Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:51, дипломная работа
Целью данной работы является сравнительный анализ потребительских свойств, изучение ассортимента, оценка качества водки различных производителей, реализуемой в кафе «Метан», анализ организации коммерческой деятельности кафе с целью выработки мероприятий по их улучшению.
В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:
анализ состояния рынка алкогольной продукции в республике Беларусь;
изучение потребительской ценности водки, классификации, ассортимента водок и факторов формирующих качество;
изучение способов фальсификации водки и методов ее определения;
изучение ассортимента водки, реализуемой в ЧУП «Витебская Универсальная База», методов определения качества и проведение оценки нескольких образцов водки, реализуемой на данном предприятии;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………5
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВА ВОДКИ……………………………………………………………………………..7
Состояние рынка алкогольной продукции в Республике Беларусь………..7
Потребительская ценность водки………….…………………………………10
Классификация и ассортимент водки………………………………………..18
Факторы, формирующие качество водки……………………………………21
Фальсификация водки, методы её обнаружения………………………........26
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА, АССОРТИМЕНТ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ВОДКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ЧУП «Витебская Универсальная База»…...........…………………………………………………………………..….33
Сравнительный анализ потребительских свойств водки различных изготовителей……………………………………………..…………………...33
Характеристика ассортимента водки, реализуемой в ЧУП «Витебская Универсальная База»………………………………………………….………36
Экспертиза качества водки, реализуемой в ЧУП «Витебская Универсальная База»……………………………………………………………………………38
2.3.1.Характеристика объектов и методов исследования…........….…………...38
2.3.2.Анализ упаковки и информации на маркировке………. …………………41
2.3.3.Экспертиза качества водки по органолептическим и физико-химическим показателям……………………………………………………………………………47
ВЫВОД И ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……….59
Водка относится к наиболее часто фальсифицируемой группе алкогольной продукции, учитывая относительную простоту её изготовления и популярность у
населения.
К специфическим средствам и способам фальсификации можно отнести не вложение в продукт отдельных компонентов или их замену на другие. Примером может служить отсутствие в рецептуре сахара, меда и т. д.
Фальсификация водки выявляется зачастую при внешнем осмотре бутылки: ее признаком может служить неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге, неплотная укупорка, нечеткая штамповка на колпачке, несоответствие наименования водки выштампованной заглавной букве на колпачке и подписи на этикетке, наличие посторонних включений.
На колпачке «алка», кроме наименования завода-изготовителя, должно быть указано четкое название водки в виде заглавных букв (П — «Пшеничная», Р — «Русская» и т. д.).
Колпачок с винтовой резьбой не должен прокручиваться вокруг своей оси. На заводе-изготовителе такие бутылки бракуются.
При осмотре алюминиевого колпачка «алка» с «язычком» потребитель должен обратить внимание на следующее: у фальсифицированной водки края такого колпачка пригнаны неплотно и с мелкими «волнами». На колпачке, укупоренном в условиях производства, нижние края гладкие и пригнаны в упор.
Косвенным признаком
подлинности водки может
Целесообразно рассмотреть этикетку с обратной стороны: на заводской этикетке имеется несколько ровных полосок клея либо клей образует ровное сплошное покрытие. В непроизводственных условиях клей обычно наносят кисточкой, поэтому мазки будут неровными.
Цифровой код на заводской этикетке должен состоять из 7... 10 цифр. На этикетках бутылок «под винт» последние две цифры кода обозначают наименование города (01 — Москва, 02 — Санкт-Петербург и т. д.).
Многие крупные предприятия для защиты своей продукции от подделок предусматривают нанесение на колпачок или бутылку надписей или шифров напылением водо-нерастворимой краской.
Эксперт может определить подделку по информации на акцизной марке.
Недостаточная прозрачность водок связана с использованием несмягченной или плохо отфильтрованной воды, попаданием посторонних включений, некачественной фильтрацией, отклонениями в технологии при обработке водок модифицированным крахмалом, обезжиренным молоком.
Однако наличие в водке
Аромат и вкус, не присущие водке, посторонние грубые тона и привкус могут быть связаны с некачественной обработкой сортировки активированным углем в результате истощения его адсорбционной поверхности, использованием некачественного спирта и его суррогатов.
Присутствие ряда посторонних примесей зачастую связано с применением непищевого спирта: ацетон является признаком синтетического спирта; повышенное содержание эфиров, кретонового альдегида, сернистых соединений наблюдается в водке, приготовленной из технического гидролизного спирта. Во вкусе это проявляется присутствием жгучих «горелых» тонов, наличием резкого неприятного запаха.
Все перечисленные способы идентификации и экспертизы должен знать не только специалист, но и обычный потребитель.
При значительной замене пищевого спирта
техническим или водой
Существуют простые и
Определение присутствия сивушного масла можно провести по методу Готфруа: 10...15 см3 водки наливают в термостойкий сосуд, добавляют 2...3 капли концентрированной серной кислоты и столько же бензола. Смесь перемешивают, осторожно нагревают и медленно охлаждают. При наличии сивушного масла раствор приобретает темно-бурый цвет с зеленоватым оттенком.
Наличие фурфурола определяют следующим образом: наливают в рюмку 20 см3 водки, добавляют 3 капли концентрированной соляной кислоты, перемешивают, добавляют 10 капель бесцветного анилина. Если фурфурол присутствует, то проба окрашивается в ярко-красный цвет, напоминающий малиновый сироп.
Для выявления разбавления водки водой можно измерить крепость при температуре 20 °С с помощью спиртометра. В домашних условиях можно использовать бытовые спиртометры.
За последние несколько лет ассортимент водок резко возрос до десятков наименований. Наряду с общепризнанными наименованиями отечественные изготовители выпускают множество новых наименований водок, порой имеющих несущественные отличия друг от друга.
Каждый изготовитель стремится выпускать свои оригинальные наименования водок, рецептура и технология которых составляют коммерческую тайну. Поэтому информация, доводимая до потребителя с помощью маркировки, не позволяет сделать компетентный выбор и выявить отличия, формирующие потребительские предпочтения. Потребителю остается надеяться на правдивость информации изготовителя, а также на предыдущий опыт опробования водки того же наименования.
Предпринимателей, торгующих разнообразными наименованиями водок, больше интересует цена, чем потребительские свойства продукции. Цены на водку разных наименований различаются в 2...5 раз, что порой обусловлено не повышенным качеством водки, а стоимостью упаковки — оригинальных по форме и оформлению бутылок, красочных этикеток, а также наличием дополнительной упаковки (картонных коробок, вкладышей и т. п.).
Кроме того, на цену влияют престижность марки, реклама, «имя» изготовителя. Например, высокое качество водок московского завода «Кристалл» не только обусловило заслуженные потребительские предпочтения его продукции, но и породило попытки других изготовителей фальсифицировать водку, выдавая свою продукцию за продукцию этого завода. Для защиты от таких подделок «Кристалл» был вынужден пойти на двойную защиту путем изображения на металлическом колпачке, закрывающем бутылку, фирменного знака — зубра и наклеивания трех этикеток. На внутреннюю сторону большой этикетки нанесено семизначное число, первые две цифры которого — код завода (01).
Идентификацию водки осуществляют по органолептическим показателям — это напиток, имеющий 40+5 % об. спирта с характерным вкусом и ароматом высокоспиртуоз-ности.
Экспертиза подлинности может проводиться и с целью установления фальсификации водки. При этом могут быть выявлены следующие способы и виды их фальсификации.
Ассортиментная фальсификация может достигаться за счет подмены одного вида другим.
Качественная фальсификация достигается за счет введения добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавления водой; замены одного типа водки другим.
Количественная фальсификация (недолив) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров объема, превышающих предельно допустимые нормы отклонения. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами объема.
Информационная фальсификация — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре (в товарно-сопроводительной документации, маркировке и рекламе). При фальсификации информации довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; фирма-изготовитель товара; количество товара; вводимые пищевые добавки.
К информационной фальсификации
относится также подделка сертификата
качества, таможенных документов, штрихового
кода, даты выработки и т. д. Выявляется
такая фальсификация проведение
Российский рынок насыщен продукцией импортного производства, а также фальсифицированной продукцией, выдаваемой за отечественную или импортную.
Самыми распространенными способами фальсификации водки являются: полная или частичная замена питьевого спирта на более дешевый технический; применение воды, не отвечающей требованиям технологии; разбавление или полная замена водой, а также отсутствие в водках компонентов, предусмотренных рецептурой (сахара, меда, и др.).
Фальсифицированную водку можно выявить при внешнем осмотре бутылки. Признаком фальсификации может служить неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге, перекошенная этикетка, неплотная укупорка, нечеткая штамповка на колпачке, несоответствие наименования водки на колпачке надписи на этикетке, наличие посторонних включений.
При значительной замене пищевого спирта техническим или водой определить фальсификацию водки можно органолептическим методом. Если объемная доля сивушных масел, содержащихся в водке, превышает 0,1 %, то при растирании ее между ладонями появляется специфический запах. Чистая водка такого запаха не имеет. При незначительном уровне такой замены требуется достаточно высокий профессионализм, поэтому прибегают к более достоверным физическим и химическим методам испытаний.
От воды зависит вкус конечного продукта. За счет специальной обработки воды водка имеет мягкий вкус, легко пьется. Но не менее важно, какой использовался спирт, степень его очистки. Самый лучший спирт — «Люкс», чуть хуже — «Экстра», на третьем месте — спирт высшей очистки. Производители обязаны указывать, какой спирт они использовали.
Снижение содержания спирта в водке не всегда является результатом фальсификации. Крепость в водках может снижаться вследствие улетучивания спирта из-за негерметичности упаковки, что не следует считать фальсификацией. В этом случае возникает другой недостаток — недолив.
Индивидуальному потребителю при покупке водки необходимо удостовериться в ее качестве, потребовав у продавца сертификат соответствия на данную партию водки и ее производство. Сертификат должен быть оригиналом или ксерокопией, заверенной свежей печатью организации, выдавшей сертификат.
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА, АССОРТИМЕНТ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ВОДКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В ЧУП «ВИТЕБСКАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ БАЗА»
2.6 Сравнительный анализ потребительских свойств водки различных изготовителей
Для сравнительного анализа потребительских свойств водки, был произведён опрос посетителей ЧУП «Витебская Универсальная База». Так же было проведено исследование факторов, влияющих на выбор потребителями водки. Исследования показали, что марка при принятии решения о покупке не столь важна для потребителей. Большинство опрошенных – около 35%, – в первую очередь обращают внимание на наименование завода-изготовителя. Для 23% потребителей, важную роль играет цена; 21%, оценивают внешний вид продукта. И только не многие порядка 14%, выбирают водку по маркам.
Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что выбор потребителей недорогой водки – основывается на собственном предыдущем опыте покупок. Кроме того, ограниченность в средствах заставляет смотреть на стоимость продукта, однако во избежание покупки по принципу "дешево и сердито" внимание уделяется и внешнему виду товара.
Интересно отметить, что в пятерку ведущих факторов, влияющих на выбор, вошел и такой, как "отечественный производитель": респонденты изучаемой аудитории склонны доверять именно отечественному производителю – вследствие позиционирования импортных марок в более высокой ценовой категории. Данную ситуацию отображает рисунок 2.1.
Рисунок 2.1- Факторы, влияющие на выбор потребителей водки.
Исходя из данных рисунка, можно сделать вывод: основным фактором, влияющим на потребителя, при приобретении водки, является наименование Завода-изготовителя.
Был произведён сравнительный анализ потребительских свойств пяти наименований водок. Для этого были отобраны образцы водок известных торговых марок:
- «Славянское золото премиум», объём 0,5л., производитель «Славянский продукт», Витебская обл., г.п. Шумилино, цена 26100 бел.руб.;
- «Беларуски гасцинец», объём 0,7л., производитель РУП «Витебский ЛВЗ» цена 48720 бел.руб;
- «Норма люкс», объём
0,5л., производитель РПУП Брестский
ликёро-водочный завод «Белалко
Информация о работе Товароведная характеристика водки различных производителей