Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить общие сведения, химический состав и пищевую ценность хлеба и хлебобулочных изделий;
- изучить ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть требования, предъявляемые к качеству хлеба;
- изучить дефекты хлеба;
- рассмотреть способы упаковки, маркировки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий;
- провести товароведческую экспертизу хлеба и хлебобулочных изделий.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных
изделий……………………………………………………………………... 6
2. Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий……… 10
3. Факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий … 15 4. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий ……………… 22 5. Дефекты и болезни хлеба и хлебобулочных изделий ………………… 27
6. Упаковка, маркировка и хранение хлеба и хлебобулочных изделий…. 30
7. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий…………………………… 33
7.1 Постановка эксперимента……………………………………………….. 33
7.2 Товароведная характеристика хлеба и хлебобулочных изделий …….. 34 7.3 Отбор проб и подготовка к исследованию …………………………….. 37 7.4 Методы исследования …………………………………………………… 38 7.5 Результаты исследования………………………………………………… 45
Выводы и предложения………………………………………………………. 55 Список литературы …………………………………………………………… 57
При навеске хлеба в 25г и количестве воды в 250см3 для выражения кислотности в градусах следует число куб. сантиметров децинормального раствора едкой щелочи, пошедшей на нейтрализацию кислоты в 50 см3 отстоя, умножить на 2.
Конечный результат
выводится как среднее
Кислотность Х , 0. Вычисляют по формуле
Х=
Где V-объем раствора молярной концентрации 0,1 моль/дм3 гидроокиси натрия или гидроокиси калия, израсходованного при титровании исследуемого раствора, см3,
V1- объем дистиллированной воды, взятой для извлечения кислот из исследуемой продукции, см3,
a- коэффициент пересчета на 100г навески,
К- поправочный коэффициент приведения используемого раствора гидроокиси натрия или гидроокиси калия к раствору точной молярной концентрации 0,1 моль/дм3
1/10- коэффициент приведения раствора гидроокиси натрия или гидроокиси калия молярной концентрации 0,1 моль/дм3 к 1,0 моль, дм3,
m- Масса навески г,
V2- объем исследуемого раствора, взятого для титрования, см3.
7.5. Результаты исследования.
Данная работа была проведена в магазине «Магнит», который расположен по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, д. 32, площадь магазина 170м2. В указанном магазине работают директор, два товароведа, шесть продавцов. Ежедневный объем продаж магазина составляет около 130 тысяч рублей. Магазин «Магнит» - магазин самообслуживания, реализующий ассортимент товара повседневного спроса, главным образом продуктов по низким ценам. В основном это товары, не требующие предварительной подготовки к продажам - бакалея, спиртные напитки, соки, кондитерские изделия и другие товары.
Цель магазина «Магнит» совершение продаж заявленного ассортимента.
Магазин предлагает товары по принципу «простота и доступность»: универсамы «Магнит» расположены рядом с домом; ассортимент магазинов магнит – товары повседневного спроса: все что требуется каждый день, для разрешения ежедневных потребностей; оптимальные цены; быстрая покупка. Корпоративный товар располагается на открытых стеллажных полках. Мясные и молочные продукты, для которых необходимо применять холодильное оборудование; колбасы, мясо, птица и полуфабрикаты из них, сливочное масло, сыры, молоко и кисломолочная продукция – продаются из охлаждаемых стеллажей или бонет, расположенных в зале самообслуживания. Продукция с частной маркой располагается на уровне руки, в самых привлекательных и доступных местах. Товар продается по оптимальной цене. Для того чтобы иметь возможность устанавливать такие цены, магазины объединяются в сеть. Только после создания единого распределительного центра и четкой организации поставок можно добиться снижения цен на товары. Ассортиментная политика компании едина для всей сети «Магнит».
Хлебобулочные изделия в данном магазине представлены: ОАО «Хлебокомбинат «Волжский», ОАО «Камышинский хлебокомбинат», ОАО «Хлебозавод № 5», ЧП «Царская услада», выпечка собственной продукции.
Анализ и структура ассортимента магазина «Магнит».
Проанализируем структуру ассортимента хлебобулочных изделий, сгруппировав их по определенным признакам: по поставщикам, по группам, видам, объемам реализации (спросу). А также рассчитаем коэффициенты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента магазина «Магнит».
1) Всего в магазине «Магнит» реализуется 50 наименований хлебобулочных изделий, из них:
- хлеб ржаной – не продается – 0%;
- хлеб ржано-пшеничный – 2 наименования – 4%;
- хлеб пшенично-ржаной – 6 наименований – 12%;
- хлеб пшеничный – 10 наименований – 20%;
- булочные изделия – 12 наименований – 24%;
- сдобные изделия – 15 наименований – 30%;
- бараночные изделия – 3 наименования – 6%;
национальные хлебные изделия – 2 наименования – 4%.
Как видно по данной диаграмме, самый большой удельный вес в представленном ассортименте из хлеба занимает пшеничный хлеб, а ржаной хлеб вовсе отсутствует. Лидирующую же позицию среди всех хлебобулочных изделий занимают сдобные изделия – треть всего ассортимента. Можно сказать, что данное распределение в структуре ассортимента соответствует спросу. Какой вид изделия лучше реализуется, тот и в больших количествах поставляется.
2) Сделаем анализ структуры
поставщиков хлебобулочных
- ОАО «Хлебокомбинат «Волжский» - 17 наименований – 34%,
- ОАО «Камышинский хлебокомбинат» - 4 наименований – 8%,
- ОАО «Хлебозавод № 5» - 19 наименований – 38%,
- ЧП «Царская услада» - 2 наименования - 4 %,
- выпечка собственной продукции – 8 наименований – 16%.
Наибольший удельный
вес среди хлебобулочных
3) Если сравнивать
по количеству реализуемых
По хлебу:
1. Хлеб пшеничный 1 сорта.
2. Хлеб пшеничный 2 сорта .
3. Деревенский новый
(подовый и формовой в нарезке)
4. Бородинский, Ароматный
и Пеклеванный (подовый и
5. С отрубями: Русский (нарезка).
6. Хлебец лучок, хлебец заварной с изюмом.
7. Хлеб горчичный новый (тостерный).
По булочным изделиям:
1. Батоны Волгоградский, Горчичный, Нарезной , рожки сдобные.
2. Батоны Бутербродные (разных производителей, по 0,2; 0,35; 0,4 кг).
3. Батон Турецкий, батончик "К чаю" (нарезной).
По сдобным изделиям:
1. Булочка Круассан
«Вкусняшка», слойка Свердловск
2. Баба Сибирская, Булка
сдобная в ассортименте (с повидлом,
с сыром, с маком, с
3. Рожок Обсыпной с кунжутом, Ромашка Посыпушка, булочка Витушка.
4. Рулеты Венский, Калач с маком.
По бараночным изделиям:
1. Бублик Украинский с маком.
2. Сушки: Малютка, Челночок, Молочная, в глазури, с маком.
По национальным изделиям:
1. Лаваш Армянский, Лаваш Ошотовский.
Сегодня производители хлебобулочных изделий, стремятся заинтересовать своего потребителя не только новым ассортиментом и качеством, активно применяется нарезка хлебных изделий. Эта услуга довольно успешно привлекает покупателя – хлеб в нарезке быстрее реализуется. Тем более что этот продукт не отличается в цене. Также, производители стали выпускать в продажу хлеб по Ѕ массы изделия (разрезанный пополам). Это относится к сортам хлеба, пользующимся наибольшим спросом: Пшеничный 1, 2 сортов, Пеклеванный, Ароматный. Такой вид услуги очень удобен в магазинах самообслуживания, и непосредственно для покупателей, которые потребляют хлеб в малых количествах.
4) Рассчитаем широту
ассортимента хлебобулочных
Кш = ,
где Шд – широта действительная; Шб – широта базовая;
Широта действительная – 7 групп хлебобулочных изделий,
Широта базовая – 8 групп (+ржаной хлеб), значит:
Кш = 7 / 8 = 0,875.
5) Рассчитаем коэффициент
полноты – он показывает
Кп = ,
где Пд – полнота действительная;
Пб – полнота базовая (информация в прайс-листах).
Кп = 50 / 250 = 0,2.
Безусловно, это невысокие показатели и нужно было бы их повысить, расширяя ассортимент. Но необходимо также учитывать другие факторы: этот магазин находится в небольшом спальном районе и наличие по соседству других продовольственных магазинов. Еще один важный фактор – это падение спроса на хлебобулочные изделия в настоящее время. Отсюда сужение ассортимента и снижение объема поставок.
6) Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента по формуле:
Ку = ,
где У – количество товаров, пользующихся устойчивым спросом (у нас это 46 наименований).
Ку = 46 / 50 = 0,92.
этот показатель соответствует нормам, даже немного превышает их, что говорит об эффективности работы предприятия. Но все же, необходимо постоянно изучать и анализировать спрос населения, отслеживать сроки реализации каждой поставки.
7) Рассчитаем коэффициент
новизны ассортимента
Кн = ,
где Н – количество новых наименований.
Кн = 8 / 50 = 0,16.
В настоящее время, при падении спроса, этот показатель является достаточным. Нужно осторожно предлагать новые изделия потребителю.
Оценка качества ассортимента, реализуемого в магазине «Магнит» (трех изделий). Был произведен сравнительный анализ показателей качества реализуемого хлеба в магазине «Магнит».
Таблица №11.- Анализ показателей качества Пшеничного хлеба 1 сорта ОАО «Хлебозавод № 5»
Наименование показателя |
Характеристика по ГОСТу Р 52462-05, СТО 00555904-002-2008 |
Характеристика фактическая |
Оценка качества |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Внешний вид: - форма
- поверхность
- цвет |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплавов.
Гладкая, без крупных трещин и подрывов.
От светло-желтого до коричневого. |
Соответствующая хлебной форме, без боковых выплавов.
Гладкая, без трещин и подрывов.
Светло-желтый. |
Соответствует
Соответствует
Соответствует |
|
Состояние мякиша: - пропеченность
- промес
- пористость |
Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный. После легкого надавливания пальцами мякиш должен принимать первоначальную форму.
Без комочков и следов непромеса.
Развитая, без пустот и уплотнений. Не допускается отслоение корки от мякиша. |
Соответствует данному ГОСТу.
Комочки и следы непромеса отсутствуют.
Достаточно развитая, без пустот и уплотнений. |
Соответствует
Соответствует
Соответствует |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Вкус |
Свойственный данному виду изделия. Без постороннего привкуса. |
Вкус пшеничного хлеба, без посторонних привкусов. |
Соответствует |
|
Запах |
Свойственный данному виду изделия. Без постороннего запаха. |
Запах хлеба, без посторонних. |
Соответствует |
Из таблицы 11 видно, что Пшеничный хлеб 1 сорта ОАО «Хлебозавод №5», по всем органолептическим показателям соответствует ГОСТу Р 52462-05, Белый хлеб из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, Технические условия.
Таблица 12.- Анализ показателей качества хлеба «Деревенский новый» (нарезка) в упаковке, производства ОАО «Камышинский хлебокомбинат».
Наименование показателя |
Характеристика по ГОСТу Р52961-2008, СТО 00348482-002-2010 |
Характеристика реальная |
Оценка качества |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внешний вид: - форма
- поверхность
- цвет |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплывов. Без крупных подрывов, с глянцем. Не допускается отслоение корки от мякиша.
От светло-коричневого до темно-коричневого. |
Соответствующая выпекаемой форме, без выплывов.
Глянцевая, без подрывов и отслоений.
Светло-коричневый, корка – темнее. |
Соответствует
Соответствует
Соответствует |
1 |
2 |
3 |
4 |
Состояние мякиша: - пропеченность
- промесс
- пористость |
Пропеченный, не липкий, не влажный на ощупь, эластичный. После легкого надавливания пальцами мякиш должен принимать первоначальную форму.
Без комочков и следов непромеса.
Развитая, без пустот и уплотнений. |
Недостаточно пропеченный, в центре липковатый на ощупь, неэластичный. После надавливания пальцем остается вмятина.
Без комочков и следов непромеса.
Неразвитая в центре изделия. |
Не соответствует
Соответствует
Соответствует |
Вкус |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса. |
Обычный для этого хлеба, без посторонних привкусов. |
Соответствует |
Запах |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха. |
Свойственный хлебный запах, без посторонних. |
Соответствует |
При сравнении органолептических показателей качества: были выявлены несоответствия состоянию мякиша (непропеченость) хлеба «Деревенский новый» (нарезка) в упаковке, с показателями, установленными ГОСТу Р52961-2008, Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной, Общие технические условия. Производитель выпускает его уже упакованным в пакеты, поэтому в магазине тяжело обнаружить этот недостаток. Однако, перед покупателем несет ответственность торговое предприятие.
Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий