Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:34, курсовая работа
В курсовой работе исследуются пути повышения культуры обслуживания и роль продавцов в этом процессе. Торговое обслуживание – это комплексное понятие, которое включает в себя такие понятие, как «качество торгового обслуживания», «культура торговли», «культура обслуживания», «уровень обслуживания», в основе этих понятий лежит забота о покупателе, который должен иметь возможность с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговле всё необходимое.
Окончание таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||
Водка и ликероводочные изделия |
314,4 |
12,0 |
375,7 |
12,1
|
323,5 |
12,1
|
119.5 |
102„9 | ||||||
Вина, шампанское, коньяк |
283,0 |
10,8 |
329,3 |
10.4
|
281,2 |
10,5
|
116.4 |
99,4 | ||||||
Прочие продовольсгвенные товары |
264,7 |
10,1 |
321,8 |
10,4 |
304,8 |
11,4 |
121,6 |
115,1
| ||||||
Непродовольственные товары |
170,4 |
6,5 |
195,8 |
6,3 |
168,3 |
6,3 |
114,9 |
98,8
— | ||||||
Всего товаров |
2620,7 |
100,0 |
3105,2 |
100,0 |
2681,5 |
100,0 |
118,5 . „ |
102,3
|
Примечание - Источник: данные предприятия
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Факторный анализ общего розничного товарооборота.
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:
торговых работников;
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице 2.6:
Таблица 2.6 – Товарный баланс по магазину за 2010 -2011 г.г.
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение В сумме (+-) |
Влияние на изменение товарооборота (+-) |
Запасы товаров на начало года |
209,2 |
243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
Поступление товаров |
2656,3 |
3169,3 |
+513,0 |
+513,0 |
Прочее выбытие товаров |
1.8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
Запасы товаров на конец года |
243,0 |
306,1 |
+63,1 |
-63,1 |
Розничная реализация товаров |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
+484,5 |
Примечание - Источник: данные предприятия
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).
На предприятии в 2011 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2010 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2011 году положительной.
Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 2.7
Таблица 2.7 - Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота
Наименование факторов |
Влияние на динамику товарооборота | |
расчет |
сумма, тыс. руб. | |
Изменение численности продавцов |
(21-20) х 131,0 |
+131.0 |
Изменение среднегодовой выработки продавцов |
(147,9-131,0) х21 |
+354,9 |
Всего |
|
+484,5 |
Примечание - Источник: данные предприятия
Большое влияние
на динамику розничного товарооборота
оказывает эффективность
2.2. Анализ уровня
культуры торгового
Торгово-технологический процесс в универсаме «Родная сторона» представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Торгово-технологический процесс в универсаме можно разделить на три основные части:
1. Операции с товарами до предложения их покупателям:
• разгрузка транспортных средств;
• доставка товаров в зону приемки;
• приемка товаров по количеству и качеству;
• доставка товаров в зону хранения;
• хранение товаров;
• подготовка товаров к продаже;
• перемещение товаров в торговый зал;
• выкладка товаров на торговом оборудовании.
2. Операции
непосредственного
• встреча покупателя;
• предложение товаров;
• отбор товаров покупателями;
• расчет за отобранные товары;
• оказание покупателям дополнительных услуг.
3. Дополнительные
операции по обслуживанию
Также в «Родной стороне» проводится акция «С днём рождения!», по которой каждый именинник в течение 3-х дней до дня рождения, в день рождения, в течение 3-х дней после дня рождения при предъявлении паспорта и заполненного купона-анкеты получает скидку в размере 10% на готовую кондитерскую и кулинарную продукцию собственного производства.
В Универсаме «Родная сторона» используется централизованный метод доставки товаров. При доставке товаров используются следующие виды тары и тары-оборудования: полиэтиленовая упаковка, поддоны. Частота завоза зависит от: сроков реализации, среднего объема продаж, размера установленных товарных запасов, ёмкости подсобных помещений, оборудования в торговом зале, минимальной нормы доставки и составляет приблизительно 1 раз в день.
Доставка товаров в универсам «
Приёмка товаров в магазине является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Положение о порядке приёмки товаров по количеству и качеству».
Основным торговым помещением предприятия является - торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. Поэтому устройство и планировка торгового зала должна отвечать требованиям (нормативам) рациональной организации. Вся торговая площадь предприятия разделена на торговые зоны - секции, своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале.
Рисунок 2.4 - Схема-планировка Универсам «Родная сторона»
Примечание - Источник: данные предприятия
Рисунок 2.5 - Модель доведения продукции до покупателей в Универсаме «Родная сторона»
Примечание – Источник: данные предприятия
После проведения маркетинговых исследований, связанных с нахождением своей ниши на рынке сбыта, работники Универсама «Родная сторона» проводят систематическую работу, связанную с формированием ассортимента, управлением товарными запасами и с рекламой продукции.
На заключительном этапе коммерческой деятельности выполняются операции по организации хозяйственных связей с покупателями. Основной формой хозяйственных связей предприятия с клиентами является договор купли-продажи. Важное значение в заключаемых договорах имеет регулирование условий транспортировки, тары и упаковки, несение риска гибели или повреждений продукции и др.
Традиционной
формой взаимоотношений торговли с
производством является система
заявок и заказов на куплю-продажу
и поставку товаров. Представление
заказа является предварительной стадией
вступления в сделку, и его правомерно
рассматривать как
Таким образом,
результаты анализа организации
коммерческой работы по формированию
договорных отношений производственных
предприятий с поставщиками и
покупателями, а также оценка основных
условий реализации хозяйственных
сделок подтверждает необходимость
совершенствования механизма
3. Пути дальнейшего повышения культуры торгового обслуживания
3.1. Роль продавцов
в повышении культуры
Постоянное совершенствование обслуживания клиентов - ключевая цель предприятия, обеспечивающая получение прибыли и долговременный рост компании. Поэтому, подобная цель должна быть ключевой в стратегии развития любой коммерческой организации, работающей на рынках с высокой конкуренцией. Все отделы компании, занятые в разработке, производстве и продвижении продукта, должны работать на достижение этой цели.
Основное влияние на посетителя оказывают именно сотрудники магазина. Имидж торгового заведения, его способность удерживать покупателей во многом зависят от знаний и опыта, приветливости, внешнего вида его работников. Какими привлекательными не были бы ценовая политика и выкладка товара в торговом зале, хамство и невоспитанность продавцов нередко сводят на нет все усилия мерчандайзеров.
Искусство общения с покупателем
предполагает, что каждый продавец
должен заботиться о том, чтобы впечатление,
которое он производит на окружающих,
было хорошим. Это впечатление определяется
в первую очередь внешним видом
продавца. Наверное, нет нужды подробно
останавливаться на том, что одежда
сотрудников магазина всегда должна
быть чистой, аккуратной, импозантной.
Для продавцов