Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 13:00, курсовая работа
Первое упоминание о производстве масла известно из песен жителей Индии, оно относится к 1500-2000 годам до нашей эры. Древние евреи ссылались на масло в Ветхом Завете, и поэтому они считаются первыми разработчиками искусства получения масла. В V веке в Ирландии, а в IX веке в Италии и в России сливочное масло было популярным продуктом питания. Норвежцы в VIII веке брали с собой в дальние плавания бочонки с коровьим масло
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………...
1.1 Состояние и перспективы развития рынка
1.2 Классификация и характеристика ассортимента
1.3 Химический состав и пищевая ценность
1.4 Схема производства
1.5 Факторы качества
1.5.1 Факторы, формирующие качество
1.5.2 Факторы, сохраняющие качество
1.6 Оценка качества и безопасности
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ структуры ассортимента масла сливочного, реализуемого в торговой розничной сети г. Хабаровска
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Цель и задачи исследования
3.2 Характеристика объектов исследования
3.3 Постановка опытов и методы исследования
3.4 Результаты экспериментальных исследований
3.4.1 Анализ информации о товаре
3.4.2 Характеристика качества по органолептическим показателям
3.4.3 Характеристика качества по физико-химическим показателям
3.4.4 Заключение о качестве
4 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Во время исследования во всех пяти магазинах было представлено сливочное масло только в упаковке из кашированной фольги.
Проведя анализ структуры ассортимента сливочного масла в торговой сети г. Хабаровска в октябре 2011 г., было выявлено что, наибольшую долю в реализации занимает масло производства ООО «Кипринский молочный завод», ЗАО «Озерецкий молочный комбинат» (Россия) и Valio Group (Финляндия), марок «Крестьянское», «Алтайское» и «Валио» жирностью 80% и 72,5%, массой 200 грамм и ценой в пределах 21-116 рублей за упаковку, в упаковке из кашированной фольги.
Целью исследования является ассортиментная и качественная идентификация масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого, реализуемого в торговой розничной сети г. Хабаровска. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1.
Провести ассортиментную
2.
Провести качественную
3. Сделать сравнительную характеристику качества и свойства масла сливочного различных производителей.
Для ассортиментной и качественной идентификации в торговой розничной сети г. Хабаровска было «вслепую» отобрано шесть образцов масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого различных производителей (таблица 3.1).
Все
шесть образцов масла изготовлены в
соответствии с одним нормативным документом(ГОСТ
Р 52969-2008), имеют идентичный состав(из пастеризованных
сливок). Образец изготовителя ОАО
«Молочный комбинат Благовещенский» г.
Благовещенск имеет отличный от других
образцов срок хранения при 3±2°С, ОВВ не
более 90% всего 5 суток.
Таблица 3.1 – Характеристика исследуемых образцов сливочного масла.
Изготовитель | Срок годности | Вид упаковки |
ООО ТПК
«Виаком»
( г. Новосибирск) |
при 3±2°С – 35 суток;
– 6±2°С – 60 суток; – 16±2°С – 120 суток, ОВВ не более 90% |
|
ОАО «Кипринский
молочный завод»
(г. Барнаул) |
при – 16±2°С, ОВВ
80 до 90% – 120 суток ;
3±2°С, ОВВ не более 90% - 60 суток |
|
ООО «Восток-С»
(г. Барнаул) |
при – 18 до +3°С,
ОВВ не более 85%.
при 3±2°С – 35 суток; – 6±2°С – 60 суток; – 16±2°С – 120 суток |
Алюминиевая кашированная фольга |
ООО «Дядьково-молоко»
(с. Дядьково) |
при – 16±2°С – 120
суток;
– 6±3°С – 60 суток4 3±2°С – 35 суток |
|
ООО ТД
«Молочные продукты»
(г. Пермь) |
при – 16±2°С,
ОВВ 80 до 90% – 120 суток;
3±2°С ОВВ не
более 90% – 35 суток |
|
ОАО «
Молочный комбинат Благовещенский»
( г. Благовещенск) |
– 16±2°С, ОВВ 80 до
90% – 120 суток;
3±2°С, ОВВ не более 90% - 5 суток |
Сущность органолептического метода оценки качества заключается в оценке внешнего вида, запаха, цвета, консистенции, вкуса, осуществляемой органолептически.
Органолептические
показатели масла сливочного а
также их маркировку и упаковку в
баллах оценивают, используя шкалу
в соответствии с ГОСТ Р 52969-2008 (таблица
3.2).
Таблица 3.2 – Бальная шкала оценки масла и пасты масляной из коровьего молока
Наименование показателя | Оценка, баллы |
Вкус и запах | 10 |
Консистенция и внешний вид | 5 |
Цвет | 2 |
Упаковка и маркировка | 3 |
Итого | 20 |
Шкала
оценки органолептических показателей,
вида упаковки и маркировки сливочного
масла приведена в таблице 3.3[31]
Таблица 3.3 – Шкала оценки органолептических показателей, вида упаковки и маркировки сливочного масла
Наименование и характеристика показателя | Оценка, баллы | |
Вкус и запах (10 баллов) | ||
Отличный | Выраженный сливочный вкус и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов | 10 |
Хороший | Выраженный сливочный вкус, но недостаточно выраженный привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов | 9 |
Удовлетворительный | Недостаточно выраженный сливочный, без посторонних привкусов и запахов | 8 |
Невыраженный (пустой) | сливочный и привкус пастеризации | 7 |
С наличием привкусов | Излишне выраженный привкус пастеризации | 7 |
Слабокормовой привкус | 6 | |
Слабопригорелый привкус | 5 | |
Привкус растопленного (топленого) масла | 5 | |
Консистенция и внешний вид (5 баллов) | ||
Отличная | Плотная, однородная, пластичная, поверхность на срезе блестящая, сухая на вид; термоустойчивость не менее – 0,8 | 5 |
Хорошая | Плотная, однородная, но недостаточно пластичная, поверхность на срезе слабо-блестящая или слегка матовая, с наличием единичных капелек влаги размером до 1 мм, термоустойчивость не менее – 0,75 | 4 |
Удовлетворительная | Недостаточно плотная и пластичная, поверхность на срезе матовая с наличием мелких капелек влаги; слабо крошливая и слабо рыхлая или слабослоистая; термоустойчивость не менее – 0,7 | 3 |
Окончание таблицы 3.3
Цвет (2 балла) | ||
Характерный для сливочного масла | От светло-желтого до желтого, однородный по всей массе | 2 |
От светло-желтого до желтого, незначительная неоднородность по массе | 1 | |
Маркировка и упаковка (3 балла) | ||
Хорошая | Упаковка правильная, маркировка четкая | 3 |
Удовлетворительная | Незначительная деформация упаковки | 2 |
Примечание – При наличии двух или более пороков по каждому показателю снижение бальной оценки следует осуществлять по наиболее обесценивающему пороку |
В
зависимости от общей балльной оценки
с учетом вкуса и запаха масло
сливочное относят к одному из
сортов (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Общая балльная оценка масла различных сортов
Сорт | Общая оценка | Оценка, не менее | |||
вкуса и запаха | консистенции | цвета | упаковки и маркировки | ||
Высший | 17-20 | 8 | 4 | 2 | 3 |
Первый | 11-16 | 5 | 3 | 1 | 2 |
Физико-химическую
оценку качества масла производят по
таким показателям как
Расчет энергетической ценности производим умножением белков – на 4, жиров – на 9, углеводов на – 4.
Определение массовой доли влаги масла проведено по ГОСТ 3626-73 «Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества»[32].
Массовая
доля влаги W, %, вычисляется по формуле:
где m – масса алюминиевого стакана с навеской продукта до нагревания, г;
m1 - масса алюминиевого стакана с навеской продукта после нагревания, г;
m0 – навеска продукта, г.
Определение кислотности масла проведено по ГОСТ 3624-92 «Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности»[33].
Метод
основан на нейтрализации кислот,
содержащихся в продукте, раствором
гидроокиси натрия в присутствии
индикатора фенолфталеина. Кислотность
сливочного масла и его жировой
фазы Х, °К, вычисляют по формуле:
где V - объем раствора гидроокиси натрия, затраченный на нейтрализацию кислот, содержащихся в масле, см3;
m – масса навески масла;
Определение термоустойчивости масла проведено по ГОСТ 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока»[34].
Метод основан на определении способности продукта сохранять форму (не деформироваться под воздействием собственной массы) при температуре 30±1°С
Термоустойчивость
вычисляют по формуле:
где Д0 – начальный диаметр основания пробы, равный 20 мм;
Дк – средний диаметр основания пробы после ее термостатирования, мм.
Таблица 3.5– Шкала, характеризующая термоустойчивость продукта
Характеристика термоустойчивости | Термоустойчивость |
Хорошая | 0,93±0,07 |
Удовлетворительная | 0,78±0,07 |
Неудовлетворительная | Менее 0,70 |
Определение массовой доли жира проведено по ГОСТ 5867[35].
Массовую долю жира в масле без наполнителей Х, %. определяют по формуле:
где В – массовая доля влаги, определенная по ГОСТ 3626, %;
С – массовая доля сухого обезжиренного вещества, определенная по ГОСТ 3626, %;
Массовую долю обезжиренного сухого вещества в масле Крестьянском при расчетах принимают 2,5%.
Маркировка, наносимая на транспортную и потребительскую тару, служит источником информации, как для покупателя, так и для продавца. В соответствии с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, маркировка должна быть доступной, достаточной, достоверной, обеспечивать потребителю возможность правильного выбора товаров.
Все
исследуемые образцы
Анализ маркировки исследуемых образцов сливочного масла проводился в соответствии с требованиями технического регламента на молоко и молочную продукцию, данные представлены в таблице 3.6.
Полная информация, в соответствии с техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, была представлена у пяти исследуемых образцов сливочного масла.
Исследование показало, что информация на маркировке у образца сливочного масла изготовителя ООО ТД «Молочные продукты» не указана дата производства и знак обращения на рынке, а у образца масла изготовителя ООО ТПК «Виаком» на момент исследования истек срок годности.
У образцов ООО ТПК «Виаком» и ООО «Восток-С» указана пищевая ценность, не соответствующая маслу крестьянскому сладко-сливочному несоленому, указанному в справочной информации ГОСТ Р 52969-2008, но эти отклонения незначительны. На маркировке образца изготовителя ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» плохо видно дату производства. Таким образом, полная и более доступная информация у двух образцов сливочного масла изготовителей ООО «Дядьково-молоко» и ОАО «Кипринский молочный завод».
Рекомендуется изъять из реализации масло изготовителя ООО ТПК «Виаком» (вышел срок годности) и ООО ТД «Молочные продукты» (не указан срок годности), а также произвести перемаркировку образца ОАО «Молочный комбинат Благовещенский».