Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить общие сведения, химический состав и пищевую ценность хлеба и хлебобулочных изделий;
- изучить ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть требования, предъявляемые к качеству хлеба;
- изучить дефекты хлеба;
- рассмотреть способы упаковки, маркировки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий;
- провести товароведческую экспертизу хлеба и хлебобулочных изделий.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных
изделий……………………………………………………………………... 6
2. Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий……… 10
3. Факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий … 15 4. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий ……………… 22 5. Дефекты и болезни хлеба и хлебобулочных изделий ………………… 27
6. Упаковка, маркировка и хранение хлеба и хлебобулочных изделий…. 30
7. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий…………………………… 33
7.1 Постановка эксперимента……………………………………………….. 33
7.2 Товароведная характеристика хлеба и хлебобулочных изделий …….. 34 7.3 Отбор проб и подготовка к исследованию …………………………….. 37 7.4 Методы исследования …………………………………………………… 38 7.5 Результаты исследования………………………………………………… 45
Выводы и предложения………………………………………………………. 55 Список литературы …………………………………………………………… 57
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных
изделий……………………………………………………………
2. Классификация и ассортимент
хлеба и хлебобулочных изделий…
3. Факторы, формирующие качество хлеба
и хлебобулочных изделий … 15 4. Требования
к качеству хлеба и хлебобулочных изделий
……………… 22
5. Дефекты и болезни хлеба и хлебобулочных
изделий ………………… 27
6. Упаковка, маркировка и хранение хлеба и хлебобулочных изделий…. 30
7. Экспертиза хлеба и
7.1 Постановка эксперимента………………………………………………
7.2 Товароведная характеристика хлеба
и хлебобулочных изделий …….. 34
7.3 Отбор проб и подготовка к исследованию
…………………………….. 37
Выводы и предложения…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Выращивать и размалывать муку человек начал в глубокой древности, и производство хлеба лежит в основе пищевой технологии многих народов.
Традиционно высокое потребление хлеба складывалось в условиях, когда люди испытывали большие физические нагрузки, и пища была в первую очередь для того, чтобы восполнять затраты энергии. При этом многие ценные и дефицитные пищевые вещества уходили в отходы (отруби).
Только в конце ХХ в. сформировались современные представления о сравнительной биологической ценности различных компонентов пищи, о физиологической основе пищевых потребностей человека, о необходимости вводить в ежедневный рацион в нужных количествах все важнейшие пищевые вещества.
Современные представления
о рациональном питании подразумевают
снабжение человеческого
Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки хлеба и булочных изделий с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
Последние годы ознаменовались значительными изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране.
Хлеб - является гениальным изобретением человечества. В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на час не теряли бы своего значения. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в любом возрасте в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу. С чем бы не его ели, с мясом или любым другим блюдом он не теряет своей привлекательности.
Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. В хлебе содержится многие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна.
Хлеб и другие зерномучные товары являются основными поставщиками углеводов – главного энергетического компонента пищи. При потреблении 500г пшеничного хлеба из муки первого или высшего сортов в организм поступает от 21 до 64 % суточной потребности в жизненно необходимых аминокислотах (кроме лизина, который в хлебе содержится в недостаточном количестве).
За счет хлебных изделий
человек почти полностью
Хлебобулочные изделия всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на рынок.
Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий.
Одновременно с ростом объема производства необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества сырья и готовой продукции.
Эти задачи могут быть решены только на основе повышения эффективности производства путем совершенствования технологии, модернизации оборудования, внедрения научных разработок в производство.
Технологический процесс производства хлебобулочных изделий относится к сложным процессам, где свойства сырья оценивают, прежде всего, выходом и качеством готовой продукции.
Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить общие сведения, химический состав и пищевую ценность хлеба и хлебобулочных изделий;
- изучить ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть требования, предъявляемые к качеству хлеба;
- изучить дефекты хлеба;
- рассмотреть способы упаковки, маркировки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий;
- провести товароведческую экспертизу хлеба и хлебобулочных изделий.
1. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных изделий
Пищевая ценность хлеба и булочных изделий обусловлена многими факторами.
Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1-50,1 % (80 % приходится на крахмал), белка - 4,7-8,3, жира - 0,6-1,3, воды - 47,5 %. При внесении в хлеб различных обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.[ 2]
В изделиях из пшеничной муки белков больше, чем в изделиях из ржаной муки. На одну часть белков в хлебе приходится примерно до восьми частей углеводов, что явно недостаточно с точки зрения количественного содержания белковых веществ. Наиболее рациональным соотношением белков, жиров и углеводов в пище считают 1: 1: 5.
