Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:12, курсовая работа
Назовем основные принципы создания и продвижения напитков. Конечно, в какой-то степени они справедливы и по отношению к рынку продуктов питания, но все же наиболее ярко проявятся именно на рынке напитков будущего.
Итак, напитки должны:
иметь легенду, сердце и душу;
являться источником приключений и переживаний;
быть четко направленными на целевую группу;
иметь потребительскую ценность;
обладать "событийностью".
Введение………………………………………………………………………..…3
1 Характеристика безалкогольных напитков…………………………….....5
1.1 История безалкогольных напитков……………………………………….....5
1.2 Ассортимент безалкогольных напитков………………………………….…7
1.3 Характеристика сырья и вспомогательных материалов………………………………………………………………...……….8
1.3.1 Вода………………………………………………………………………..…9
1.3.2 Сахар…………………………………………………………………..……10
1.3.3 Пищевые кислоты…………………………………………………….……11
1.3.4 Плодово-ягодные соки…………………………………………………….12
1.3.5 Консерванты…………………………………………………………….….13
1.3.6 Красители…………………………………………………………………..13
1.3.7 Ароматизаторы………………………………………………………….....14
1.3.8 Диоксид углерода…………………………………………………...……..16
2 Технология производства безалкогольного газированного напитка «Яблоко»…………………………………………………………………………18
2.1 Подготовка воды……………………………………………………….…….18
2.2 Приготовление белого сахарного сиропа…………………………………..20
2.3 Приготовление купажного сиропа безалкогольного напитка «Яблоко»……………………………………………………………………….…22
2.4 Насыщение купажного сиропа диоксидом углерода………………...……24
2.5 Розлив готового газированного напитка………………………………...…26
2.6 Утилизация отходов производства………………………………………...26
3 Контроль качества выполнения этапов ЖЦП…………………...………28
3.1 Входной контроль сырья и материалов………………………………...…..29
3.2 Контроль и проведение испытаний……………………………..………….31
3.3 Управление несоответствующей продукцией………………………….….33
4 Разработка предложений по организации метрологической службы ООО «САНТА»………………………………………………………………....35
5 Экспертиза качества и фальсификация безалкогольных напитков……………………………….………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………….……..43
Список используемых источников……………………………
Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели. Определение питьевой воды и искуственно-минерализованных вод практически устанавливают по содержанию растворимых солей. При этом в питьевой воде их содержание не превышает 5 г/дм3, а в искуственно-минерализованных — до 10 г/дм3. Этот показатель можно определить простейшим экспресс-методом. Наливаете в чистый стакан 100 мл воды. Оставляете его на 5—10 мин при комнатной температуре и исследуете след от капли. Если на месте капли остался только ее контур из солей — перед вами питьевая вода. Если контур капли расплывчатый и имеется заполнение следа капли местами белым налетом — перед вами минерализованная вода.
Определение минеральных вод. Прежде всего необходимо выявить общую минерализацию напитка, чтобы отнести его либо к столовым, либо к лечебно-столовым, либо к лечебным. Общую минерализацию определяют весовым методом, а также экпресс-методом, описанным выше. Столовые минеральные воды будут давать след, описанный для минерализованных вод. Лечебно-столовые воды будут оставлять след высохшей капли, полностью покрытый белым налетом, а лечебные воды оставляют след высохшей капли полностью белый. Таким образом можно достаточно быстро провести экспресс-анализ воды и установить вид напитка.
Натуральные фруктовые и овощные соки (джусы) определяют по составу Сахаров. В зависимости от вида исходного сырья соотношение глюкоза:фруктоза:сахароза обычно составляет 1:1:1, 2:1:1 или 1:1:2. Увеличение содержания сахарозы сразу же указывает на добавку сахарозы. Дополнительным показателем при этом может служить появление бисульфитных производных глюкозы и фруктозы.
Концентрированные фруктовый и овощные соки определяют по содержанию сухих веществ (обычно в два раза) при том же соотношении основных трех сахаров. Фруктовые нектары выявляют по повышенному содержанию сахарозы и лимонной кислоты. Поскольку сокосодержащие фруктовые и овощные напитки сильно разбавляются водой и для их стабилизации вносят различные консерванты, стабилизаторы, красители, ароматизаторы и другие ингредиенты, то выявляют их по сложному составу различных пищевых добавок.
Качественные соки для детей вырабатывают только из натурального сырья без каких-либо добавок (за исключением сахарозы), и определяются они по составу сахаров.
Соки для диабетиков содержат пониженное количество глюкозы и сахарозы, а содержание фруктозы или сахарозаменителей — повышенное (сорбита, ксилита, аспартама и др.).
Морсы характеризуются следующими признаками:
1. Содержат не менее 1% об. спирта.
2. Вырабатываются из
Газированные напитки отличаются от других напитков искусственным насыщением углекислым газом.
Квасы содержат связанную углекислоту, накапливающуюся в процессе сбраживания, и, несмотря на возможное дополнительное насыщение углекислотой, дают "игру" пузырьков.
Установление показателей качества безалкогольных напитков по стандартным показателям решает цель выявления соответствия качества того или иного образца требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач. Поскольку в настоящее время провести комплексное исследование безалкогольных напитков по соотношениям отдельных Сахаров невозможно, то, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий, в действующие стандарты на безалкогольные напитки и введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения.
Наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации безалкогольных напитков. При этом могут быть следующие виды фальсификации:
Например, минеральная вода "Славяновская"
вырабатывается предприятиями
Наиболее опасная качественная фальсификация напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители без соответствующей надписи на этикетке. Больной сахарный диабетом, зная, что в напитке должны быть сахара, перед его употреблением вкалывает себе дополнительную дозу инсулина. В то же время в напитке сахара отсутствуют, и больной соответственно передозирует инсулин, что приводит к гипогликемии его организма. Введение искуственного красителя (например, в Фанту) молено обнаружить следующим методом, основанным на изменении рН-среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды и даже мыльного раствора) в объеме, превышающем объем напитка. При изменении рН-среды натуральные красители красного, синего, фиолетового цветов (антоцианы) меняют окраску: красный — на грязно-синий, синий и фиолетовый — на красный и бурый. Напитки желтого, оранжевого и зеленого цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить. Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.
При добавлении в соки 10% воды обычно дегустаторы с помощью органолептических показателей не замечают данную степень фальсификации, при введении 20% воды примерно треть из них высказывают сомнения по поводу качества напитка, и лишь при 50% добавлений большинство дегустаторов указывают на "водянистость" вкуса. Поэтому разбавления соков водой до 30% практически не определяются ни органолептическими, ни физико-химическими методами.
Ранее не разрешалось разбавлять соки водой с последующим добавлением сахара и лимонной кислоты, и на памяти автора — несколько громких уголовных дел, связанных именно с подобной фальсификацией. Теперь действующие стандарты допускают разбавлять соки водой на 50—80%.
Вместо сброженного морса используют соки, компоты, разбавленые водой, которые легко отличить по вкусу — отсутствует вкус сброженного напитка. Напитки, имеющие в названии слово "кола" (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма. Напитки на сахарозаменителях предназначены только для больных сахарным диабетом 1 типа, а их рекламируют для употребления всему населению России, что приводит к нарушению углеводного обмена и формированию многих заболеваний у потребителей.
Количественная фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены.
Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.
Информационная фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Например, сокосодержащие напитки рекламируются как натуральные.12
И вообще, в связи с узаконенной фальсификацией сока, его пастеризацией и введением консервантов он не может рассматриваться как продукт, содержащий натуральные витамины, а только как продукт, пагубно воздействующий на организм человека.
При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
♦ наименование товара;
♦ фирма-изготовитель товара;
♦ количество товара;
♦ вводимые пищевые добавки.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
♦ каким способом изготовлены печатные документы;
♦ имеются ли подчистки, исправления в документе;
♦ является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю, и др.
Проведение экспертизы с
целью установления срока хране
Заключение
В данном курсовом проекте рассмотрены разработки методов контроля и подтверждения соответствия при производстве безалкогольной продукции на ООО «САНТА».
В нем изучена характеристика безалкогольных напитков, произведен анализ технологии производства данного продукции, отслежен контроль качества выполнения этапов жизненного цикла безалкогольного продукта, рассмотрено определение фальсификации, а также разработаны предложения по изменению структуры и работы метрологической службы выше указанного предприятия с целью улучшения формирования политики в области качества метрологического обеспечения.
Список используемых источников
1. Нормативные документы
1 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
2 Федеральный Закон от 27 декабря
2002 г. №184-ФЗ «О техническом
2. Учебники, учебные пособия
7 Под редакцией профессора, доктора техн. наук Маршалкина Г.А. Технология пищевых производств. – М.: Пищевая промышленность, 1978
8 Ковальская Л. П., Мелькина Г. М., Шебершнева Н. Н. и др. Технология пищевых производств. - «Агропромиздат», 1988
10 Жвирблянская А. Ю, Бакушинская О. А. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983
11 В. М. Позняковский, В. А. Помозова, Т. Ф. Киселева, Л. В. Пермякова Экспертиза напитков - Издание: Сибирское университетское издательство, 2002 г.
12 МУ 4.2.727-99 Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов
13 Лурье И. С., Скокан Л. Е., Цитович А. П. Технохимический и микробиологический контроль в безалкогольном производстве – М.: Колос, 2003
14 Л.М.Иванова Напитки безалкогольные – Изд-во: Аурика, 1994 г.
15 Методические указания по оформлению пояснительной записки к курсовым и дипломным работам (проектам), Кафедра стандартизации и сертификации; Сост.; Агапов М.А., Суворова Л.А., Николаенко Т.В. – Курск, 2006.
1 Л.М.Иванова Напитки безалкогольные – Изд-во: Аурика, 2004 г., стр.-179-284
2 В. М. Позняковский, В. А. Помозова, Т. Ф. Киселева, Л. В. Пермякова Экспертиза напитков - Издание: Сибирское университетское издательство, 2002 г.
3 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2001 N 3011)
4 Ковальская Л. П., Мелькина Г. М., Шебершнева Н. Н. и др. Технология пищевых производств. - «Агропромиздат», 1988
5 Поздняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999
6 Ковальская Л. П., Мелькина Г. М., Шебершнева Н. Н. и др. Технология пищевых производств. - «Агропромиздат», 1988
7 Постановление Госстандарта РФ от 28.04.1999 N 21 (ред. от 18.06.2002) "О Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.1999 N 1777)