выбираем по таблице. Так как назначена 8 степень точности и окружная скорость колеса υ=3,44 м/с, при твердости НВ рабочей поверхности зубьев < 350, то K - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки, K= 1,11.

KF =1,17*1,1=1,3

Эквивалентные   числа   зубьев   шестерни   и   колеса:

zυ1= z1/cos3β= 34/0,9873=34/0,961=35,38

zυ2= z2/cos3β=167/0,9873=167/0,961=173,78

Коэффициенты   формы   зуба: YF1=3,8; YF2=3,6.

Определяем допускаемые напряжения и отношения [σ F]/ YF:


для шестерни    [σ F1]/ YF1= 294,1/3,8=77,4 МПа


для колеса  [σ F2]/ YF2= 256/3,6=71,1 МПа

Найденное отношение  меньше для колеса, следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса. Повышение прочности косых зубьев учитываем коэффициентом Yβ: Yβ= 1- β0/1400= 1- 9,2487/1400=0,93.

Проверяем зубья колес:

σ F2 = 1,3*0,93*3,6*795*0,91/70*2,75=16МПа    <    256  МПа

Проверяем зубья шестерни:

σF1=16*3,8/3,6= 17МПа   <    294,1 МПа, следовательно, условие прочности по напряжениям изгиба выполняется.

Расчет недогрузки или  перегрузки:

Δ σ F2 =(16-256)/256*100= - 94% составляет недогрузки колеса;

Δ σF1=(17-294,1)/294,1*100= - 94% составляет недогрузки шестерни.

Проверка на контактную выносливость.

σ Н = К√ KНα KНβKНυFt(uф+1)/(d2b2),  где:

К - вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К=376;

КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для косозубых колес КНα =1,09;


КНυ – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,04;


KНβ= 1,08 – коэффициент концентрации нагрузки.

σ Н =376√1,09*1,08*1,04*795(4,91+1)/(465*70)=

=376√1,767=376*1,329=499,7 МПа

Расчет недогрузки или перегрузки:

 ΔσН=(516,25–515,5)/515,5*100%= -3,1%, что недогрузка допустима.

Все расчеты приведены  в виде таблицы 6.

Таблица 6

Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм

Проектный расчет

параметр

значение

параметр

значение

Межосевое расстояние aw

280

Угол наклона зубьев β

9,2487

Модуль зацепления m

2,75

Диаметр делительной  окружности:

Шестерни d1

Колеса d2

 

 

95

465

Ширина зубчатого венца:

Шестерни b1

Колеса b2

 

74

70

Число зубьев:

Шестерни z1

Колеса z2

 

34

167

Диаметр окружности вершин:

Шестерни dа1

Колеса dа2

 

100

470

Вид зубьев

косозубые

Диаметр окружности впадин:

Шестерни df1

Колеса df2

 

88

458

Проверочный расчет

параметры

допускаемые значения

расчетные значения

примечания 

Контактные напряжения σ ,МПа

515,5

499,7

-3,1% недогружено

Напряжения изгиба, МПа

σF1

294,1

17

-94% недогружено

σF2

256

16

-94% недогружено



5. Расчет тихоходной передачи

5.1. Проектный расчет

 

Межосевые расстояния быстроходной аωб и тихоходной аωт передач (ступеней) редуктора этого типа равны между собой: aw=280 мм.

ѱ - коэффициент ширины венца колеса, ѱ =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций.

Коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 ψbd=b1/d1=0,5ψba(u1+1)= 0,5*0,315*(4+1)=0,79

Модуль зацепления для  тихоходной ступени в целях увеличения плавности и бесшумности передачи принимают несколько больше, чем в тихоходной. Принимаем m=(0,01…0,02) aw=0,015*280=4,2 мм.

 Принимаем стандартное значение: m= 4,5 мм ( ГОСТ 9563-60 ).

Делительный диаметр  колеса: d2= 2 aw u/(u +1)= 2*280*4/5= 448 мм;

Ширена зубчатого венца  колеса: bwaw=0,315*280=88,2 мм, принимаем bw= 88 мм.

Угол наклона и суммарное  число зубьев колеса и шестерни.

Минимальный угол наклона  зубьев колес:

 βmin=arcsin(4m/ b2)= arcsin(4*4,5/88)=arcsin0,204=11,771 градусов.

Суммарное число зубьев:

 zS=2awcosβmin/ m= 2*280*cos(11,771)/4,5=560*0,979/4,5=121,8;

принимаем zS=122.

Фактический угол наклона:

β= arccos (ZSm/ (2aw))= arccos (122*4,5/2*280)= arccos (0,9804)=11,3626 0.

Число зубьев шестерни: Z3= ZS/(u +1)=122/5=24,4  принимаем Z1=24

   колеса: Z4= ZS – Z3=122 - 24=98.

Фактическое передаточное число: uф= Z4 /Z3=98/24=4,08

Отклонение от заданного:

 Δu= (uф- u)/ u*100=(4,08-4)/4*100=2%    ≤ 4% , что допустимо.

Основные геометрические размеры  шестерни и колеса:


- делительные диаметры:

d3= m Z3/cosβ=4,5*24/0,9804=110 мм.

d 4= m Z4/cosβ=4,5*98/0,9804=450 мм.

- диаметры вершин зубьев:

dа3= d3+2m=110+2*4,5=119 мм.

dа4= d4+2m=450+2*4,5=459 мм.

- диаметры впадин:

df3= d3- 2,5m=110-2,5*4,5=99 мм.

df4= d4- 2,5m=450-2,5*4,5=439 мм.

- ширина зубчатого  венца:

b4= bw=88 мм,

b3=1,05*70=92 мм

 

5.2 Проверочный расчет

 

Проверка на межосевое  расстояние: aw= (d3+d4) /2= (110+450)/2=280 мм

Проверка пригодности  заготовок шестерни и колеса.

Предельный размер заготовки шестерни: Dпр=125 мм, фактический размер заготовки:

 Dзаг= dа3+6= 119+6= 125 мм ≤   125мм, - заготовка пригодная.

Предельный размер заготовки колеса:  Sпр =125 мм, фактические размеры заготовки:

колесо с выточками: Сзаг=0,5b4=0,5*88=44мм< 125 мм, - заготовка пригодная;

Sзаг=8m=8* 4,5= 36мм  < 125 мм, - заготовка пригодная;

колесо без выточек: Sзаг= b4+4 =88+4=92мм < 125 мм, - заготовка пригодная.

Силы, действующие в  зацеплении:

окружная  Ft = 2 Т3103/d3=2*717,34*103/110=3085 Н;

радиальная Fr = Ft tgα/cosβ=3085*tg20/cos11,3626=3085*0,364/0,9804=1145 Н;

осевая Fa=F tgβ= 3085*tg11,3626=3085*0,201=620 Н.

Проверка на выносливость по напряжениям изгиба.

Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса: σ F 4=KFYβYF4 Ft KFa /( b4m)

Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:    σ F 3= σ F 4YF3/YF4     где:

KF – коэффициент нагрузки,     KF = K K;

KFa– коэффициент, нагрузки между зубьями.

Окружная скорость колеса: υ= ω3d4/2*103=3,83*450/2*103=0,86 м/с

Назначаем    8ю  степень   точности, тогда KFa= 0,91;

K =1,17 - коэффициент  неравномерности  распределения  нагрузки  по  длине   зуба.Так как назначена 8 степень точности и окружная скорость колеса  υ=0,86 м/с, при твердости НВ рабочей поверхности зубьев < 350, то K= 1,03 - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки.

KF =1,17*1,03=1,2

Эквивалентные   числа   зубьев   шестерни   и   колеса:

zυ3= z3/cos3β= 24/0,98043=24/0,942=25,48

zυ4= z4/cos3β=98/0,98043=98/0,942=104,03

Определим   коэффициенты   формы   зуба: YF3=3,9; YF4=3,6.

Определяем допускаемые напряжения и отношения [σ F]/ YF:


для шестерни    [σ F3]/ YF3= 294,1/3,9=75,4 МПа


для колеса  [σ F4]/ YF4= 256/3,6=71,1 МПа

Найденное отношение  меньше для колеса, следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса. Повышение прочности косых зубьев учитываем коэффициентом Yβ: Yβ= 1- β0/1400= 1- 11,3626/1400=0,92.

Проверяем зубья колес:

σ F4 = 1,2*0,92*3,6*3085*0,91/88*4,5=28 МПа    <    256 МПа

Проверяем зубья шестерни:

σF3=28*3,9/3,6= 30 МПа < 294,1 МПа, следовательно, условие прочности по напряжениям изгиба выполняется.

Расчет недогрузки или  перегрузки:

Δ σ F4 =(28-256)/256*100= - 89% составляет недогрузки колеса;

Δ σF3=(30-294,1)/294,1*100= - 90% составляет недогрузки шестерни.

Проверка на контактную выносливость.

σ Н = К√ KНα KНβKНυFt(uф+1)/(d4b4),  где:

К - вспомогательный коэффициент, для  косозубых передач К=376;

КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, для косозубых колес КНα =1,06;


КНυ – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,01;


KНβ= 1,08 – коэффициент концентрации нагрузки.

σ Н =376√1,06*1,08*1,01*3085(4,08+1)/(450*88)=

=376√1,885=376*1,373=516,25 МПа

перегрузка составляет: ΔσН=(516,25–515,5)/515,5*100%=0,1%, что допустима.

Все расчеты приведены  в таблице 7.

Таблица 7

Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм

Проектный расчет

параметр

значение

параметр

значение

Межосевое расстояние aw

280

Угол наклона зубьев β

11,3626

Модуль зацепления m

4,5

Диаметр делительной  окружности:

Шестерни d1

Колеса d2

 

 

110

450

Ширина зубчатого венца:

Шестерни b1

Колеса b2

 

92

88

Число зубьев:

Шестерни z3

Колеса z4

 

24

98

Диаметр окружности вершин:

Шестерни dа1

Колеса dа2

 

119

459

Вид зубьев

косозубые

Диаметр окружности впадин:

Шестерни df1

Колеса df2

 

99

439

Проверочный расчет

параметры

допускаемые значения

расчетные значения

примечания 

Контактные напряжения σ ,МПа

515,5

516,25

0,1% перегружено

Напряжения изгиба, МПа

σF3

294,1

30

-90 недогружено

σF4

256

28

-89 недогружено



6. Проектный расчет валов и предварительный выбор подшипников

 

Проектирование вала начинаем с ориентировочного определения  диаметра выходного конца, его из расчета на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям без учета влияния изгиба:

dв1= 3√Т/0,2[t]К,

где Т – крутящий момент, Н·мм;

[t]К =25  – допускаемые напряжения на кручение, Н/мм2.

Крутящие моменты в  поперечных сечениях валов:

ведущего Т1 = 38,12·103 Н·мм;

промежуточного Т2 = 184,88·103 Н·мм;

ведомого Т3= 717,34·103 Н·мм.

Входной вал.

Диаметр выходного конца вала.

d1= 3√Т1/0,2[t]К=3√38,12·103/0,2*25=19,68 мм

Т.к. вал редуктора  соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора d1и dдв.

У подобранного электродвигателя dдв= 32 мм.

Принимаем d1 ≥ 0,75* dдв≥ 0,75*32 ≥ 24=25

Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dдв=32 мм и d1= 25 мм.

Рис.3. Входной вал

Диаметр вала под уплотнение, мм:

dупл= d1 + 2 · t; 

где: t = 2– высота буртика, мм;

dупл = 25 + 2 · 2 = 29мм;


Диаметр dупл округляем до целого стандартного значения dупл= 30 мм.

Диаметр вала dп в месте посадки подшипника может быть равен диаметру вала под уплотнением или больше его, но кратен пяти, т.е.

dп ≥ dупл1;

dп= 30 мм;

Между подшипником и  шестерней на том же диаметре, что  и подшипник, располагают разделительное кольцо. Диаметральные размеры кольца определяются из условия контакта его торцов с колесом и внутренним кольцом подшипника.

Диаметр кольца со стороны  подшипника, мм:

dδ.п. = dп + 3 · r; 

где: r = 2 – координата фаски подшипника:

dδ.п. = 30 + 3 · 2 = 36 мм;

Диаметр dδ.п округляем до целого стандартного значения dδ.п. = 40 мм.

Диаметр вала под шестерней, мм:

dδ.п. ≥ dк > dп;

40 ≥ 35 > 30;

dк = 35 мм.

Диаметр разделительного  кольца со стороны шестерни, мм:

dδ.к. = dк1 + 3 · f; 

где: f = 1 – размер фаски, мм:

dδ.к. = 36 + 3 · 1 = 39 мм;

Диаметр dδ.к округляем до целого стандартного значения dδ.к. = 40 мм.

Информация о работе Привод с двухступенчатым соосным редуктором