Таблица 1.- Средний химический состав хлеба
Хлеб |
Влага |
Жир |
Белок |
Клетчатка |
Зола |
Сахар |
Крахмал |
Пшеничный в/с |
35,8 |
0,39 |
17,00 |
0,33 |
1,67 |
0,62 |
79,50 |
Из обойной пшеничной муки |
42,1 |
0,94 |
20,71 |
0,98 |
2,38 |
1,23 |
73,12 |
Ржаной пеклев. |
43,8 |
0,39 |
11,72 |
0,99 |
2,55 |
1,12 |
82,69 |
Ржаной интенд. |
40,6 |
1,10 |
13,88 |
2,44 |
2,19 |
2,10 |
75,06 |
За счет хлеба организм человека на 50 % удовлетворяет потребность в витаминах группы В: тиамине (В1), рибофлавине (В2) и никотиновой кислоте (РР). Наличие витаминов в хлебе обусловлено в основном сортом муки. При помоле зерна в муку теряется до 65 % витаминов, и тем больше, чем выше сорт муки. Хлеб из обойной муки характеризуется более высоким содержанием витаминов.
Таблица 2.- Среднее содержание витаминов в хлебе из муки различных сортов (в мг на 100 г продукта)
Хлеб |
В1 |
В2 |
РР |
Ржаной из обойной муки |
0,15 |
0,13 |
0,45 |
Пшеничный из муки 100 % выхода |
0,26 |
0,12 |
3,10 |
Пшеничный из муки 85 % выхода |
0,20 |
0,08 |
1,60 |
Батоны из муки пшеничной 72 % выхода |
0,10 |
0,07 |
0,67 |
Булки городские из муки 72 % выхода |
0,12 |
0,10 |
0,70 |
Хлеб важен и как
источник минеральных веществ. В
хлебе содержится калий, фосфор, сера,
магний; в несколько меньших
Биологическая ценность
хлеба характеризуется
Энергетическая ценность хлеба определяется особенностью его химического состава и зависит от вида, сорта муки и рецептуры. Энергетическая ценность хлеба пшеничного выше соответствующего сорта ржаного. С повышением сорта муки увеличивается количество выделяемой энергии. Сорта хлеба, где рецептурой предусмотрены добавки различных питательных веществ, характеризуются более высокой энергетической ценностью. Так, энергетическая ценность 100 г хлеба из муки пшеничной обойной равна 849 кДж, из муки пшеничной высшего сорта - 975, из муки ржаной сеяной - 895, хлеба улучшенного - до 1 100, сдобных изделий - до 1450 кДж.
Таблица 3.- Покрытие суточной потребности человека в отдельных минеральных веществах при потреблении 500 г хлеба
Хлеб |
Покрытие потребности (в %) в | |||
Са |
Р |
Mg |
Fe | |
Формовой из ржаной обойной муки |
20,0 |
56,3 |
49,3 |
70,0 |
Формовой из пшеничной обойной муки |
16,9 |
60,6 |
48,6 |
70,0 |
Формовой из пшеничной муки 2 сорта |
15,0 |
51,2 |
31,4 |
56,7 |
Формовой из пшеничной муки 1 сорта |
12,5 |
30,9 |
21,4 |
46,7 |
Батоны из пшеничной муки 1 сорта |
13,1 |
32,5 |
22,8 |
50,0 |
Городские булки из пшеничной муки 1 сорта |
13,1 |
32,1 |
22,1 |
50,0 |
Органолептическая ценность хлеба зависит от его внешнего вида, состояния мякиша, вкуса, аромата и во многом определяет его пищевую ценность. Хлеб, правильно выпеченный, из хорошо приготовленного теста, правильной формы, с хорошо окрашенной, подрумяненной корочкой лучше усваивается. Вкус и аромат хлеба обусловлены содержанием органических кислот, спиртов, эфиров, альдегидов и других веществ, которые накапливаются в процессе брожения теста и при выпечке изделий. Количество вкусовых и ароматических веществ в основном зависит от вида и сорта муки, рецептуры, особенностей приготовления теста, внесения в него различных добавок и продолжительности выпечки. [3 ]
Физиологическое значение хлеба заключается в том, что он придает всей массе потребляемой пищи благоприятную консистенцию, способствует смачиваемости пищеварительными соками и лучшей работе пищеварительного тракта.
Повышение пищевой ценности хлеба и булочных изделий осуществляется в настоящее время по четырем направлениям:
- создание способов производства хлеба из целого зерна; выработка тонкодиспергированной муки из целого зерна пшеницы и использование ее в хлебопечении позволит обогатить хлеб естественными витаминами и минеральными веществами;
- использование различных полезных пищевых добавок; в качестве обогатителей в хлебопекарной промышленности широко применяют молочные продукты (молоко натуральное и сухое, молочную пахту и сыворотку), перспективным белковым обогатителем служат соевая и гороховая мука;
- получение принципиально новых хлебных продуктов из нетрадиционного сырья хлебопекарного производства (использование картофельного, кукурузного крахмала и других продуктов);
Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий