Ассортиментная и качественная идентификация масла крестьянского несоленого сладко-сливочного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Первое упоминание о производстве масла известно из песен жителей Индии, оно относится к 1500-2000 годам до нашей эры. Древние евреи ссылались на масло в Ветхом Завете, и поэтому они считаются первыми разработчиками искусства получения масла. В V веке в Ирландии, а в IX веке в Италии и в России сливочное масло было популярным продуктом питания. Норвежцы в VIII веке брали с собой в дальние плавания бочонки с коровьим масло

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………...
1.1 Состояние и перспективы развития рынка
1.2 Классификация и характеристика ассортимента
1.3 Химический состав и пищевая ценность
1.4 Схема производства
1.5 Факторы качества
1.5.1 Факторы, формирующие качество
1.5.2 Факторы, сохраняющие качество
1.6 Оценка качества и безопасности
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ структуры ассортимента масла сливочного, реализуемого в торговой розничной сети г. Хабаровска
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Цель и задачи исследования
3.2 Характеристика объектов исследования
3.3 Постановка опытов и методы исследования
3.4 Результаты экспериментальных исследований
3.4.1 Анализ информации о товаре
3.4.2 Характеристика качества по органолептическим показателям
3.4.3 Характеристика качества по физико-химическим показателям
3.4.4 Заключение о качестве
4 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 666.50 Кб (Скачать файл)

      

    Во  время исследования во всех пяти магазинах  было представлено сливочное масло только в упаковке из кашированной фольги.

    Проведя анализ структуры ассортимента сливочного масла в торговой сети г. Хабаровска в октябре 2011 г., было выявлено что, наибольшую долю в реализации занимает масло производства ООО «Кипринский молочный завод», ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» (Россия) и Valio Group (Финляндия), марок «Крестьянское», «Алтайское» и «Валио» жирностью 80% и 72,5%, массой 200 грамм и ценой в пределах 21-116 рублей за упаковку, в упаковке из кашированной фольги.

     3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

     3.1 Цель и задачи  исследования

 

     Целью исследования является ассортиментная и качественная идентификация масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого, реализуемого в торговой розничной сети г. Хабаровска. Для достижения цели необходимо решить задачи:

     1. Провести ассортиментную идентификацию  масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого, реализуемого в торговой сети г. Хабаровска.

     2. Провести качественную идентификацию  исследуемых образцов и установить их соответствие нормативным требованиям.

     3. Сделать сравнительную характеристику качества и свойства масла сливочного различных производителей.

     3.2 Характеристика  объектов исследования

     Для ассортиментной и качественной идентификации в торговой розничной сети г. Хабаровска было «вслепую» отобрано шесть образцов масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого различных производителей (таблица 3.1).

     Все шесть образцов масла изготовлены в соответствии с одним нормативным документом(ГОСТ Р 52969-2008), имеют идентичный состав(из пастеризованных сливок). Образец изготовителя ОАО  «Молочный комбинат Благовещенский» г. Благовещенск  имеет отличный от других образцов срок хранения при 3±2°С, ОВВ не более 90% всего 5 суток. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3.1 – Характеристика исследуемых образцов сливочного масла.

Изготовитель Срок годности Вид упаковки
ООО ТПК  «Виаком»

( г. Новосибирск) 

при 3±2°С – 35 суток;

 –  6±2°С – 60 суток;

– 16±2°С – 120 суток,

ОВВ не более 90%

 
ОАО «Кипринский  молочный завод»

(г. Барнаул) 

при – 16±2°С, ОВВ 80 до 90% – 120 суток ;

3±2°С, ОВВ  не более 90% - 60 суток

 
ООО «Восток-С»

(г. Барнаул)

при – 18 до +3°С, ОВВ  не более 85%.

при 3±2°С – 35 суток;

– 6±2°С – 60 суток;

– 16±2°С – 120 суток

Алюминиевая кашированная фольга
ООО «Дядьково-молоко»

(с. Дядьково)

при – 16±2°С – 120 суток;

– 6±3°С – 60 суток4

3±2°С  – 35 суток

 
ООО ТД «Молочные продукты» 

(г. Пермь) 
 
 
 

при – 16±2°С,  ОВВ 80 до 90% – 120 суток;

3±2°С 

ОВВ не более 90% – 35 суток 

 
ОАО «  Молочный комбинат Благовещенский»

( г. Благовещенск)

– 16±2°С, ОВВ 80 до 90% – 120 суток;

3±2°С, ОВВ  не более 90% - 5 суток

 

     3.3 Постановка опытов и методы  исследования

     Сущность  органолептического метода оценки качества заключается в оценке внешнего вида, запаха, цвета, консистенции, вкуса, осуществляемой органолептически.

     Органолептические показатели масла сливочного  а  также их маркировку и упаковку в  баллах оценивают, используя шкалу  в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008 (таблица 3.2). 

Таблица 3.2 – Бальная шкала оценки масла и пасты масляной из коровьего молока

Наименование  показателя Оценка, баллы
Вкус  и запах 10
Консистенция  и внешний вид 5
Цвет 2
Упаковка  и маркировка 3
Итого 20

 

     Шкала оценки органолептических показателей, вида упаковки и маркировки сливочного масла приведена в таблице 3.3[31] 

Таблица 3.3 – Шкала оценки органолептических показателей, вида упаковки и маркировки сливочного масла

Наименование  и характеристика показателя Оценка, баллы
Вкус  и запах (10 баллов)
Отличный  Выраженный  сливочный вкус и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и  запахов 10
Хороший Выраженный  сливочный вкус, но недостаточно выраженный привкус пастеризации, без посторонних  привкусов и запахов 9
Удовлетворительный Недостаточно  выраженный сливочный, без посторонних  привкусов и запахов 8
Невыраженный (пустой) сливочный и  привкус пастеризации 7
С наличием привкусов Излишне выраженный привкус пастеризации 7
Слабокормовой привкус 6
Слабопригорелый привкус 5
Привкус растопленного (топленого) масла 5
Консистенция  и внешний вид (5 баллов)
Отличная Плотная, однородная, пластичная, поверхность на срезе  блестящая, сухая на вид; термоустойчивость  не менее – 0,8 5
Хорошая Плотная, однородная, но недостаточно пластичная, поверхность на срезе слабо-блестящая или слегка матовая, с наличием единичных капелек влаги размером до 1 мм, термоустойчивость не менее – 0,75 4
Удовлетворительная Недостаточно  плотная и пластичная, поверхность  на срезе матовая с наличием мелких капелек влаги; слабо крошливая и слабо рыхлая или слабослоистая; термоустойчивость не менее – 0,7 3

     Окончание таблицы 3.3

Цвет (2 балла)
Характерный для сливочного масла От светло-желтого  до желтого, однородный по всей массе 2
От  светло-желтого до желтого, незначительная неоднородность по массе 1
Маркировка  и упаковка (3 балла)
Хорошая Упаковка правильная, маркировка четкая 3
Удовлетворительная Незначительная  деформация упаковки 2
Примечание  – При наличии двух или более  пороков по каждому показателю снижение бальной оценки следует осуществлять по наиболее обесценивающему пороку

 

     В зависимости от общей балльной оценки с учетом вкуса и запаха масло  сливочное относят к одному из сортов (таблица 3.4). 

Таблица 3.4  – Общая балльная оценка масла различных сортов

Сорт Общая оценка Оценка, не менее
вкуса и запаха консистенции цвета упаковки и  маркировки
Высший 17-20 8 4 2 3
Первый 11-16 5 3 1 2

 
 

     Физико-химическую оценку качества масла производят по таким показателям как энергетическая ценность, массовая доля жира, массовая доля влаги, кислотность, термоустойчивость.

     Расчет  энергетической ценности производим умножением белков – на 4, жиров – на 9, углеводов  на – 4.

     Определение массовой доли влаги масла проведено по ГОСТ 3626-73 «Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества»[32].

     Массовая  доля влаги W, %, вычисляется по формуле:  

                                                                                                (1) 

     где m – масса алюминиевого стакана с навеской продукта до нагревания, г;

     m1 - масса алюминиевого стакана с навеской продукта после нагревания, г;

     m0 – навеска продукта, г.

     Определение кислотности масла проведено по ГОСТ 3624-92 «Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности»[33].

     Метод основан на нейтрализации кислот, содержащихся в продукте, раствором  гидроокиси натрия в присутствии  индикатора фенолфталеина. Кислотность  сливочного масла и его жировой  фазы Х, °К, вычисляют по формуле: 

                                              Х=                                                               (2) 

     где V - объем раствора гидроокиси натрия, затраченный на нейтрализацию кислот, содержащихся в масле, см3;

     m – масса навески масла;

     Определение термоустойчивости масла проведено по ГОСТ 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока»[34].

     Метод основан на определении способности продукта сохранять форму (не деформироваться под воздействием собственной массы) при температуре 30±1°С

     Термоустойчивость вычисляют по формуле: 

                                                                                                             (3) 

     где Д0 – начальный диаметр основания пробы, равный 20 мм;

     Дк – средний диаметр основания пробы после ее термостатирования, мм.

Таблица 3.5– Шкала, характеризующая термоустойчивость продукта

Характеристика  термоустойчивости Термоустойчивость
Хорошая 0,93±0,07
Удовлетворительная 0,78±0,07
Неудовлетворительная Менее 0,70

 

     Определение массовой доли жира проведено по ГОСТ 5867[35].

     Массовую  долю жира в масле без наполнителей Х, %. определяют по формуле:

                                                     Х=100-(В+С)                                                (4)

     где В – массовая доля влаги, определенная по ГОСТ 3626, %;

     С – массовая доля сухого обезжиренного вещества, определенная по ГОСТ 3626, %;

     Массовую  долю обезжиренного сухого вещества в масле Крестьянском при расчетах принимают 2,5%.

     3.4 Результаты экспериментальных исследований

     3.4.1 Анализ информации о товаре

     Маркировка, наносимая на транспортную и потребительскую  тару, служит источником информации, как  для покупателя, так и для продавца. В соответствии с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, маркировка должна быть доступной, достаточной, достоверной, обеспечивать потребителю возможность правильного выбора товаров.

     Все исследуемые образцы изготовлены  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52969-2008 из пастеризованных сливок.

    Анализ  маркировки исследуемых образцов сливочного масла  проводился в соответствии с требованиями технического регламента на молоко и молочную продукцию, данные представлены в таблице 3.6.

     Полная  информация, в соответствии с техническим  регламентом на молоко и молочную продукцию, была представлена у пяти исследуемых образцов сливочного масла.

     Исследование  показало, что информация на маркировке у  образца сливочного масла изготовителя ООО ТД «Молочные продукты» не указана дата производства и знак обращения на рынке, а у образца масла изготовителя ООО ТПК «Виаком» на момент исследования истек срок годности.

     У образцов ООО ТПК «Виаком» и ООО «Восток-С» указана пищевая ценность, не соответствующая маслу крестьянскому сладко-сливочному несоленому, указанному в справочной информации ГОСТ Р 52969-2008, но эти отклонения незначительны. На маркировке образца изготовителя ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» плохо видно дату производства. Таким образом, полная и более доступная информация у двух образцов сливочного масла изготовителей ООО «Дядьково-молоко» и ОАО «Кипринский молочный завод».

     Рекомендуется изъять из реализации масло изготовителя ООО ТПК «Виаком» (вышел срок годности) и ООО ТД «Молочные продукты» (не указан срок годности), а также  произвести перемаркировку образца  ОАО «Молочный комбинат Благовещенский».

Информация о работе Ассортиментная и качественная идентификация масла крестьянского несоленого сладко-сливочного