Товароведение непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Основные задачи, стоящие перед товароведением: определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность; установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;- изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;- товароведная оценка качества товаров, выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;- обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;- информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

Вложенные файлы: 1 файл

9.docx

— 124.66 Кб (Скачать файл)

7 потребительские свойства - проявляющиеся при использовании товара потребителем, свойства, в процессе удовлетворения потребностей. Это совокупность технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих покупателю наибольшее удовлетворение его потребностей за оптимальную цену.

 На  формирование потребительских свойств  товара оказывают влияние такие  характеристики, как прочность, надежность, отделка, внешнее оформление, новизна  фасона, соответствие моде и т.п., что  значительно и в положительную  сторону отличает его от другого  товара. При покупке потребители  обращают свое внимание, прежде всего, на полезность товара и на преимущества, которые они могут получить при  его использовании

 Сам по себе товар является элементом  маркетингового комплекса и стоит  рядом с методами распространения, ценой, продвижением, определяет всё, что  может удовлетворить потребность  или нужду, и выставляется на рынок  с целью приобретения, привлечения  внимания, использования или потребления. Соответственно, потребительские свойства товара (с точки зрения потребителя) зависят от того, насколько данный товар может удовлетворить его, потребителя, потребность в чем-то, ради чего этот товар им покупается.Различными специфическими качествами и особенностями определяется характеристика потребительских свойств товаров. По большому счету, они делятся по восьми свойствам:

 1. свойство социальное: насколько товар востребован потребителями, зависит от общественных норм, стиля, платежеспособности, сезона и т.д. 2. свойство функциональное: способность товара удовлетворить покупательские потребности. В свою очередь, его показатели делятся на три группы: совершенства выполнения главной функции, универсальности, а так же выполнения вспомогательных функций. 3. свойство “надёжность” товара в потреблении. К ним относятся: безотказность (сохранение постоянной работоспособности в течение срока эксплуатации); долговечность - сроки службы; понятие ремонтопригодности (приспособленность товара к ликвидации различных отказов и повреждений); сохраняемость (сохранение работоспособности после транспортировки или хранения. 4. свойства эргономичности: гигиенические, психологические, антропометрические, психофизические и физиологические. 5. эстетическое свойство: способность формы соответствовать содержанию.6. экологическое свойство: насколько товар воздействует на окружающую среду при использовании, хранении и транспортировке. 7. безопасность: насколько безопасно использовать товар. 8. экономическое: размер расходов материала, энергии, топлива при создании и в процессе потребления товара. 
 

8. Текстильными волокнами называют гибкие прочные тела с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления текстильных изделий. Натуральные волокна в зависимости от химического состава подразделяются на два подкласса: органические (растительного и животного происхождения) и минеральные.

Волокна растительного происхождения: хлопок, лен, пенька, джут, и др.

Волокна животного происхождения: шерсть овец, коз, верблюдов и других животных, натуральный шелк тутового и дубового шелкопряда.

Льняные ткани, считающиеся самым древним  видом тканей, изготавливаются из волокнистого материала стеблей  льна-долгунца. Волокно льна имеет уникальные потребительские свойства:лен высоко гигроскопичен, хорошо впитывает капельную влагу и одновременно быстро ее отдает, высыхает;на льняных волокнах не образуется зарядов статического электричества;степень полимеризации целлюлозы льна в 2-3 раза выше, чем у хлопка, поэтому он гораздо прочнее, более стоек к разрушению на свету и выносит большее количество стирок в процессе носки он не желтеет и не стареет, а только становится белее и приятнее;лен обладает бактерицидными свойствами.

Важнейшее природное текстильное волокно - хлопок. Это волоски на семенах хлопчатника. Из хлопка получают тонкую, равномерную и прочную пряжу и делают из нее самые разнообразные ткани - от тончайших батиста и маркизета до толстых обивочных тканей. В строительстве в настоящее время   широко получили распостранение утеплители на основе льно и хлопковолокон.Упаковка, маркировка, хранение натуральных волокон осуществляется по существующим ГОСТАМ на данный вид продукцииВ настоящее время в Беларуси проводится модернизация льнозаводов с целью повышения качества льноволокна.

Шерсть  — самое дорогое сырье, себестоимость  ее в 2—15 раз (в зависимости от вида шерсти) выше себестоимости хлопка. Шерсть состригают с овец специальными ножницами или машинками. Шерстный покров, снятый с овец, называют руном. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью, хорошими светостойкостью, растяжимостью и упругостью. Высокие упругие свойства обусловливают несминаемость изделий из шерсти. Прочность шерстяного волокна на разрыв, стойкость к истиранию и теплостойкость сравнительно невысокие. Маркировка, хранение осуществляются по ГОСТАМ. 
 

9.  Химические волокна получают путем химической пе­реработки природных или синтетических волокнообразующих полимеров. Они делятся на два подкласса: искусственные и синтетические. Технологический процесс изготовления химических во­локон включает три основные стадии: получение прядильного раствора или расплава, формирование из него волокон и отделку данных волокон. Формируют волокна с помощью фильер, имеющих мелкие отверстия, через которые полимер продавливается тонкими струйками, затвердевает и превращается в элементарные нити.Искусственные волокна получают из природных полимеров, преимущественно целлюлозы. Применяют три способа получения искусственных волокон из целлюлозы: вискозный, ацетатный и медно-аммиачный, в соответствии с которыми они и получили свои названия.

 Синтетические волокна получают из синтетических волокнообразующих полимеров. По химическому составу они делятся на полиамидные, полиэфирные, полиакрилнитрильные, полиуретановые, поливинилхлоридные, поливинилспиртовые, полиолефиновые. Синтетические волокна обладают высокой прочностью, стойкостью к истиранию, что обусловливает повышенную износостойкость тканей. В отличие от искусственных и природных синтетические волокна характеризуются малым влагопоглощением. Поэтому для бельевых изделий они малопригодны, а для одежных изделий их чаще используют в смеси с натуральными и искусственными волокнами. Синтетические волокна устойчивы к действию микроорганизмов, плесени и моли. В настоящее время с добавлением химических волокон выпускается 35 % тканей на основе хлопка, 90 % - на основе шерсти, 50 % - на основе льна и 97 % - на основе шелкаВолокна являются сырьём для производства тканей, маркировка, хранение осуществляется ГОСТами. 

10.  Текстильные нити являются сырьем для производства тканей и других текстильных материалов, поэтому наряду с волокнами являются важным фактором формирования потребительских свойств тканей. Ассортимент нитей также характеризуется большим разнообразием. К нитям натурального шелка относятся: шелк-сырец, шелк-уток, шелк-основа, мулине, креп,. Нити из искусственных волокон различают по числу кручений и характеру крутки: комплексные нити, в том числе муслин, креп, мооскреп, и нити фасонной крутки. Нити из синтетических волокон разнообразны по структуре: мононити, профилированные, комплексные, жгутовые и текстурированные (широко используются в производстве изделий). Ткань образуется в процессе ткачества путем переплетения нитей основы и утка на ткацком станке. По виду натурального волокна ткани делят на четыре класса: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные; по волокнистому составу — на однородные и смешанные (полульняные, полушерстяные).

По назначению бытовые ткани делят на бельевые, платьевые, сорочечные, костюмные, плащевые, пальтовые, подкладочные, мебельно-декоративные, специального назначения, штучные изделия.

Важнейшими  факторами, обеспечивающими сохранность  тканей в процессе товародвижения и  препятствующими воздействию природно-климатических  условий, является складывание и  их упаковка. Для тканей всех групп  предусматривается складывание  их в куски или рулоны лицевой  стороной внутрь, за исключением набивных тканей из натурального шелка и искусственных  тканей. На хранение тканей в торговле существенное влияние оказывает  соблюдение правил упаковки. Из кусков ткани формируют кипы и рулоны. Маркировка тканей может быть первичной  и внешней. Первичная маркировка заключается в нанесении на изнаночную сторону материала клейма контрастной  по цвету краской. Клеймо наносят  на оба конца куска отреза параллельно  кромке. Клеймо содержит наименование предприятия-изготовителя и номер  контролера ОТК 

11. Швейные изделия — изделия, изготовленные в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий. Основную массу швейных товаров составляет бытовая, спортивная и производственная одежда.Для изготовления швейных изделий применяют ткани, натуральную и искусственную кожу, меховые полуфабрикаты, нетканые утепляющие материалы (ватин, синтипон и др.), подкладочные материалы, отделочные материалы (лента, тесьма и др.) и различную фурнитуру (пуговицы, пряжки, застежки «молнии», кнопки и т.д.).Процесс производства швейных товаров состоит из основных этапов: моделирования, конструирования, раскройного процесса, пошива швейных изделий. Основные потребительские свойства одежды следующие: удовлетворяющие эргономическим требованиям, эстетические (нематериальные), требования, характеризующие срок службы одежды (надежность), и коммерческие. Свойства, удовлетворяющие эргономическим требованиям, обеспечивают защиту тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и создание оптимальных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Эстетические свойства способствуют самовыражению человека в общественной среде. Групповой ассортимент — это перечень товаров, объединенных по назначению, применяемому сырью, условиям использования. Различают производственный и торговый ассортимент. Мужская верхняя одежда, Женская верхняя одежда ,Детская верхняя одежда, Белье и др. Основными нормативно-техническими документами, на которых базируются изготовление и оценка качества одежды в промышленности и торговле, являются стандарты, технические описания моделей, утвержденные образцы (эталоны) изделий. Для маркировки швейных и трикотажных изделий используют товарный ярлык, ленту с изображением товарного знака или клеймо, контрольную ленту. На товарном ярлыке указываются следующие реквизиты: товарный знак предприятия-изготовителя, его наименование и местонахождение, наименование изделия, обозначение стандарта или технического условия, артикул изделия, его модель, размеры, сорт, розничная цена, дата выпуска (месяц, год). 

12. Трикотаж - гибкое и прочное вязаное полотно или изделие, состоящее из петель, переплетающихся в продольном и поперечном направлениях. Первичным элементом структуры трикотажа является петля, состоящая из остова и соединительной протяжки. Соединяясь друг с другом по горизонтали, петли образуют петельные ряды, по вертикали - петельные столбики.Для производства трикотажа используют текстильные нити и пряжу различных видов.В соответствии с назначением трикотажные товары подразделяют на верхние, бельевые, чулочно-носочные, перчаточные изделия, головные уборы. Верхний трикотаж группируют:по способу производства изделия (вязаные, полурегулярные, кроеные, комбинированные);отделке (суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестровязаные, меланжевые и др.);половозрастному признаку (мужские, женские, подростковые, детские);характеру опоры, размерным признакам и фасону аналогично швейным товарам;видам (пальто, полупальто (по конструкции аналогично швейным товарам), джемперы, жакеты, жилеты, свитеры и т.д.).Трикотажные головные уборы. В ассортимент входят шапочки, платки, шарфы, береты, платочно-шарфовые изделия,гарнитуры.Джемперы — изделия без разреза или с разрезом, не доходящим до конца стана (пуловеры). Жакеты - изделия с рукавами и с разрезом во всю длину стана, с карманами и без карманов, с воротником и без него, с поясами и без поясов.Свитеры - вязаные или кроеные трикотажные изделия. Они имеют высокий воротник (не менее 5 см), плотно охватывающий шею. Воротник может быть одинарным или двойным, с отворотом или без него, с вшивными рукавами или реглан.Платья женские вырабатывают из смешанной, чистошерстяной и полушерстяной пряжи. Выпускают платья вязаные, кроеные, комбинированные из полотен одноцветных, пестровязаных, набивных, тисненых.Костюмы - комплекты, состоящие из юбок и жакетов (джемперов, свитеров и т.д.), бывают двух- и трехпредмет-ные не только с юбкой, но и с брюками. Трикотажные изделия маркируют прикреплением этикеток. На этикетке указывают товарный знак, наименование предприятия, его местонахождение, код, размер, сорт, номер ГОСТа или ТУ.Верхние трикотажные изделия (пальто, полупальто, куртки, жакеты, костюмы, пиджаки и др.) транспортируют при местных перевозках без упаковки в подвешенном или сложенном виде.Помещение для хранения трикотажных изделий должно быть сухим и отапливаемым. Изделия периодически проветривают. Хранить товары необходимо при температуре воздуха 10-30 °С в защищенном от прямого солнечного света месте 

13.  Кожаную обувь по целевому назначению подразделяют на бытовую, спортивную, специальную, профилактическую и ортопедическую, производственную.По сезону носки бытовая обувь подразделяется на зимнюю, летнюю, весенне-осеннюю и круглосезонную.По способу производства обувь подразделяется на обувь механического и ручного производстваПо применяемому материалу обувь бывает хромовая, юфтевая, комбинированная, текстильная, из искусственной и синтетической кожи, меховая.По методу крепления низа обувь подразделяют на клеевую, рантовую, горячей вулканизации, полусандальную, сандальную, прошивную, гвоздевую и др.По высоте каблука обувь бывает на низком каблуке (до 25-45 мм), среднем (30-45 мм), высоком (46-60 мм), особо высоком (выше 60 мм), без каблука.По цвету верха - черная, цветная (коричневая), яркая (красная, бордовая, синяя, голубая, темно-серая, желтая), светлая (светло-серая, бежевая), белая, натуральная, двуцветная.Обувь группируют по следующим видам: сапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалеты, летние туфли, сандалии, спортивные, комнатные и дорожные туфли.Производство кожаной обуви начинается с моделирования и конструирования. Технологический процесс производства включает раскрой обувных материалов, обработку деталей низа и верха. Раскрой обувных материалов на детали происходит на прессах или вручную. Обработка деталей включает выравнивание деталей по толщине, клеймение, очистку от пыли, сборку деталей верха в заготовку, формование заготовок верха, прикрепление низа обуви.Обувь должна соответствовать образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке по моделям, фасонам колодки и каблука, материалам и расцветкам верха, материалам низа, применяемой фурнитуре, способу обработки и отделки верха и низа, маркировке. Она должна быть парной. Обувь в паре должна быть одинаковой по размерам, полнотам, цвету материалов, хорошо отформованной, без пятен, складок и морщин. На каждую пару обуви наносят маркировку четкими, печатными буквами и цифрами, легко различимыми и небольших размеров. На каждую полупару обуви наносят обозначения: товарный знак предприятия-изготовителя, код, номер модели, размер, полноту, дату выпуска, сорт, номер стандарта. Размер и полноту обуви указывают на подошве, в геленочной части.Кожаную обувь упаковывают в коробки из картона так, чтобы носок одной полупары прилегал к пяточной части другой. Между полупарами прокладывают мягкую бумагу. Легкую обувь заворачивают в бумагу или пакет. Коробки, пакеты с обувью укладывают в ящики. На коробки и пакеты наносят маркировочные данные: товарный знак предприятия, артикул, фасон, номер стандарта, местонахождение предприятия-изготовителя. Аналогичные обозначения наносят на каждый ящик или коробку, также указывают номер ящика. Дату упаковки, количество пар обуви и вес брутто.Обувь хранят при температуре от 8 до 16 °С и относительной влажности воздуха 50-70 % . 

Информация о работе Товароведение непродовольственных товаров